Напоминание

Особенности работы с логическими блоками Дьенеша


Автор: Захарчук Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад с.Птичник"
Населённый пункт: Город Биробиджан, ЕАО
Наименование материала: Консультация
Тема: Особенности работы с логическими блоками Дьенеша
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Птичник»

Консультация для педагогов и родителей

«Особенности работы с

логическими блоками Дьенеша»

Воспитатель:

Захарчук Елена Николаевна

Биробиджан, 2024 год

1

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие

материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для

умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения

на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее

эффективным

пособием

являются

логические

блоки,

разработанные

венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической

пропедевтики и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению

математики.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста –

одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым

интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах,

легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования в области Познавательного развития предполагает развитие

интересов

детей,

любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование познавательных действий; направляет нас на использование в

образовательной деятельности игровой, познавательно - исследовательской

деятельности воспитанников. Поэтому развивающая игры блоамии Дьенеш

полностью соответствует современным требованиям.

Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур,

различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. Наряду с логическими

блоками в работе применяются карточки (5×5 см), на которых условно

обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование

карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и

моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о

них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного

мышления к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием

свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками, дети

овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения

2

общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа,

абстрагирования,

сравнения,

классификации,

обобщения,

кодирования-

декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально

разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются

элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность

производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют

внимание, память, восприятие.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с

блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с детьми 2-10

лет, игры с логическими блоками позволяют:

Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация,

обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации

(расшифровывать)

Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой и размером

Развивать пространственные представления.

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания,

мышления.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности

к моделированию и конструированию.

Игры и игровые упражнения с блоками Дьенеша можно разделить на 4

группы с постепенным усложнением:

– для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

– для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

– для развития действий классификации и обобщения;

– для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все

игры

и

упражнения,

за

исключением

четвёртой

группы

(логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного

3

календарного возраста могут иметь различный психологический возраст.

Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников

достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый

должен

пройти

все

эти

ступени.

Если

ребёнок

не

справляется

с

постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить

задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и

успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать

движение вперёд.

Начинать освоение материала необходимо с простого манипулирования

фигурами.

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша,

надо дать детям возможность познакомиться с материалом: самостоятельно

достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению.

Обычно дети сразу начинают строить башенки, домики и т. д. В процессе

манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму,

цвет, размер, толщину.

Далее можно предложить самые простые игры: «Найди все фигуры»

(блоки, как эта по цвету (по размеру, форме); « Найди все фигуры, как эта по

цвету и форме» (по форме и размеру, по размеру и цвету); «Цепочка»,

«Угости мишку печеньем»

Следующая

ступень

в

работе

с

блоками

на

«Выявление

и

абстрагирование свойств». Здесь можно предложить поиграть в игры:

«Найди клад», «Угадай-ка», «Помоги муравьишкам попасть в свой домик»,

"Чудесный мешочек"

Усложняются задания сравнением. Дети начинают устанавливать

сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает

более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок

понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются

фигуры?»

4

Работу по формированию познавательных способностей целесообразно

начинать со знакомства с формой, затем цветом. И, соответственно,

предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним

свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты). Когда

ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной

ступени, следует предложить игры на умение оперировать двумя свойствами,

а затем тремя и четырьмя свойствами.

Таким образом, с логическими блоками ребенок выполняет различные

действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между

«поссорившимися» игрушками и, что очень важно, рассуждает по ходу игры.

Результатом работы с дошкольниками должно стать:

1.

Повышение

уровня

развития

коммуникативных

способностей

дошкольников, навыков сотрудничества.

2. Повышение уровня логического мышления, познавательных и творческих

способностей детей.

3. Проявление самостоятельности, инициативы.

4. Овладение основами математики и информатики.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры:

1. Дидактическая игра «Найди такой же блок»

Задачи:

Знакомить

с

логическими

блоками.

Закрепить

название

геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький»,

«толстый – тонкий». Развивать умения сравнивать геометрические фигуры

между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному

признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша

Ход игры: Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта

по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по

форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по

форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по

5

цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и

форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по

форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди

такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру

(такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и

размеру, но другого цвета).

2. «Найди клад или мышку»

Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть

цвет, форму, размер, толщину.

Ход игры:

1 вариант

Перед детьми лежат 8 блоков, различающихся по свойствам. Дети –

кладоискатели, монета – клад. Один из ребят задает вопрос.

Клад под синим блоком?

Под большим и т.д.?

Кладоискатель, назвавший все свойства блока, проверяет. Если находит клад,

забирает себе, если нет – поиск продолжается.

2 вариант

Ведущий говорит: мышка спряталась под красным, большим кругом. Можно

карточками – символами написать письмо.

3. «Найди свой домик»

Цель: прививать умение различать цвета, формы геометрических фигур.

Ход игры: на импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них

находится по одной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняет,

что в обруче с кругом живут все круги и т.д. Для того, чтобы попасть в

домик, нужен ключик. Из «волшебного» мешочка каждый выбирает себе

«ключик» (геометрическую фигуру) и находит свой домик по форме и цвету

«ключика».

6

Продолжая игру, дети могут обмениваться ключиками, а воспитатель

незаметно меняет или добавляет фигуры в обручи.

4. «Построй дорожку»

Цель: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти

свойства от других, следовать определенным правилам при решении

практических задач.

Ход игры: перед детьми – таблица, на полу – блоки. Игровая задача:

построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе. Правила

построения дорожек записаны в таблице (демонстрация таблиц)ё

5. «Дорожки»

Цель: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер,

толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Ход игры: на полу по кругу расставлены три домика для Ниф-Нифа, Наф-

Нафа, Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы

поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки нужно

строить по правилам.

Например, первую дорожку построить так, чтобы не было в ней рядом фигур

одинакового цвета. Вторую – чтобы не было фигур одинакового размера и

формы. Третья дорожка состоит из блоков, чередующихся по толщине, и

всех четырехугольников.

Для

поддержания

интереса

детей

взрослый

меняет

игровые

задачи:

построить мост через реку, сделать праздничную гирлянду, составить поезд

из блоков – вагончиков и др. (В старшем дошкольном возрасте дети могут

рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур).

6. Загадки без слов

Мы

поможем

ребенку

научиться

расшифровывать

(декодировать)

информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов

по их знаково-символическим обозначениям.

7. Чем свяжешь?! Или измени одно свойство.

7

У цепочки есть начало и есть конец, их нужно связать блоками так, чтобы

фигуры отличались всего по одному свойству.

Игры на классификацию, обобщение

Цель: формирование операции классификации блоков по двум, трем,

четырем признакам с использованием кодов и без них.

8. Город геометрических фигур

Малыши прибыли в гости к Микки-Маусу! Посмотрите, какой это город

фигур! Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на

красной улице.

9. «С тремя обручами»

10. «Рассели жильцов» (карточки - домики).

8



В раздел образования