Автор: Оксана Юрьевна Рыбалко
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ "Специализированная школа №18 г.Донецка"
Населённый пункт: Донецк,Донецкая область
Наименование материала: Развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся в объединении по интересам
Тема: Творческие способности детей
Раздел: среднее образование
«Красота спасёт мир!» есть в мире такая красота, которая всегда актуальна. Это прежде
всего красота души, включающая в себе положительные человеческие качества: доброта,
честность, отзывчивость, надёжность. Но есть и другая красота, которой свойственно
меняться на разных этапах жизни человечества. Это красота созданная руками человека. А
если это сделано руками самого главного человека нашей жизни – ребёнка, то ещё более
ценно
и
неповторимо!
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее
актуальных
проблем,
ведь
речь
идет
о
важнейшем
условии
формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. ФГОС ДО
ставит перед нами ряд задач, одна из которых – создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта
отношений
с
самими
собой,
другими
детьми,
взрослыми
и
миром.
Я очень рада и считаю это правильным и обоснованным, что стандарт лишил меня и моих
детей количественной и шаблонной оценки результатов и достижений детей, особенно их
творческой деятельности. Да, мы привыкли к каким-то рамкам, критериям, оценкам. Но
смысл процесса образования – не в приобретении знаний, умений и навыков, а именно в
совершенствовании
и
становлении
личности
ребёнка.
Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания
педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество
глубоко заинтересованно в художественно - эстетическом воспитании подрастающего
поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым
чувством
красоты
и
активным
творческим
началом.
Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный
самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.
«Вы
хотите,
чтобы
ваши
дети
были
способными
и
талантливыми?
Тогда
помогите
им
сделать
первые
шаги
по
ступенькам
творчества,
Но…
не
опаздывайте
и,
помогая…
думайте
сами».
Б.П.Никитин.
У ребенка - дошкольника есть природные задатки, которые проявляются в элементарных
суждениях «красиво», «некрасиво», «нравится» и так далее. Педагогам и родителям важно
заметить,
создать
условия
для
развития
этих
задатков.
Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует
много мостов. Дизайн – своеобразный мостик. Но никакой прорицатель не может сказать,
каким именно путём преодолеет пропасть ребёнок, поэтому не следует искусственно
уменьшать число мостов. А ещё лучше начать строить новые. Я решила построить свой
мостик- поощрять инициативу детей в группе и предложить им стать художниками,
творцами
и
созидателями
своего
окружения,
стать
дизайнерами!
Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие
способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет
самостоятельно
решать
творческие
задачи,
развивает
способность
к
анализу
и
обобщению.
Концепция В.А.Петровского говорит о том, что «Дети становятся творцами своего
предметного окружения», а А.Н Короткова в своей концепции делает упор на то, что
«Воспитатель должен стать реальным проектировщиком – дизайнером, направить свою
деятельность на формирование предметно - пространственной среды в единстве ее
функциональных
и
эстетических
качеств».
Человек, где бы не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой, живёт,
работает или отдыхает. В век конвейеров и массового производства мы всё больше ценим
индивидуальность во всём: от манеры одеваться до авторских работ, хранящих тепло
человеческих рук, и хотим украсить детский сад эксклюзивными стильными вещицами,
которые преобразят интерьер, предадут ему неповторимое очарование.
Любой ребенок от природы – дизайнер. А задача взрослых – поддержать его инициативу и
нестандартность мышления. Детский дизайн – это молодой вид детской деятельности, это
форма организации ручного труда дошкольников с использованием разнообразных
методик изобразительной деятельности.
Я задумалась, какой дизайн будет в нашей группе? Ведь это должно быть не только
эстетично, но еще и функционально и педагогически - целесообразно.
И придумала! На основе тематических недель и задач, предложенных в основной
образовательной программе дошкольного образовательного учреждения моим ещё одним
мостиком было то, что итоговым продуктом каждой из недель являлся дизайн – продукт
созданный руками детей.
На ранних этапах развития ребенка воспитательное воздействие среды осуществляется
стихийно, но с возрастом оно осмысливается ребенком.
Важно своевременно дать детям подготовку в той области деятельности, к которой
относится разработка гармоничной предметной среды - в области дизайна.
В дизайн - деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться
навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности:
использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего
кукольно - игрового пространства.
Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных
образовательных учреждений занимается Пантелеев Г.Н. Мне близка методология
Георгия Николаевича, она является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создаёт
красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной. Известный
исследователь дает свое определение этого понятия: дизайн - это «конструирование
вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности,
эргономичности и красоты».
Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская
деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.
Г.Н. Пантелеев выделяет три значимых направления:
1) профессиональный дизайн и его роль в эстетизации всей среды жизнеобеспечения
людей;
2) «дизайн для детей» — профессиональный дизайн, направленный на благоустройство
материально-культурного пространства, окружающего ребенка;
3) «детский дизайн» как непосредственное участие детей в эстетизации своего быта.
В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия«дизайн-
рукоделие» и «дизайн-проект».
«Дизайн - рукоделием» можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые
детьми самостоятельно и одномоментно.
«Дизайн - проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер
деятельности (моделирование одежды, архитектурно - художественный, декоративно-
пространственный дизайн).
В струк¬ту¬ре дет¬ско¬го ди¬зай¬на (в со¬от¬ветс¬твии с клас¬си¬фика¬ци¬ей,
при¬нятой в про¬фес¬си¬ональ¬ном ди¬зай¬не) ав¬тор оп¬ре¬деля¬ет его ти¬поло¬гию:
1) ди¬зайн плос¬кос¬тной (ап¬пли¬катив¬но-гра¬фичес¬кий);
2) объ¬ём¬ный (пред¬метно-де¬кора¬тив¬ный);
3) прос¬транс¬твен¬ный (ар¬хи¬тек¬турно-де¬кора¬тив¬ный).
Содержание понятия «детский дизайн» довольно обширное и связано со специфическими
видами деятельности дошкольников.
В этом плане можно выделить следующие группы предметов дизайнерской
деятельности:
• Предметы для игры (самолеты, куклы, мебель для кукол, лото, предметы для сюжетно-
ролевых игр);
• Предметы для подвижных игр (шапочки, султанчики и так далее);
• Предметы для познавательно-экспериментальной деятельности (картонные горки и
трамплины - для опытов с движением, парашюты и вертушки - для опытов с воздушными
потоками и другое).
• Оформление выставок детских работ (лепка, аппликация, рисование).
• Коллекции (книжки - малышки, игрушки - миниатюры, открытки, фантики, одежда и
другое);
• Макеты (по результатам чтения художественных произведений, макеты для игры,
познавательно - практическая деятельность);
• Сувениры (открытки, поделки, украшения интерьера и другое);
• Украшения для помещения;
• Реквизиты и декорации, маски и другое для театра;
• Информационно - рекламные предметы (афиши, реклама, пригласительные билеты,
открытки, бейджи).
Следовательно, детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую
организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов,
составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн - творчества могут быть
использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой
художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А
это и является основной задачей и содержанием дизайн –деятельности.
Г.Н.Пантелеев: «Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере
взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас
неосознанно выполняют функции дизайнера…».
Эстетизация среды посредством детского дизайна- это стержень, на который я как педагог
могу «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии: …
Так же для успешной реализации задачи использую активные методы обучения:
проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа,
творческая игра, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия.
Перспектива на будущее: создание своей профессиональной программы направленной на
развитие эстетических чувств детей.
Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А
помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Поэтому я планирую продолжить
работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с
дизайнерской деятельностью, поэтому девиз работы с детьми – поддерживать, сохранять,
уважать!