Напоминание

Комплексное занятие по познавательно- речевому развитию "Пробуждение весны


Авторы: Мешкова Анна Петровна, Калистратова Регина Азатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 162
Населённый пункт: Город Тюмень
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Комплексное занятие по познавательно- речевому развитию "Пробуждение весны
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комплексное занятие по познавательно-речевому развитию

на тему: «Пробуждение весны»

Задачи:

- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и

активизировать словарь детей по данной теме;

- учить согласовывать существительные с прилагательными;

- учить составлять предложения по мнемотаблице;

- упражнять в изменении форм слова (употребление существительных в Р.п.

множ.ч.);

- совершенствовать слуховое внимание; упражнять в правильном дыхании;

- развивать память, внимание, мышление, артикуляционную моторику, связную

речь;

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

- воспитывать умение сотрудничать, работать в группе, чувство сопереживания,

любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки «Признаки весны», «Осень», «Лето», перелетные

птицы, разрезные картинки животных, мнемотаблицы; классическая музыка А.

Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели и щебетания птиц, презентация,

ноутбук, телевизор; солнце, лучики солнца; мяч, контейнеры с сосульками, салфетки.

Ход образовательной деятельности

Дети заходят в группу и встают в круг вместе с воспитателем и логопедом.

В-ль: - Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили какое сегодня утро?

(ответы детей)

- Да, воздух на улице прозрачный, свежий и чистый. Какое настроение у вас в

это чудесное утро? (ответы детей)

- Сегодня необычный день, на нашем занятии присутствуют гости. Я предлагаю

вам поделиться своим хорошим настроением. Давайте поздороваемся и подарим

гостям наши милые улыбки.

- Ребята, скажите, какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- А сколько всего весенних месяцев? Назовите их.

Звучит сигнал входящего сообщения.

Логопед:

- Ой, ребята, что это? Это сигнал сообщения. Только что на

электронную почту пришло письмо. Вам интересно узнать, что в этом письме?

Предлагаем детям присесть на стулья.

- Внимание на экран.

На экране обращение Старичка-лесовичка:

«Дорогие ребята. Я Старичок-лесовичок, в моем лесу произошла беда. Солнце

растеряло лучики. Весна уже наступила, а лес не просыпается. Без яркого, теплого

солнца ему не проснуться. Помогите найти солнцу его лучи, и тогда проснется вся

природа после долгой зимней спячки».

- Что же нам делать? (Нам нужно помочь Старичку-лесовичку./Нам нужно

найти лучики солнца.)

В-ль: - Тогда нам нужно отправиться в лес.

Логопед: - Не помешало бы размяться прежде чем отправиться в путь, давайте

сделаем зарядку для нашего язычка.

Выполнение артикуляционной гимнастики, сидя на стульчиках.

Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка».

Жил-был Язычок в ротике-домике. (Лопата)

Вокруг домика стоял красивый заборчик. (Заборчик)

А на крыше домика была высокая труба. (Дудочка)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (Домик)

Посмотрел язычок на солнышко, потом на травку. (Качели)

Вышел Язычок, сел на лошадку и поскакал в лес. (Лошадка)

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать. (Грибок)

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в

кармашки. (Орешек)

Как хорошо в лесу!

В-ль: - Теперь можно смело и нам в лес отправляться. А на чем мы можем

отправиться? (Мы можем поехать на автобусе/полететь на воздушном шаре и т.п)

- Предлагаю отправить на ковре-самолете. Полетели (дети садятся на ковер и

слушают музыку).

Звучит отрывок музыкального произведения А.Вивальди «Времена года. Весна».

В группе стоит мольберт, на котором расположено солнце, закрытое тучами.

- Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебном лесу. Посмотрите на

солнышко, оно совсем не греет.

Логопед: - Давайте подуем на тучки (тучки освобождают солнышко, оно с

двумя лучиками). Действительно, двух лучиков недостаточно для того, чтобы лес

проснулся, пора искать лучи.

На экране обращение Старичка-лесовичка:

«Ребята, чтобы вернуть солнцу лучики вам нужно выполнить задания. За каждое

выполненное задание вы получите лучик солнца. Желаю вам удачи!»

На столах задания на темы: 1.«Неживая природа. Изменения в природе с

приходом весны» (в группе), 2. На втором столе приготовлен материал для

экспериментальной деятельности (в спальне), 3. «Животные и птицы весной» (в

группе).

Дети подходят к первому столу с заданиями.

Логопед:

1.

- Дети, для выполнения задания нам нужно разделиться на две группы. У

каждой группы на столе картинки с изображением времен года. Одна картинка из

четырех лишняя. Внимательно рассмотрите их, найдите лишнюю и подумайте, как

доказать свой выбор.

На столе 4 картинки: на трех из них изображена весна (1 группа: тает снег

(проталины), капель, светит солнце; 2 группа: бежит ручей, набухают почки на

деревьях, появляются лужи), а на четвертой картинке изображено другое время года

(осень, лето).

Дети обосновывают свой выбор (это весна, потому что тает снег, появились

проталины, с крыш капают сосульки, солнце светит ярко и т.д.)

- А давайте теперь порадуем весну красивыми словами. Поиграем в игру

«Опиши весну». Я буду кидать вам мяч, а вы мне будете говорить, какая же она –

весна (теплая, солнечная, цветущая, журчащая, звенящая и т.д).

- Молодцы, ребята! Вы получаете первый лучик.

Дети вместе с воспитателем крепят луч к солнцу.

В-ль: - Ребята, я думаю, весна уже в пути. Давайте покажем, как весна спешит к

нам.

Речедвигательное упражнение. «Весна идет»

Весна идёт, (шаги на месте)

Весна поёт, («дудочка» руками)

Весна согревает, (потянулись к «солнышку», погладить себя обнимающими

движениями)

Весна убирает, («подметаем»)

Листья распускает, (делаем «бутон» руками)

Птичек созывает, (зовем руками птичек)

С солнышком танцует (кружатся)

И цветы рисует. («рисуем»)

За дверью спальни звучит звук капели (фонотека)

2.

- Ребята, откуда эти звуки? Вы слышите? Пойдемте, посмотрим.

Дети с воспитателем и логопедом идут в спальню. В спальне стол с

материалом для экспериментальной деятельности. Дети встают вокруг стола.

- Наше солнышко стало пригревать и отовсюду мы слышим звуки капающей

воды. Что начало таять? Отгадайте мою загадку.

Растут они вниз головой

И звонко плачут лишь весной.

- Что это? (Это сосульки.)

- Ребята, хочу открыть вам секрет, в наше путешествие я взяла с собой сосульки,

подумала, что вам будет интересно рассмотреть их поближе.

Раздаём каждому ребёнку контейнер с сосулькой. Предлагаем потрогать ее.

- Ребята, потрогайте ее, какая она? (холодная, мокрая, маленькая/большая,

прозрачная, острая, ледяная)

- На столах у вас салфетка, вытираете руки.

- Можно сказать, что сосулька вкусная? Сосульки можно кушать, сосать? (дети

объясняют)

- Кто знает, как образуется сосулька? Расскажите.

- Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем

следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке. Вот так

образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.

Микровывод: сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются

в лед.

- С наступление весны сосульки начинают капать. Почему? (На улице

становится тепло./Солнце пригревает, лед тает и превращается в воду.)

- Как можно назвать звук капающей воды? (Капель)

- Правильно, сосульки капают и мы слышим КАПЕЛЬ. Повторите!

- Посмотрите на наши сосульки. Что с ними происходит? (Они превращаются в

воду, тают.) Несмотря на то, что в группе не греет солнышко, лед тает. Почему? (Лед

тает, потому что в группе тепло)

В-ль: - Ребята, вы отлично справляетесь, я уверена, что совсем скоро и в нашем

лесу станет по-весеннему тепло.

Дети получают луч солнца, идут в группу и крепят его к солнышку.

На третьем столе находятся конверты с разрезными картинками.

3.

Логопед: - Ребята, посмотрите, картинки здесь рассыпались. Разделитесь

на 4 группы и соберите картинки.

- Что у вас получилось? (На картинках дикие животные.)

- Меняется ли жизнь животных с приходом весны? Давайте расскажем о том,

что происходит с животными весной. В этом нам помогут мнемотаблицы.

Дети получают мнемотаблицы.

- Составить предложение про ваших животных, которое будет начинаться со

слова «Весной … ».

Составление предложений по мнемотаблицам. (Весной медведь просыпается

после зимней спячки. Весной заяц меняет шубку с белой на серую. Весной ежик

просыпается после зимней спячки. Весной у животных (лисы, волка, ежей)

появляются детеныши.)

Слышится звук: КУ-КУ, КУ-КУ.

-Дети,

какую

птицу

мы

только

что

услышали?

(Это

кукушка.)

С

приходом весны к нам возвращаются перелётные птицы. Почему их называют

перелетными? (Птицы перелетные, потому что они улетали зимовать в теплые

края.)

- Давайте рассмотрим перелетных птиц и назовем их. (Ласточка, журавль, грачи,

лебедь, аист, кукушка, стриж, скворец, соловей, утка)

Каждую птицу логопед размещает на доске.

- Предлагаю поиграть в игру «Один-много». Я вам называю перелётную птицу, а

вы называете ее со словом «много». (Ласточка – много ласточек, грач, соловей,

скворец, аист, журавль, лебедь, утка.)

- Как вы ловко справляетесь с заданиями! Держите лучик солнца!

Дети вместе с воспитателем крепят луч к солнцу.

Логопед: - Ребята, посмотрите на наше солнышко. Оно теперь яркое, теплое,

весеннее.

Звучат звуки журчащего ручья, щебетания птиц.

- Дети, вы слышите? Лес просыпается!

На экране обращение Старичка-лесовичка:

«Ребята, в моем лесу стало так светло и тепло. Вы отлично справились со всеми

заданиями и подарили нашему лесу настоящее весеннее солнышко! От себя и от всех

лесных жителей благодарю вас!»

В-ль: - Вот мы и помогли Старичку-лесовичку разбудить лес. Вы большие

молодцы! Природу надо беречь, помогать ей, и ни в коем случае не наносить вред.

Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Проходите на ковер – самолет и

полетели. А пока мы летим, я хочу вас спросить – что вам больше всего запомнилось в

гостях у Старичка-лесовичка?

- Ребята, давайте, когда вернемся в нашу группу, сделаем подарок для Старичка-

лесовичка – нарисуем весенний лес.

- Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад.



В раздел образования