Напоминание

"Воспитательный процесс в школе для учащихся с ОВЗ"


Автор: Лемехова Надежда Васильевна
Должность: учитель ОСЖ
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательный процесс в школе для учащихся с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Лемехова Надежда Васильевна,

учитель ОСЖ

МБОУ «ООШ № 14 для учащихся с ОВЗ»

г. Губкина Белгородской области.

Воспитательный процесс в школе для учащихся с ОВЗ.

Поистине нравственен человек только, тогда

когда он повинуется внутреннему побуждению

помогать любой жизни, которой он может

помочь, и удерживается от того, чтобы

причинить живому какой – либо вред.

Альберт Швейцер

Школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья –

особое образовательное учреждение для детей с особенностями в развитии.

Ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы его

организма есть особенность ее развития, которая и определяет состояние

ребенка. И нужно создавать адекватные условия для развития детей с учетом

этой особенности. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как

на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать свою

значимость в жизни, свою нужность для других.

Во главу угла школа ставит физическое, психическое и нравственное

здоровье учащихся, организуя воспитательный процесс таким образом,

чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, и в то же время

способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

Воспитательная работа школы концентрируется на формировании

следующих качеств характера личности: физическое и психическое здоровье,

культура речи, высокая нравственность.

Цель воспитательной работы -

создание оптимальных условий для

развития социально-адаптированной личности.

Задачи:

воспитание любви к родной школе, к малой родине;

воспитание нравственности;

развитие творческих способностей учащихся;

формирование способности успешно адаптироваться в окружающем

мире;

создание условий для сохранения здоровья, физического развития;

воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Воспитательная

работа

с

детьми

с

нарушением

интеллекта

выстраивается в целостную систему и проводится по всем направлениям,

охватывающим весь воспитательный процесс с учетом особенностей

развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательная работа строится на основе общих и специальных задач

и находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом.

Приоритетные направления в работе:

1.

Духовно - нравственное. Воспитание патриотизма, гражданственности,

уважения к правам и обязанностям человека.

2.

Спортивно-оздоровительное. Формирование ценностного отношения к

здоровью, здоровому образу жизни.

3.

Воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к природе,

окружающей среде.

4.

Эстетическое воспитание и творческое развитие.

5.

Социализация. Воспитание трудолюбия, трудового отношения к

учению, жизни.

6.

Работа с родителями.

Правильно выбранные направления развития школы позволяют решать

вопросы

сохранения

и

укрепления

физического

здоровья

учащихся,

выравнивания

нравственного

здоровья,

поддержания

комфортного

психологического климата в школе.

Вся работа построена на сотрудничестве коллектива учащихся,

педагогов-предметников, классных руководителей, воспитателей, педагогов

дополнительного образования, родителей.

При подготовке и проведении мероприятий педагогами используется

метод создания ситуации выбора и успеха. При планировании работы с

детским коллективом классные руководители и воспитатели основываются

на

анализе

воспитательной

работы

в

классе

с

позиции

личностно-

ориентированного подхода.

В ходе реализации воспитательной работы по познавательному

направлению проводятся традиционные предметные недели.

Важной частью воспитательного процесса является дополнительное

образование. Для учащихся, испытывающих большие проблемы в освоении

программного материала, очень важно почувствовать себя успешными.

Дополнительное образование расширяет пространство, в котором учащиеся

могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать

лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые

зачастую

остаются

невостребованными

основным

образованием.

В

дополнительном образовании ребенок может не бояться неудач. Это создает

позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования

мотивации произвольной деятельности, что, в свою очередь, благоприятно

сказывается и на учебной деятельности ребенка.

В

школе

работают

творческие

объединения:

«Умелые

руки»,

«Домоведение», «Оригами», «Школа жизни», «Мир вокруг нас», «О слово

русское, родное!», «Сделай сам», «Библиоша», «Настроение» и др.

Мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют

привлечь к различным видам деятельности большое количество детей, что

способствует развитию творческих способностей каждого ученика.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе

является

патриотическое

воспитание.

Организация

и

проведение

мероприятий,

имеющих

патриотическую

направленность,

способствует

формированию

гражданской

позиции,

воспитывает

чувство

любви

и

уважения к своей стране, её истории и традициям.

В рамках месячника героико-патриотического воспитания проводятся

воспитательные часы, посвященные Дню защитника Отечества, спортивные

конкурсы в начальных и средних классах, конкурсы рисунков, плакатов,

мероприятия: «Что такое патриотизм или отдать жизнь за Родину»,

«Славному подвигу отцов и дедов посвящается», «Мир нужен на Земле»,

«Маленькие герои большой войны», «Есть такая профессия – Родину

защищать», «Защитники Отечества»», «Письма как летопись боя …»,

«Героями не рождаются, героями становятся», урок – мужества «По

афганским дорогам пришлось нам проехать», экскурсии в краеведческий

музей, военно - патриотический клуб «За Родину», классные часы «День,

которого так ждали», посвященный освобождению Губкинского района».

Физкультурно – оздоровительное направление деятельности школы

осуществляется в ходе реализации Программы «Здоровье», целью которой

является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и

укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к

здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении

успеха.

Учителем

физической

культуры

систематически

проводятся

спортивные

соревнования

в

рамках

Дня

здоровья,

спортивно-

оздоровительные игры, согласно утвержденному плану («Золотая осень»

туристический праздник, «А ну-ка парни», внутришкольные соревнования и

др.).

Для предотвращения правонарушений и преступлений, уклонения от

обучения, а также для укрепления дисциплины среди учащихся, в течение

учебного года работает Совет по профилактике правонарушений среди

несовершеннолетних. Заседания совета профилактики проводятся один раз в

четверть и по мере необходимости.

В течение учебного года особое внимание уделяется работе по

профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков.

Особое внимание в плане профилактики уделяется индивидуальной

работе с родителями, с малообеспеченными семьями.

Большая работа проводится по вопросам профилактики употребления

ПАВ. В школу приглашаются психологи наркодиспансера. Школа активно

сотрудничает с отделом по наркоконтролю и ОПДН. На правовых неделях

неоднократно выступают специалисты этих отделов, проводя групповые и

индивидуальные беседы.

Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе

работает УВО классных руководителей и воспитателей, на заседаниях

которых рассматриваются актуальные вопросы воспитания.

На

заседаниях

УВО

классных

руководителей

и

воспитателей

рассматриваются важнейшие вопросы жизнедеятельности школы, вопросы

современных

методик,

форм,

видов,

средств,

новых

педагогических

технологий в воспитании детей.

Каждый педагог вносит свой вклад в достижение целей воспитательной

работы.

Скоординированность

всех

воспитательных

мероприятий,

их

педагогическая

целесообразность,

необходимость

и

достаточность,

согласованность планов и действий даёт положительный результат в

воспитательном процессе школы.



В раздел образования