Автор: Юрлова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: г Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Роль игры в жизни ребенка
Раздел: дошкольное образование
«Роль игры в жизни ребенка»
Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять
себя в свободное время, а серьезная деятельность, которая является первым
шагом по освоении.
Игры, в которые играют дошкольники, можно разделить на три
основные группы. К первой группе относятся все подвижные игры. Это
прятки, пятнашки, игры с мячом, скакалкой и т. п. Во время игры дети учатся
соблюдать правила игры, воспитываются навыки поведения в коллективе.
Вторая группа игр – настольные игры, различные лото, пирамидки –
образовательные. Они дают возможность познакомиться с различными
предметами и явлениями действительности, развивают память, мышление,
восприятие,
наблюдательность.
Эти игры
особенно
важны
для
дошкольников.
К третьей группе относятся, так называемые, ролевые игры. В них
дети изображают жизнь и умения взрослых, учатся относиться к своему
воображаемому
труду,
товарищам
по
игре
так,
как
в
действительной жизни относятся друг к другу взрослые.
Сначала в играх малыш копирует то, что он видит в семье,
воспроизводит действия мамы и папы, бабушки, няни. Подрастая, все больше
познавая окружающий мир, он наблюдает за действиями посторонних людей
- врача, продавца, милиционера. Основной мотив игры – действовать как
взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы
взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом,
эталоном, «мерой всех вещей».
Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка:
«Поиграй со мной, ну пожалуйста! ». И какую радость он испытывает, когда
мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот,
соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или
клиентом в парикмахерской. Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть
также, внося свои изменения, дополняя эти действия. Обращайтесь к ребёнку
через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Принять на себя роль –
значит действовать как кто - то, поставить себя на его место. Причиной
появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в
заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является
ответ на вопрос «Кто ты? ». Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр
и т. д., значит, он принял роль.
Если ребёнок овладеет способами ролевого поведения в игре со
взрослым, то начнёт развёртывать более разнообразную деятельность,
переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в
разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего
плохого. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным
содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой не проходят
бесследно. Переключайте игру, придавая ей положительное содержание.
Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором
он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с
другими
людьми.
Неразвитость
ролевой
игры
свидетельствует
об
отсутствии,дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в
группе сверстников.
С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление,
воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения
в школе, благополучной адаптации в новом коллективе.
Если ребёнок хорошо играет – значит, он учиться мыслить, действовать,
значит он не будет бесполезным фантазёром. А значит, родителям не следует
жалеть времени на игру. Вы должны понять игра – серьёзный вид
деятельности, орудие самовоспитания ребёнка.
Если ваш малыш спокойно и подолгу играет – значит, ребёнок
развивается правильно!