Напоминание

ПРАКТИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Автор: Кияшко Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы высшей категории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 13 имени Д. К. Павлоградского
Населённый пункт: станицы Ленинградской Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРАКТИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Раздел: среднее образование





Назад




ПРАКТИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГЭ ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Наставничество в современности представляет собой актуальный

социально-общественный

и

образовательный

феномен.

Наставничество

обеспечивает

удовлетворение

таких

социальных

потребностей,

как

социализация, адаптация и воспроизводство форм и способов деятельности

людей в определенной сфере с опорой на опыт предыдущих поколений. В

области

образования

сформировались

такие

направления

в

рамках

наставничества,

как

обучение,

воспитание,

профориентация,

профессиональное

образование

и

профессиональная

деятельность.

Наставничество реализуется в образовательных организациях в соответствии

со следующими моделями:

– опытный педагог выступает в качестве наставника – молодой

специалист – наставляемый;

– лидер

педагогического

сообщества

наставник

педагог,

испытывающий затруднения, наставляемый;

– педагог-новатор наставник – консервативный педагог наставляемый;

– опытный предметник наставник – неопытный предметник;

– учитель-предметник – ученик.

В рамках настоящего исследования мы проанализируем последнюю

форму осуществления наставничества при подготовке к сдаче Единого

государственного экзамена по русскому языку. Особенность данной формы

заключается в том, что учитель оказывает значительное влияние на

учащегося в области его самоопределения, а также в сфере личностного

роста. Учитель, обладая опытом подобной помощи учащимся, корректирует

траекторию его развития и обучения, что способствует достижению

учащимся положительных результатов. Цель данной формы наставничества

заключается в том, что у обучающегося формируется представление о том,

какой должна быть следующая ступень образования, а также как ее достичь,

улучшив при этом успеваемость, расширив метакомпетенции, необходимые

при

сдаче

ЕГЭ

по

русскому

языку.

Кроме

того,

наставничество

в

соответствии с моделью «учитель-предметник – ученик» способствует

получению учащимся ресурсов, позволяющих осуществить осознанный

выбор дальнейшей траектории развития в профессиональной сфере.

Предполагается достижение следующих результатов наставничества

ученика и учителя:

– повышение успеваемости учащихся в области подготовки к сдаче

ЕГЭ по русскому языку;

– стабилизация психоэмоционального состояния учащихся перед

сдачей ЕГЭ по русскому языку;

– рост проектов, успешно реализованных учащимся, направленных на

подготовку к сдаче ЕГЭ по русскому языку;

– успешная сдача учащимися ЕГЭ по русскому языку и поступление

учащихся в выбранные вузы на желаемые направления подготовки.

При осуществлении практического наставничества при подготовке к

ЕГЭ по русскому языку особую актуальность приобретает система работы с

учащимися,

позволяющая

повысить

результативность

обучения

и

усовершенствовать успеваемость учащихся в области подготовки к ЕГЭ.

Мной как наставником была разработана система подготовки учащихся

к ЕГЭ по русскому языку, основывающаяся на комплексном подходе к

экзаменационным заданиям, предполагающем активное включение учащихся

в учебную деятельность. В начале учебного года использую карты

самоанализа

учащихся,

направленные

на

выявление

потенциальных

трудностей, которые должны быть устранены в течение учебного года. Карта

состоит из списка тем и вопросов, включенных в ЕГЭ по русскому языку.

Каждый учащийся отмечает для себя темы, вызывающие наибольшие

затруднения. В течение учебного года учащиеся обращаются к картам

самоанализа и отслеживают прогресс в области изучения наиболее трудных

тем. Использование подобных карт позволяет как наставнику, так и

учащемуся планировать и корректировать стратегию обучения.

На

основании

анализа

результатов

обучения,

демонстрируемых

учащимися при выполнении текущих, проверочных, контрольных и итоговых

работ, обращаюсь к актуализации знаний в ходе обобщающих уроков. В

каждый урок включаю задания экзаменационного формата, что позволяет

учащимся формировать навык работы с заданиями, представленными в

контрольно-измерительных

материалах

ЕГЭ

по

русскому

языку.

Традиционными стало проведение в начале каждого урока в старших классах

орфографических или пунктуационных пятиминуток. В урочной форме

используются такие виды работ, как диктант с проверкой, свободные

диктанты, графическое составление схем с последующим комментированием.

Особое внимание при проведении практических занятий уделяю внимание

навыкам оперативного анализа языкового материала, развитию осознанной

орфографической и пунктуационной грамотности.

Моя задача как учителя-наставника заключается также и в том, чтобы

оказывать психологическую поддержку учащимся при подготовке к ЕГЭ по

русскому языку. В рамках практического наставничества регулярно провожу

с

учащимися

беседы,

направленные

на

выявление

психологических

трудностей при подготовке к ЕГЭ, в ходе обсуждения совместно с учащимися

формулирую правила психологической саморегуляции, направленные на

снижение уровня стресса учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Комплексная

работа

учителя-наставника

в

области

подготовки

учащихся к ЕГЭ по русскому языку позволяет учащимся успешно сдать

экзамены и продолжить обучение в вузах на выбранных направлениях

подготовки, что свидетельствует об успешной реализации практического

наставничества в школе.



В раздел образования