Напоминание

Творческие способности детей


Автор: Оксана Юрьевна Рыбалко
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ "Специализированная школа №18 г.Донецка"
Населённый пункт: Донецк,Донецкая область
Наименование материала: Развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся в объединении по интересам
Тема: Творческие способности детей
Раздел: среднее образование





Назад




«Красота спасёт мир!» есть в мире такая красота, которая всегда актуальна. Это прежде

всего красота души, включающая в себе положительные человеческие качества: доброта,

честность, отзывчивость, надёжность. Но есть и другая красота, которой свойственно

меняться на разных этапах жизни человечества. Это красота созданная руками человека. А

если это сделано руками самого главного человека нашей жизни – ребёнка, то ещё более

ценно

и

неповторимо!

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее

актуальных

проблем,

ведь

речь

идет

о

важнейшем

условии

формирования

индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. ФГОС ДО

ставит перед нами ряд задач, одна из которых – создание благоприятных условий

развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и

склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта

отношений

с

самими

собой,

другими

детьми,

взрослыми

и

миром.

Я очень рада и считаю это правильным и обоснованным, что стандарт лишил меня и моих

детей количественной и шаблонной оценки результатов и достижений детей, особенно их

творческой деятельности. Да, мы привыкли к каким-то рамкам, критериям, оценкам. Но

смысл процесса образования – не в приобретении знаний, умений и навыков, а именно в

совершенствовании

и

становлении

личности

ребёнка.

Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания

педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество

глубоко заинтересованно в художественно - эстетическом воспитании подрастающего

поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым

чувством

красоты

и

активным

творческим

началом.

Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный

самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.

«Вы

хотите,

чтобы

ваши

дети

были

способными

и

талантливыми?

Тогда

помогите

им

сделать

первые

шаги

по

ступенькам

творчества,

Но…

не

опаздывайте

и,

помогая…

думайте

сами».

Б.П.Никитин.

У ребенка - дошкольника есть природные задатки, которые проявляются в элементарных

суждениях «красиво», «некрасиво», «нравится» и так далее. Педагогам и родителям важно

заметить,

создать

условия

для

развития

этих

задатков.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует

много мостов. Дизайн – своеобразный мостик. Но никакой прорицатель не может сказать,

каким именно путём преодолеет пропасть ребёнок, поэтому не следует искусственно

уменьшать число мостов. А ещё лучше начать строить новые. Я решила построить свой

мостик- поощрять инициативу детей в группе и предложить им стать художниками,

творцами

и

созидателями

своего

окружения,

стать

дизайнерами!

Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие

способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет

самостоятельно

решать

творческие

задачи,

развивает

способность

к

анализу

и

обобщению.

Концепция В.А.Петровского говорит о том, что «Дети становятся творцами своего

предметного окружения», а А.Н Короткова в своей концепции делает упор на то, что

«Воспитатель должен стать реальным проектировщиком – дизайнером, направить свою

деятельность на формирование предметно - пространственной среды в единстве ее

функциональных

и

эстетических

качеств».

Человек, где бы не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой, живёт,

работает или отдыхает. В век конвейеров и массового производства мы всё больше ценим

индивидуальность во всём: от манеры одеваться до авторских работ, хранящих тепло

человеческих рук, и хотим украсить детский сад эксклюзивными стильными вещицами,

которые преобразят интерьер, предадут ему неповторимое очарование.

Любой ребенок от природы – дизайнер. А задача взрослых – поддержать его инициативу и

нестандартность мышления. Детский дизайн – это молодой вид детской деятельности, это

форма организации ручного труда дошкольников с использованием разнообразных

методик изобразительной деятельности.

Я задумалась, какой дизайн будет в нашей группе? Ведь это должно быть не только

эстетично, но еще и функционально и педагогически - целесообразно.

И придумала! На основе тематических недель и задач, предложенных в основной

образовательной программе дошкольного образовательного учреждения моим ещё одним

мостиком было то, что итоговым продуктом каждой из недель являлся дизайн – продукт

созданный руками детей.

На ранних этапах развития ребенка воспитательное воздействие среды осуществляется

стихийно, но с возрастом оно осмысливается ребенком.

Важно своевременно дать детям подготовку в той области деятельности, к которой

относится разработка гармоничной предметной среды - в области дизайна.

В дизайн - деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться

навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности:

использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего

кукольно - игрового пространства.

Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных

образовательных учреждений занимается Пантелеев Г.Н. Мне близка методология

Георгия Николаевича, она является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создаёт

красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной. Известный

исследователь дает свое определение этого понятия: дизайн - это «конструирование

вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности,

эргономичности и красоты».

Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская

деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.

Г.Н. Пантелеев выделяет три значимых направления:

1) профессиональный дизайн и его роль в эстетизации всей среды жизнеобеспечения

людей;

2) «дизайн для детей» — профессиональный дизайн, направленный на благоустройство

материально-культурного пространства, окружающего ребенка;

3) «детский дизайн» как непосредственное участие детей в эстетизации своего быта.

В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия«дизайн-

рукоделие» и «дизайн-проект».

«Дизайн - рукоделием» можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые

детьми самостоятельно и одномоментно.

«Дизайн - проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер

деятельности (моделирование одежды, архитектурно - художественный, декоративно-

пространственный дизайн).

В струк¬ту¬ре дет¬ско¬го ди¬зай¬на (в со¬от¬ветс¬твии с клас¬си¬фика¬ци¬ей,

при¬нятой в про¬фес¬си¬ональ¬ном ди¬зай¬не) ав¬тор оп¬ре¬деля¬ет его ти¬поло¬гию:

1) ди¬зайн плос¬кос¬тной (ап¬пли¬катив¬но-гра¬фичес¬кий);

2) объ¬ём¬ный (пред¬метно-де¬кора¬тив¬ный);

3) прос¬транс¬твен¬ный (ар¬хи¬тек¬турно-де¬кора¬тив¬ный).

Содержание понятия «детский дизайн» довольно обширное и связано со специфическими

видами деятельности дошкольников.

В этом плане можно выделить следующие группы предметов дизайнерской

деятельности:

• Предметы для игры (самолеты, куклы, мебель для кукол, лото, предметы для сюжетно-

ролевых игр);

• Предметы для подвижных игр (шапочки, султанчики и так далее);

• Предметы для познавательно-экспериментальной деятельности (картонные горки и

трамплины - для опытов с движением, парашюты и вертушки - для опытов с воздушными

потоками и другое).

• Оформление выставок детских работ (лепка, аппликация, рисование).

• Коллекции (книжки - малышки, игрушки - миниатюры, открытки, фантики, одежда и

другое);

• Макеты (по результатам чтения художественных произведений, макеты для игры,

познавательно - практическая деятельность);

• Сувениры (открытки, поделки, украшения интерьера и другое);

• Украшения для помещения;

• Реквизиты и декорации, маски и другое для театра;

• Информационно - рекламные предметы (афиши, реклама, пригласительные билеты,

открытки, бейджи).

Следовательно, детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую

организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов,

составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн - творчества могут быть

использованы детьми сразу же в играх и в быту.

Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой

художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А

это и является основной задачей и содержанием дизайн –деятельности.

Г.Н.Пантелеев: «Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере

взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас

неосознанно выполняют функции дизайнера…».

Эстетизация среды посредством детского дизайна- это стержень, на который я как педагог

могу «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии: …

Так же для успешной реализации задачи использую активные методы обучения:

проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа,

творческая игра, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия.

Перспектива на будущее: создание своей профессиональной программы направленной на

развитие эстетических чувств детей.

Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А

помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Поэтому я планирую продолжить

работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с

дизайнерской деятельностью, поэтому девиз работы с детьми – поддерживать, сохранять,

уважать!



В раздел образования