Автор: Лемехов Игорь Петрович
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система индивидуального контроля обучающихся на уроках профильного труда (слесарное дело)"
Раздел: среднее образование
Лемехов Игорь Петрович
учитель трудового обучения.
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
города Губкина Белгородской области.
Коррекционное образование
Система индивидуального контроля обучающихся
на уроках профильного труда (слесарное дело).
Проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания
состояния и результатов теории и практики обучения становится наиболее
актуальной на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных
стандартов. Одним из фактических условий продуктивного управления
процессом обучения является своевременная диагностика интеллектуальных
способностей.
Диагностика
помогает
обнаружить
и
спрогнозировать
тенденции развития каждого ученика на ближайшее время и на перспективу.
Чтобы правильно строить процесс обучения (в соответствии с
поставленными
целями),
соразмерно
развитию
предлагаются
задания
различной
степени
сложности,
учитывается
уровень
индивидуального
развития того или иного ребёнка, вовремя проводится коррекция заданий,
отслеживается
динамика
роста
творческих
способностей.
Для
этого
необходима налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по
форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды
контроля, отдающая приоритет самоконтролю.
Получение
информации
обратной
связи
становится
непрерывным
процессом, соединяющим диагностику с прогнозированием. Этот процесс
получил название мониторинга, что в переводе с английского языка означает
«непрерывное отслеживание».
В.А. Сухомлинский писал: «Оценка трудовых усилий является большим
стимулом для ученика с самыми заурядными способностями, и благодаря
этому стимулу он успевает. Вот почему почти нет неуспевающих у
педагогов,
которые,
добиваясь
глубокого
понимания
материала
школьниками, постоянно дают оценку их трудовых усилий. Благодаря
постоянной
оценке
трудовых
усилий
способности
воспитанников
развиваются».
На уроках технологии используется обычная, общепринятая система
оценивания. Было много попыток изменить систему оценивания, найти
какое-то
оптимальное
решение:
бригадный
метод,
поурочный
балл
(липецкий метод), отказ от выставления двоек. Ш. А. Амонишвили и вовсе
отказался от отметок, заменив их оценочными характеристиками. Каждая
попытка несла в себе рациональное зерно, но полностью проблемы контроля
и оценки не решала. Оценка - это процесс соотношения реальных
результатов и планируемых целей; а отметка - знаковое выражение
результата этого процесса, выставляемая в журнал. Её ставят за фактические
знания и умения, предусмотренные учебной программой. Отметку нельзя
снижать
за
плохое
поведение
на
уроках,
поломку
оборудования,
недоброкачественный материал, неисправность инструмента. Но, нарушение
техники безопасности в процессе обучения, технологии изготовления должно
быть отражено в отметке, так как эти нарушения ведут к снижению качества
изделия, увеличению времени на его изготовление.
Система оценивания не самоцель. Это вспомогательный процесс,
который помогает успешному протеканию учебно-воспитательного процесса.
Эта система должна отвечать следующим требованиям:
1.Объективно отражать тот уровень знаний, умений и навыков, который
приобрел ученик за определенный период времени.
2.Стимулировать, а не приостанавливать процесс обучения и воспитания,
обеспечивать его эффективное протекание.
3.Способствовать формированию адекватной самооценки обучающихся,
помогать им более критично относиться к своим успехам и неудачам.
4.Контроль
должен
быть
систематическим,
результаты
контроля
гласными и аргументированными.
5. Контроль должен быть малотрудоемким и не отнимать много времени.
При оценке знаний и умений необходимо отмечать слабые и сильные
стороны
каждого
конкретного
ученика,
стремление
ребенка
к
совершенствованию своих знаний и умений по технологии, использование
учащимся своих природных задатков.
При
этом
необходимо
учитывать
индивидуальные
особенности
обучающихся: застенчивость, болезненность, замедленность умственного
или физического развития, самоуверенность и другое.
Проверяя знания обучающихся, учитель оценивает их. Оценка должна
быть объективной, справедливой и понятной ученику. Она имеет функцию
поощрения и порицания, является средством воспитательного воздействия и
направлена на стимулирование в учебе. Формы их проявления могут быть
самыми разными. Они проявляются через мимику учителя, элемент
пантомимы, высказывания, организационные действия.
Различают три организационных вида контроля:
1. Внешний контроль - это контроль учителя. По форме он может быть:
а) фронтальным - самостоятельные, контрольные работы - для проверки
теоретических знаний; выполнение расчетов, графических работ и тому
подобное — для проверки учебных и трудовых навыков и умений;
б) групповым - при выполнении слесарных работ;
в) парным - при составлении различных инструкций (например, по контролю
качества сделанных изделий), планов.
г) индивидуальным - текущий опрос, устный или письменный по карточкам.
2. Взаимоконтроль обучающихся - это тоже внешний вид контроля и -
целесообразен при проведении практических занятий, деловых игр, на
итоговых
занятиях. Такая форма оценивания экономит время урока,
способствует развитию самостоятельности и самоконтроля, установлению
доверительных отношений между учителем и обучающимися.
3. Самоконтроль или внутренний контроль. Самооценку дает себе сам
ученик.
На некоторых уроках можно использовать все три вида контроля.
Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль, в
последнее время все чаще используются тестовые задания. Целесообразно
применять тесты нескольких видов:
-
выбор
одного,
двух
или
нескольких
правильных
ответов
из
предложенных вариантов;
-
на соответствие с требуемым тестовым заполнением;
-
на установление правильной последовательности действий.
Одним из видов педагогической деятельности в системе контроля,
установления причинно-следственных и межпредметных связей является
проведение интегрированных уроков. На этих занятиях основной акцент
приходится на обязательное развитие творческой активности обучающихся.
Это позволит при планировании использовать содержание 2-х или 3-х
учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки,
культуры, искусства, обращаться к явлениям и событиям окружающей
жизни. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учеников,
побуждают к активному познанию окружающей действительности, к
развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Дети в любом возрасте с большим интересом и охотой разгадывают
загадки,
головоломки,
шарады,
ребусы,
кроссворды.
Эти
игры
предназначены
для
развития
умственных
способностей
детей,
совершенствования
и
тренировки
их
памяти,
внимания,
логического
мышления.
Кроссворды используются на рабочих итоговых, игровых уроках, в
качестве дополнительного задания тем, кто успешно справился с основным
заданием. Чтобы успешно разгадывать задания, детям приходится работать
со словарями и дополнительной литературой. Наиболее сложные и трудные
кроссворды можно предложить для решения дома.
Составлять кроссворды можно по всем разделам: слесарной работы с
металлом, машиноведению. Эти задания составляются от простого к
сложному, в разных вариантах для использования в разных классах.
Одной из форм создания положительного эмоционального настроя на
учение и достижение успеха является соревнование.
Целенаправленная работа по системе индивидуального контроля знаний
в
условиях
развития
творческой
активности
обучающихся
позволяет
повысить усвоение программного материала и развитие умений и навыков во
время проведения теоретических и практических работ,
способствует
развитию
самостоятельности
и
творческого
мышления,
способностей
обучающихся.
В свободное время учащиеся увлеченно занимаются. Интересы детей
бывает трудно вписать в программу. Для поиска интересных заданий мы
просматриваем множество журналов, книг, рисунков. Так появляются работы
разнопланового характера: работа с металлом. Дети любят мастерить. Одним
все дается легко, другие результата достигают упорством в труде. Очень
важно поддержать ребенка, дать поверить в успех выполняемой работы.
Развитие творческих способностей детей на уроках и кружковой работе
способствует
их
жизненному
самоопределению,
росту
творческих
способностей.