Напоминание

"Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики"


Автор: Пучкова Инна Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №23
Населённый пункт: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, х.Железный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Урок Кубановедения по теме: «Казачья хата». Слайд 1. Цели и задачи урока:- знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты, - развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края, - воспитание любви к родному краю, через познание её Истории. Тип урока: комбинированный. Оборудование: презентация к уроку, карточки с новыми словами, иллюстрации по теме, раздаточный материал. Этапы урока Ход урока Примечание 1.Орг.нач урока Здравствуйте! Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь. Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. Сегодня в прошлое мы с вами попадём, Дом казака увидим и в него войдём. О том, как жили, многое узнаем. Итак, готовы? Мы начинаем. Чтение учителем Слайд 2 2.Проверка раннее изученного Для того чтобы определим тему урока, нам нужно выполнить три задания. 1. Подберите подходящее по смыслу слово:
Кубанская

Деревня –
корень «дерево», т.е. «место очищенное от леса». А казаки обживались в степи.
Село –
ср.р.
Станица –
большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались. 2. Дом казака – это…
Изба –
деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные
Терем –
высокий богатый дом в Древней Руси.
Хата -
постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле. На прошлом уроке Кубановедения МЫ познакомились со способами построения казачьей хаты. В ходе урока мы будем работать со страничкой из «Казачьего словарика». Она понадобится нам, чтобы выполнить 3-е задание.
Прочитайте
первую строчку в словарике. (кирпич из глины с примесью соломы.) 2-3 человека Слайд 3 2-3 человека Слайд 4
О каком строительном материале идёт речь? (саман) Запишите, диктуя по слогам.
Прочитайте
вторую строчку (частокол, плетень обмазанный глиной.) О чём говорится здесь? Это … Запишите: турлук. Для чего мы вспомнили эти слова? Что из них делали казаки? (Казаки строили хаты) 3. Мы с вами вспомнили эти понятия, для того, чтобы сравнить два текста. Красная и желтая карточка. Прочитайте первый текст. Затем второй. Саманная хата Турлучная хата Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. Снаружи хату белили. Входя в хату, человек крестился повернувшись к иконе. Главным местом в доме был «Красный угол». В своей группе обсудите, и поднимите карточку, где описывается хата из сам
а
на? Докажите словами из текста. Подробно вспомним как строилась саманная хата. Поднимите карточку, где описывается турлучный способ построения хаты. Почему вы так решили? Прочитайте слова из текста. Как строилась турлучная хата? Что нового вы прочитали в тексте? Прочитайте. Мы вспомнили слова прошлого урока. Какие? (саман и турлук) Объедините эти слова в одну тему. Скажите о чем мы будем сегодня с вами говорить? (Сегодня на уроке, мы будем разговаривать о казачьей хате). Слайд 5 Слайд 5 Работа со словариком
Саман, турлук
Работа в парах (самостоятельно е чтение текстов) Слайд 6-7 Читает 1 ученик Ответы учеников Слайд 8-10 3.Сообщени е новой темы Мы с вами сегодня представим, как выглядела хата казака внутри. Это и есть тема нашего урока. Нам помогут в этом карточки – путеводитель. Мы с вами уже узнали, что главное место в хате это…? Ребята, а кто-нибудь из вас знает что-нибудь про «красный угол»?
«Красный угол»
был центральным местом в доме. «Красный» от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой». В самом освещённом углу комнаты помещались иконы. На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами. Какой вывод мы можем сделать? Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога. Найдите в словарике, что называют «божн
и
цей»? Прочитайте. Запишите. Как ещё называли «Красный угол»? (Святой) Молодец! Мы начнём обустраивать нашу хату. Что поместим в угол хаты? Выберите. (икону) Рассказ учителя Слайд 11 Работа со словариком
божница
вклеиваем икону
4. Физ. минутка. Чем украшены иконы? Полотенцем белым, с ярким узором. Такое полотенце расшитое вышивкой называлось – рушник. Разные рушники имели разное значение. Давайте посмотрим на другие рушники. Для чего они были нужны, почему так назывались? «Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они украшали комнату. «Утирач» - им вытирали лицо. «Зеркальные» - ими украшали зеркала. «Церковные» украшали иконы. Скажите а кто вышивал рушники? Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники. Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. В доме были рукодельные половики и одеяла. Давайте украсим нашу комнату предметами рукоделия. Молодцы! Как преображается наша комната. Найдите в «Кубанском словарике» значение слова «рушник». Прочитайте. Запишите. Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Немного помашем руками: Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветер выше, выше, выше. А ветви ниже, ниже, ниже. Присели на свои места. А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»? Чтобы об этом узнать отгадайте загадку: Если работает она, Не будет голодная семья. Можно на неё прилечь, А зовётся она …
печь.
Ученик 1. В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Ученик 2. Печь часто оживала в народных сказках. Она укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в печи родились». Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля?
Рассказывают

дети
Слайд 12
Слайд 13
Вклеиваем рушник, занавески, половичок. Работа со словариком
рушник
слайд Слайд 14 Вклеиваем печь дети Слайд 15 Работа со словариком
Это место так и называется - «лежанка». Найдите в словарике значение слова «лежанка». Покажите, где в печи готовили еду? Посуду ставили в «устье». Отгадайте загадки и узнаете какой посудой пользовалась казачка. Книзу узок, верх широк, Не кастрюля … (чугунок) Круглая, глубокая, Гладкая, широкая, Гончаром кручённая, В печи обожжённая, От кувшина – низка Глиняная …(миска) Стоит толстячок, Подбочинивши бочок, Шипит и кипит, Всем пить чай велит. (самовар) Давайте расставим посуду на полки. Чего в нашей хате не хватает? (стола и лавок) А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов: « Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель». Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт? Давайте расставим мебель в нашей хате. Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной. Для чего в доме сундук? Для чего нужна лавка? Найдите в словаре объяснение слову – лавка. До широкого распространения кровати люди спали на сундуках, лавках и на полу.
лежанка
слайд 16
Слайд 17
Вклеиваем посуду Вклеиваем стол, стол, сундук
лавка
5.Итог урока Скажите, кто был в музее М.Ю.Лермонтова? Помните, как описал М.Ю.Лермонтов хату Казака? А можем мы оказавшись сегодня в казачьей хате рассказать, что бы мы увидели? Ответ ученика. Выставление оценок. Перед вами оценки. Обсудите в группе кто на какую оценку заслужил. И покажите своему соседу его оценку. Слайд 18 6.Рефлексия Ребята, мы воссоздали картину из прошлого. Страничка из «казачьего словарика» помогла познакомиться с новыми понятиями. Давайте поделимся своими впечатлениями. Украсим двор. Подсолнухами (Если вам все понравилась и вам было интересно и понятно) или маки (что то не понял, хочешь узнать больше.) Слайд 19 6. Домашнее задание Дома, открыв стр. 45 по 46 вы вспомните, о чём мы говорили на уроке и нарисуете свою хату.

4 4 4

4 4 4

4 4 4



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники