Авторы: Мешкова Анна Петровна, Калистратова Регина Азатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 162
Населённый пункт: Город Тюмень
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Комплексное занятие по познавательно- речевому развитию "Пробуждение весны
Раздел: дошкольное образование
Комплексное занятие по познавательно-речевому развитию
на тему: «Пробуждение весны»
Задачи:
- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и
активизировать словарь детей по данной теме;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять предложения по мнемотаблице;
- упражнять в изменении форм слова (употребление существительных в Р.п.
множ.ч.);
- совершенствовать слуховое внимание; упражнять в правильном дыхании;
- развивать память, внимание, мышление, артикуляционную моторику, связную
речь;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- воспитывать умение сотрудничать, работать в группе, чувство сопереживания,
любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки «Признаки весны», «Осень», «Лето», перелетные
птицы, разрезные картинки животных, мнемотаблицы; классическая музыка А.
Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели и щебетания птиц, презентация,
ноутбук, телевизор; солнце, лучики солнца; мяч, контейнеры с сосульками, салфетки.
Ход образовательной деятельности
Дети заходят в группу и встают в круг вместе с воспитателем и логопедом.
В-ль: - Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили какое сегодня утро?
(ответы детей)
- Да, воздух на улице прозрачный, свежий и чистый. Какое настроение у вас в
это чудесное утро? (ответы детей)
- Сегодня необычный день, на нашем занятии присутствуют гости. Я предлагаю
вам поделиться своим хорошим настроением. Давайте поздороваемся и подарим
гостям наши милые улыбки.
- Ребята, скажите, какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- А сколько всего весенних месяцев? Назовите их.
Звучит сигнал входящего сообщения.
Логопед:
- Ой, ребята, что это? Это сигнал сообщения. Только что на
электронную почту пришло письмо. Вам интересно узнать, что в этом письме?
Предлагаем детям присесть на стулья.
- Внимание на экран.
На экране обращение Старичка-лесовичка:
«Дорогие ребята. Я Старичок-лесовичок, в моем лесу произошла беда. Солнце
растеряло лучики. Весна уже наступила, а лес не просыпается. Без яркого, теплого
солнца ему не проснуться. Помогите найти солнцу его лучи, и тогда проснется вся
природа после долгой зимней спячки».
- Что же нам делать? (Нам нужно помочь Старичку-лесовичку./Нам нужно
найти лучики солнца.)
В-ль: - Тогда нам нужно отправиться в лес.
Логопед: - Не помешало бы размяться прежде чем отправиться в путь, давайте
сделаем зарядку для нашего язычка.
Выполнение артикуляционной гимнастики, сидя на стульчиках.
Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка».
Жил-был Язычок в ротике-домике. (Лопата)
Вокруг домика стоял красивый заборчик. (Заборчик)
А на крыше домика была высокая труба. (Дудочка)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (Домик)
Посмотрел язычок на солнышко, потом на травку. (Качели)
Вышел Язычок, сел на лошадку и поскакал в лес. (Лошадка)
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать. (Грибок)
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в
кармашки. (Орешек)
Как хорошо в лесу!
В-ль: - Теперь можно смело и нам в лес отправляться. А на чем мы можем
отправиться? (Мы можем поехать на автобусе/полететь на воздушном шаре и т.п)
- Предлагаю отправить на ковре-самолете. Полетели (дети садятся на ковер и
слушают музыку).
Звучит отрывок музыкального произведения А.Вивальди «Времена года. Весна».
В группе стоит мольберт, на котором расположено солнце, закрытое тучами.
- Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебном лесу. Посмотрите на
солнышко, оно совсем не греет.
Логопед: - Давайте подуем на тучки (тучки освобождают солнышко, оно с
двумя лучиками). Действительно, двух лучиков недостаточно для того, чтобы лес
проснулся, пора искать лучи.
На экране обращение Старичка-лесовичка:
«Ребята, чтобы вернуть солнцу лучики вам нужно выполнить задания. За каждое
выполненное задание вы получите лучик солнца. Желаю вам удачи!»
На столах задания на темы: 1.«Неживая природа. Изменения в природе с
приходом весны» (в группе), 2. На втором столе приготовлен материал для
экспериментальной деятельности (в спальне), 3. «Животные и птицы весной» (в
группе).
Дети подходят к первому столу с заданиями.
Логопед:
1.
- Дети, для выполнения задания нам нужно разделиться на две группы. У
каждой группы на столе картинки с изображением времен года. Одна картинка из
четырех лишняя. Внимательно рассмотрите их, найдите лишнюю и подумайте, как
доказать свой выбор.
На столе 4 картинки: на трех из них изображена весна (1 группа: тает снег
(проталины), капель, светит солнце; 2 группа: бежит ручей, набухают почки на
деревьях, появляются лужи), а на четвертой картинке изображено другое время года
(осень, лето).
Дети обосновывают свой выбор (это весна, потому что тает снег, появились
проталины, с крыш капают сосульки, солнце светит ярко и т.д.)
- А давайте теперь порадуем весну красивыми словами. Поиграем в игру
«Опиши весну». Я буду кидать вам мяч, а вы мне будете говорить, какая же она –
весна (теплая, солнечная, цветущая, журчащая, звенящая и т.д).
- Молодцы, ребята! Вы получаете первый лучик.
Дети вместе с воспитателем крепят луч к солнцу.
В-ль: - Ребята, я думаю, весна уже в пути. Давайте покажем, как весна спешит к
нам.
Речедвигательное упражнение. «Весна идет»
Весна идёт, (шаги на месте)
Весна поёт, («дудочка» руками)
Весна согревает, (потянулись к «солнышку», погладить себя обнимающими
движениями)
Весна убирает, («подметаем»)
Листья распускает, (делаем «бутон» руками)
Птичек созывает, (зовем руками птичек)
С солнышком танцует (кружатся)
И цветы рисует. («рисуем»)
За дверью спальни звучит звук капели (фонотека)
2.
- Ребята, откуда эти звуки? Вы слышите? Пойдемте, посмотрим.
Дети с воспитателем и логопедом идут в спальню. В спальне стол с
материалом для экспериментальной деятельности. Дети встают вокруг стола.
- Наше солнышко стало пригревать и отовсюду мы слышим звуки капающей
воды. Что начало таять? Отгадайте мою загадку.
Растут они вниз головой
И звонко плачут лишь весной.
- Что это? (Это сосульки.)
- Ребята, хочу открыть вам секрет, в наше путешествие я взяла с собой сосульки,
подумала, что вам будет интересно рассмотреть их поближе.
Раздаём каждому ребёнку контейнер с сосулькой. Предлагаем потрогать ее.
- Ребята, потрогайте ее, какая она? (холодная, мокрая, маленькая/большая,
прозрачная, острая, ледяная)
- На столах у вас салфетка, вытираете руки.
- Можно сказать, что сосулька вкусная? Сосульки можно кушать, сосать? (дети
объясняют)
- Кто знает, как образуется сосулька? Расскажите.
- Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем
следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке. Вот так
образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.
Микровывод: сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются
в лед.
- С наступление весны сосульки начинают капать. Почему? (На улице
становится тепло./Солнце пригревает, лед тает и превращается в воду.)
- Как можно назвать звук капающей воды? (Капель)
- Правильно, сосульки капают и мы слышим КАПЕЛЬ. Повторите!
- Посмотрите на наши сосульки. Что с ними происходит? (Они превращаются в
воду, тают.) Несмотря на то, что в группе не греет солнышко, лед тает. Почему? (Лед
тает, потому что в группе тепло)
В-ль: - Ребята, вы отлично справляетесь, я уверена, что совсем скоро и в нашем
лесу станет по-весеннему тепло.
Дети получают луч солнца, идут в группу и крепят его к солнышку.
На третьем столе находятся конверты с разрезными картинками.
3.
Логопед: - Ребята, посмотрите, картинки здесь рассыпались. Разделитесь
на 4 группы и соберите картинки.
- Что у вас получилось? (На картинках дикие животные.)
- Меняется ли жизнь животных с приходом весны? Давайте расскажем о том,
что происходит с животными весной. В этом нам помогут мнемотаблицы.
Дети получают мнемотаблицы.
- Составить предложение про ваших животных, которое будет начинаться со
слова «Весной … ».
Составление предложений по мнемотаблицам. (Весной медведь просыпается
после зимней спячки. Весной заяц меняет шубку с белой на серую. Весной ежик
просыпается после зимней спячки. Весной у животных (лисы, волка, ежей)
появляются детеныши.)
Слышится звук: КУ-КУ, КУ-КУ.
-Дети,
какую
птицу
мы
только
что
услышали?
(Это
кукушка.)
С
приходом весны к нам возвращаются перелётные птицы. Почему их называют
перелетными? (Птицы перелетные, потому что они улетали зимовать в теплые
края.)
- Давайте рассмотрим перелетных птиц и назовем их. (Ласточка, журавль, грачи,
лебедь, аист, кукушка, стриж, скворец, соловей, утка)
Каждую птицу логопед размещает на доске.
- Предлагаю поиграть в игру «Один-много». Я вам называю перелётную птицу, а
вы называете ее со словом «много». (Ласточка – много ласточек, грач, соловей,
скворец, аист, журавль, лебедь, утка.)
- Как вы ловко справляетесь с заданиями! Держите лучик солнца!
Дети вместе с воспитателем крепят луч к солнцу.
Логопед: - Ребята, посмотрите на наше солнышко. Оно теперь яркое, теплое,
весеннее.
Звучат звуки журчащего ручья, щебетания птиц.
- Дети, вы слышите? Лес просыпается!
На экране обращение Старичка-лесовичка:
«Ребята, в моем лесу стало так светло и тепло. Вы отлично справились со всеми
заданиями и подарили нашему лесу настоящее весеннее солнышко! От себя и от всех
лесных жителей благодарю вас!»
В-ль: - Вот мы и помогли Старичку-лесовичку разбудить лес. Вы большие
молодцы! Природу надо беречь, помогать ей, и ни в коем случае не наносить вред.
Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Проходите на ковер – самолет и
полетели. А пока мы летим, я хочу вас спросить – что вам больше всего запомнилось в
гостях у Старичка-лесовичка?
- Ребята, давайте, когда вернемся в нашу группу, сделаем подарок для Старичка-
лесовичка – нарисуем весенний лес.
- Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад.