Автор: Кияшко Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы высшей категории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 13 имени Д. К. Павлоградского
Населённый пункт: станицы Ленинградской Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРАКТИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Раздел: среднее образование
ПРАКТИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГЭ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Наставничество в современности представляет собой актуальный
социально-общественный
и
образовательный
феномен.
Наставничество
обеспечивает
удовлетворение
таких
социальных
потребностей,
как
социализация, адаптация и воспроизводство форм и способов деятельности
людей в определенной сфере с опорой на опыт предыдущих поколений. В
области
образования
сформировались
такие
направления
в
рамках
наставничества,
как
обучение,
воспитание,
профориентация,
профессиональное
образование
и
профессиональная
деятельность.
Наставничество реализуется в образовательных организациях в соответствии
со следующими моделями:
– опытный педагог выступает в качестве наставника – молодой
специалист – наставляемый;
– лидер
педагогического
сообщества
наставник
–
педагог,
испытывающий затруднения, наставляемый;
– педагог-новатор наставник – консервативный педагог наставляемый;
– опытный предметник наставник – неопытный предметник;
– учитель-предметник – ученик.
В рамках настоящего исследования мы проанализируем последнюю
форму осуществления наставничества при подготовке к сдаче Единого
государственного экзамена по русскому языку. Особенность данной формы
заключается в том, что учитель оказывает значительное влияние на
учащегося в области его самоопределения, а также в сфере личностного
роста. Учитель, обладая опытом подобной помощи учащимся, корректирует
траекторию его развития и обучения, что способствует достижению
учащимся положительных результатов. Цель данной формы наставничества
заключается в том, что у обучающегося формируется представление о том,
какой должна быть следующая ступень образования, а также как ее достичь,
улучшив при этом успеваемость, расширив метакомпетенции, необходимые
при
сдаче
ЕГЭ
по
русскому
языку.
Кроме
того,
наставничество
в
соответствии с моделью «учитель-предметник – ученик» способствует
получению учащимся ресурсов, позволяющих осуществить осознанный
выбор дальнейшей траектории развития в профессиональной сфере.
Предполагается достижение следующих результатов наставничества
ученика и учителя:
– повышение успеваемости учащихся в области подготовки к сдаче
ЕГЭ по русскому языку;
– стабилизация психоэмоционального состояния учащихся перед
сдачей ЕГЭ по русскому языку;
– рост проектов, успешно реализованных учащимся, направленных на
подготовку к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
– успешная сдача учащимися ЕГЭ по русскому языку и поступление
учащихся в выбранные вузы на желаемые направления подготовки.
При осуществлении практического наставничества при подготовке к
ЕГЭ по русскому языку особую актуальность приобретает система работы с
учащимися,
позволяющая
повысить
результативность
обучения
и
усовершенствовать успеваемость учащихся в области подготовки к ЕГЭ.
Мной как наставником была разработана система подготовки учащихся
к ЕГЭ по русскому языку, основывающаяся на комплексном подходе к
экзаменационным заданиям, предполагающем активное включение учащихся
в учебную деятельность. В начале учебного года использую карты
самоанализа
учащихся,
направленные
на
выявление
потенциальных
трудностей, которые должны быть устранены в течение учебного года. Карта
состоит из списка тем и вопросов, включенных в ЕГЭ по русскому языку.
Каждый учащийся отмечает для себя темы, вызывающие наибольшие
затруднения. В течение учебного года учащиеся обращаются к картам
самоанализа и отслеживают прогресс в области изучения наиболее трудных
тем. Использование подобных карт позволяет как наставнику, так и
учащемуся планировать и корректировать стратегию обучения.
На
основании
анализа
результатов
обучения,
демонстрируемых
учащимися при выполнении текущих, проверочных, контрольных и итоговых
работ, обращаюсь к актуализации знаний в ходе обобщающих уроков. В
каждый урок включаю задания экзаменационного формата, что позволяет
учащимся формировать навык работы с заданиями, представленными в
контрольно-измерительных
материалах
ЕГЭ
по
русскому
языку.
Традиционными стало проведение в начале каждого урока в старших классах
орфографических или пунктуационных пятиминуток. В урочной форме
используются такие виды работ, как диктант с проверкой, свободные
диктанты, графическое составление схем с последующим комментированием.
Особое внимание при проведении практических занятий уделяю внимание
навыкам оперативного анализа языкового материала, развитию осознанной
орфографической и пунктуационной грамотности.
Моя задача как учителя-наставника заключается также и в том, чтобы
оказывать психологическую поддержку учащимся при подготовке к ЕГЭ по
русскому языку. В рамках практического наставничества регулярно провожу
с
учащимися
беседы,
направленные
на
выявление
психологических
трудностей при подготовке к ЕГЭ, в ходе обсуждения совместно с учащимися
формулирую правила психологической саморегуляции, направленные на
снижение уровня стресса учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Комплексная
работа
учителя-наставника
в
области
подготовки
учащихся к ЕГЭ по русскому языку позволяет учащимся успешно сдать
экзамены и продолжить обучение в вузах на выбранных направлениях
подготовки, что свидетельствует об успешной реализации практического
наставничества в школе.