Автор: Лемехова Надежда Васильевна
Должность: учитель ОСЖ
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательный процесс в школе для учащихся с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Лемехова Надежда Васильевна,
учитель ОСЖ
МБОУ «ООШ № 14 для учащихся с ОВЗ»
г. Губкина Белгородской области.
Воспитательный процесс в школе для учащихся с ОВЗ.
Поистине нравственен человек только, тогда
когда он повинуется внутреннему побуждению
помогать любой жизни, которой он может
помочь, и удерживается от того, чтобы
причинить живому какой – либо вред.
Альберт Швейцер
Школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья –
особое образовательное учреждение для детей с особенностями в развитии.
Ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы его
организма есть особенность ее развития, которая и определяет состояние
ребенка. И нужно создавать адекватные условия для развития детей с учетом
этой особенности. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как
на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать свою
значимость в жизни, свою нужность для других.
Во главу угла школа ставит физическое, психическое и нравственное
здоровье учащихся, организуя воспитательный процесс таким образом,
чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, и в то же время
способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
Воспитательная работа школы концентрируется на формировании
следующих качеств характера личности: физическое и психическое здоровье,
культура речи, высокая нравственность.
Цель воспитательной работы -
создание оптимальных условий для
развития социально-адаптированной личности.
Задачи:
воспитание любви к родной школе, к малой родине;
воспитание нравственности;
развитие творческих способностей учащихся;
формирование способности успешно адаптироваться в окружающем
мире;
создание условий для сохранения здоровья, физического развития;
воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Воспитательная
работа
с
детьми
с
нарушением
интеллекта
выстраивается в целостную систему и проводится по всем направлениям,
охватывающим весь воспитательный процесс с учетом особенностей
развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитательная работа строится на основе общих и специальных задач
и находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом.
Приоритетные направления в работе:
1.
Духовно - нравственное. Воспитание патриотизма, гражданственности,
уважения к правам и обязанностям человека.
2.
Спортивно-оздоровительное. Формирование ценностного отношения к
здоровью, здоровому образу жизни.
3.
Воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к природе,
окружающей среде.
4.
Эстетическое воспитание и творческое развитие.
5.
Социализация. Воспитание трудолюбия, трудового отношения к
учению, жизни.
6.
Работа с родителями.
Правильно выбранные направления развития школы позволяют решать
вопросы
сохранения
и
укрепления
физического
здоровья
учащихся,
выравнивания
нравственного
здоровья,
поддержания
комфортного
психологического климата в школе.
Вся работа построена на сотрудничестве коллектива учащихся,
педагогов-предметников, классных руководителей, воспитателей, педагогов
дополнительного образования, родителей.
При подготовке и проведении мероприятий педагогами используется
метод создания ситуации выбора и успеха. При планировании работы с
детским коллективом классные руководители и воспитатели основываются
на
анализе
воспитательной
работы
в
классе
с
позиции
личностно-
ориентированного подхода.
В ходе реализации воспитательной работы по познавательному
направлению проводятся традиционные предметные недели.
Важной частью воспитательного процесса является дополнительное
образование. Для учащихся, испытывающих большие проблемы в освоении
программного материала, очень важно почувствовать себя успешными.
Дополнительное образование расширяет пространство, в котором учащиеся
могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать
лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые
зачастую
остаются
невостребованными
основным
образованием.
В
дополнительном образовании ребенок может не бояться неудач. Это создает
позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования
мотивации произвольной деятельности, что, в свою очередь, благоприятно
сказывается и на учебной деятельности ребенка.
В
школе
работают
творческие
объединения:
«Умелые
руки»,
«Домоведение», «Оригами», «Школа жизни», «Мир вокруг нас», «О слово
русское, родное!», «Сделай сам», «Библиоша», «Настроение» и др.
Мероприятия, проводимые в течение учебного года, позволяют
привлечь к различным видам деятельности большое количество детей, что
способствует развитию творческих способностей каждого ученика.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе
является
патриотическое
воспитание.
Организация
и
проведение
мероприятий,
имеющих
патриотическую
направленность,
способствует
формированию
гражданской
позиции,
воспитывает
чувство
любви
и
уважения к своей стране, её истории и традициям.
В рамках месячника героико-патриотического воспитания проводятся
воспитательные часы, посвященные Дню защитника Отечества, спортивные
конкурсы в начальных и средних классах, конкурсы рисунков, плакатов,
мероприятия: «Что такое патриотизм или отдать жизнь за Родину»,
«Славному подвигу отцов и дедов посвящается», «Мир нужен на Земле»,
«Маленькие герои большой войны», «Есть такая профессия – Родину
защищать», «Защитники Отечества»», «Письма как летопись боя …»,
«Героями не рождаются, героями становятся», урок – мужества «По
афганским дорогам пришлось нам проехать», экскурсии в краеведческий
музей, военно - патриотический клуб «За Родину», классные часы «День,
которого так ждали», посвященный освобождению Губкинского района».
Физкультурно – оздоровительное направление деятельности школы
осуществляется в ходе реализации Программы «Здоровье», целью которой
является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и
укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к
здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении
успеха.
Учителем
физической
культуры
систематически
проводятся
спортивные
соревнования
в
рамках
Дня
здоровья,
спортивно-
оздоровительные игры, согласно утвержденному плану («Золотая осень»
туристический праздник, «А ну-ка парни», внутришкольные соревнования и
др.).
Для предотвращения правонарушений и преступлений, уклонения от
обучения, а также для укрепления дисциплины среди учащихся, в течение
учебного года работает Совет по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних. Заседания совета профилактики проводятся один раз в
четверть и по мере необходимости.
В течение учебного года особое внимание уделяется работе по
профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков.
Особое внимание в плане профилактики уделяется индивидуальной
работе с родителями, с малообеспеченными семьями.
Большая работа проводится по вопросам профилактики употребления
ПАВ. В школу приглашаются психологи наркодиспансера. Школа активно
сотрудничает с отделом по наркоконтролю и ОПДН. На правовых неделях
неоднократно выступают специалисты этих отделов, проводя групповые и
индивидуальные беседы.
Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе
работает УВО классных руководителей и воспитателей, на заседаниях
которых рассматриваются актуальные вопросы воспитания.
На
заседаниях
УВО
классных
руководителей
и
воспитателей
рассматриваются важнейшие вопросы жизнедеятельности школы, вопросы
современных
методик,
форм,
видов,
средств,
новых
педагогических
технологий в воспитании детей.
Каждый педагог вносит свой вклад в достижение целей воспитательной
работы.
Скоординированность
всех
воспитательных
мероприятий,
их
педагогическая
целесообразность,
необходимость
и
достаточность,
согласованность планов и действий даёт положительный результат в
воспитательном процессе школы.