Напоминание

"Использование Су-Джок терапии для развития речи детей"


Автор: Камнева Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада № 31 "Снегирёк"
Населённый пункт: г. Сургута, Тюменской области
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Использование Су-Джок терапии для развития речи детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Использование Су-Джок терапии для развития речи детей».

В настоящее время отмечается, что у современных детей отстает

моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Еще буквально

20 лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать

ботинки, вручную перебирать крупу, застегивать пуговицы. Сегодня же

практически вся детская обувь на липучках, крупа продается уже в чистом

виде, пуговицы на куртках сменились липучками и заклепками. Конечно, все

это очень удобно, но это серьезный минус для развития мелкой моторики

наших детей.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий

мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со

зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и

пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется

такой термин как «ловкость».

Педагоги начальных классов нередко видят, что ребенок, пришедший в 1

класс, элементарно даже не может держать карандаш в руках, он не умеет

вырезать, а в его прописях «красуются» одни каракули. Таким образом,

уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на

общее развитие ребенка, успешность его обучения в школе. Почему так

происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг

находятся в прямой зависимости друг от друга.

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за

что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет

двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой

зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка

плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот.

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание,

память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики

ребенка – мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его

психики.

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно

одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные

действия.

Современная система образования неуклонно требует от педагогов

оптимизации и модернизации всего педагогического процесса. В дополнении

к традиционным методам воздействия нужно использовать нетрадиционные

формы работы. Усилия работников ДОУ в наше время направлены на

оздоровление каждого ребенка – дошкольника, культивирование здорового

образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится

применение здоровьесберегающих технологий. В последнее время возрос

всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми.

Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия.

Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления

организма, для развития речи детей, для развития мелкой моторики пальцев

рук, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для

формирования чувства ритма.

«Су» - кисть, а «Джок» - стопа. Согласно учению восточных целителей,

которое пользуется популярностью уже много веков, активные точки,

расположенные на пальцах рук и стоп, отвечают за правильную работу

различных внутренних органов (например, мизинец – сердце, безымянный –

печень и почки, средний – кишечник, указательный – желудок, большой

палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно

влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота,

наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

Цели:

-Общее укрепление организма с помощью массажа кистей рук шариком Су-

Джок;

-Развивать мелкую моторику детей с помощью шариков Су-Джок;

-Корректировать и развивать речь с помощью использования Су-Джок

терапии.

Задачи:

-Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, с

целью укрепления организма;

-Стимулировать речевые зоны коры головного мозга;

-Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Достоинством Су-джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает

выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит

вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей

работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию

биологически активных точек с помощью Су-джок шариков. (они свободно

продаются в аптеке и не требуют больших затрат).

Мы применяем Су-джок – массажеры в виде массажных шариков в

комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с

упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на

ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики, ими можно

массировать труднодоступные места.

Все мы знаем, что развитие мелкой моторики рук, непосредственно

связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения,

памяти и что самое важное развитием речи.

Так занимаясь с этим удивительным массажером, мы можем решить

несколько задач одновременно:

Воздействовать на биологически активные точки организма;

Стимулировать речевые зоны коры головного мозга;

Лечение внутренних органов, нормализация работы организма в целом;

Развивать мелкую моторику рук;

Автоматизировать звуки;

Развивать память, внимание;

Развивать связную речь;

Совершенствовать навыки пространственной ориентации;

Развивать лексико-грамматические категории.

Существует несколько приемов Су-джок терапии:

Массаж специальным шариком.

На ладони находится множество биологически активных точек.

Эффективным способом их стимуляции является массаж специальным

шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети активизируют работу

этих точек. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это:

- Массаж эластичным кольцом

Дети поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец,

проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, которое помогает

стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека

проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы,

эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж

пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец

и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее

покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру нужно повторять

несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать

пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а

также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя

развитию речи.

Существует множество игровых стишков, игр для данной технологии.

Формы работы с детьми:

- пальчиковая гимнастика;

- автоматизация звуков;

- совершенствование лексико-грамматических категорий;

- развитие памяти, внимания;

- выполнение гимнастики;

- звуковой анализ слов;

- совершенствовать навыки употребления предлогов;

- слоговая структура слов.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием

элементов Су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и

стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции

произношения (автоматизация звуков, развитие лексико-грамматических

категорий, совершенствование навыков пространственной ориентации).

1. Упражнения для развития общей и мелкой моторики:

- Использовать шарики Су-Джок при выполнении гимнастики, во время

физкультурной паузы, выполнение различных упражнений с шариком по

инструкции взрослого.

- Массаж Су-Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с

шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом. (дети поочередно надевают

массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение

пальчиковой гимнастики).

Раз – два – три – четыре – пять,

(разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и

Стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

2. Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков.

(ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец,

одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного

звука Ш.

Этот малыш – Илюша,

Этот малыш – Ванюша,

Этот малыш Алеша,

Этот малыш – Антоша,

А меньшого малыша зовут

Мишуткою друзья.

Это малышка – Ксюша,

Это малышка – Танюша,

Это малышка – Маша,

Это малышка – Даша,

А меньшую зовут Наташа.

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая

стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его.

Д. и. «Шарик мы ладошкой стук, повторяем нужный звук».

Д. и. «Шарик мне назад верни, слово правильно повтори».

3. Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-

грамматических категорий.

Упражнение «Один – много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку,

называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик,

откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

4. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки,

возьми шарик в правую руку и спрячь за спину… Ребенок закрывает глаза,

взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на

какой палец какой руки надето кольцо.

5. Использование шариков для звукового анализа слов.

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов. По

заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука

шарик.

6. Использование шариков при совершенствовании навыков

употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики

соответственно: красный шарик положи в коробку…Затем наоборот, ребенок

должен описать действие взрослого.

7. Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: ребенок называет слог и берет по

одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

8. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Д. и. «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»

Д. и. «Если звук услышат ушки – подними шарик над макушкой».

Д. и. «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук».

Развитие звуко-слогового анализа слов

Д. и. «Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных

шариков Су-Джок».

«По слогам слово называй, и на каждый слог шарик доставай».

В результате использования Су-Джок терапии:

- Осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

- Стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

- Развивается координация движений и мелкая моторика;

- Развивается произвольное поведение, внимание, память, речь и другие

психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной

деятельности.

Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный,

универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод

самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки,

расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами,

использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции

звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий

способствует повышению физической и умственной работоспособности

детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на

более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для

оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая

стимулирующее влияние на развитие речи .



В раздел образования