Напоминание

"Здоровьесберегающая среда как основное условие здоровья учащихся с ОВЗ".


Автор: Федорова Валентина Трофимовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Губкин, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающая среда как основное условие здоровья учащихся с ОВЗ".
Раздел: среднее образование





Назад




Федорова В.Т.,

учитель физической культуры

МБОУ «ООШ № 14 для учащихся с ОВЗ»

города Губкина Белгородской области

Здоровьесберегающая среда как основное условие

здоровья учащихся с ОВЗ.

Многочисленные исследования показывают, что около 25-30% детей,

приходящих в 1-ый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии

здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4

раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам

с 3,5 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%,

нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%. У многих школьников наблюдается

дисгармоничное развитие, что создает проблемы в общей работоспособности

подрастающего

поколения.

Поэтому,

достаточно

закономерно,

что

в

соответствии с законом РФ «Об Образовании» здоровье школьников

отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. О

неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы

проблема стоит особенно остро.

Общеобразовательные учреждения являются единственной системой

общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного

онтогенетического периода все детское население.

Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время

обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда

организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов

окружающей среды.

Успешное

обучение

в

школе

определяется

уровнем

состояния

здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном

на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и

правильная организация учебной деятельности.

Одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы

является работа по пропаганде здорового образа жизни и укреплению

здоровья учащихся. С этой целью в школе успешно реализуется программы

«Здоровье», «Азбука здоровья», которые включают в себя следующие блоки:

«Документы и материалы, СанПиН», «Развитие физкультуры и спорта в

школе», «Основы личной безопасности и профилактики травматизма, охраны

здоровья детей и подростков», «Профилактика наркомании, табакокурения и

алкоголизма», «Питание школьников как здоровье сберегающий фактор»,

«Коррекционное образование», «Семья и здоровье ребенка», результаты

углубленного медицинского осмотра учащихся школы.

Цель – способствовать формированию установки на здоровый образ

жизни обучающихся и выработка на этой основе жизненной позиции,

позволяющей личности понимать обязанность ответственного отношения к

своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

- сохранение и поддержание здоровья детей;

- формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у

педагогов, детей и родителей;

- обучение основам здорового образа жизни;

- разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ по

оптимизации образовательного процесса на валеологической основе;

- мониторинг здоровья;

- организация и проведение пропагандистской работы по вопросам

здоровья и здорового образа жизни;

- создание условий для социально-психологической защищенности

детей и подростков в общеобразовательном учреждении;

- профориентация подростков.

Принципы организации здоровьесберегающей работы в школе:

- системный подход - взаимодействие различных специалистов всех

уровней (администрации школы, педагога-психолога, врача, педагогов и т. д.);

- комплексный подход - использование целого комплекса различных

методов и приемов при организации здоровьесберезающей среды;

-

индивидуальный

подход

-

учет

индивидуально-типологических

и

психофизических особенностей обучающихся;

- позитивный подход - опора на сильные стороны в личности и поведении

ребенка, позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для

сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);

- гуманистический подход - признание активной роли самого ребенка в

сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность

обучающегося делать правильные выборы (ребенок не пассивный

объект

воздействия, а активный субъект).

Наши учащиеся - это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Эти дети имеют проблемы педагогического, социального, психологического

характера,

проблемы

со

здоровьем.

Все

они

нуждаются

в

высококвалифицированной коррекционной, реабилитационной и психолого-

педагогической помощи.

Проблема сохранения и укрепления здоровья актуальна для нашей

школы. Так, из воспитанников нашего учреждения отстающих в умственном

развитии – 153 (100%), детей обучающихся на дому 40 (24%), имеющих

инвалидность 73 (43,8%) человек.

Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе

является внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа.

Работа

по

проведению

спортивных

мероприятий

организуется

учителем физической культуры совместно с классными руководителями,

социальным

педагогом,

педагогом

-

психологом,

учителями

-

предметниками. Все мероприятия фиксируются в режиме работы школы.

Главное

в

том,

что

физкультурно

-

оздоровительные

мероприятия

охватывают всех учащихся школы.

Основными направлениями деятельности были выбраны:

*

школьные

мероприятия

спортивно

-

массовой

работы

(спортивные праздники, посвященные знаменательным датам);

*

мониторинг физического здоровья учащихся;

*

организация оздоровительных режимных моментов (зарядка,

физкультминутки, игры на переменах);

*

оформление в каждом классе уголка здоровья;

*

проведение классных часов по ЗОЖ;

*

оформление в школе стендов о ЗОЖ.

*

создание картотеки научно-методической литературы по ЗОЖ;

*

организация

тематических

встреч

с

ветеранами

спорта

и

лучшими спортсменами города, страны;

*

выявление способностей и интересов детей;

*

воспитание волевых качеств;

*

развитие стремления к победе и уверенности в своих силах;

*

учить не только получать радость от своих результатов, но и

переживать за товарищей;

*

развитие

и

совершенствование

спортивно-массовой

и

оздоровительной работы среди всех участников образовательного процесса.

Перед началом первого урока под музыкальное сопровождение

проводится утренняя гимнастика, в ходе уроков проводятся режимные

моменты (физкультминутки, физкультпаузы). В каждом классе оформлены

уголки здоровья, включающие в себя спортивные результаты, комплексы

упражнений,

информацию

о

здоровом

образе

жизни.

Проводятся

мероприятия по охране и укреплению здоровья воспитанников

В школе на протяжении многих лет существуют свои спортивные

традиции.

К

ним

относятся

проведение

таких

физкультурно-

оздоровительных мероприятий, как Дней Здоровья.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать

полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных

соревнований – Дней Здоровья. Их любят учащиеся, Дни здоровья

стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом.

День здоровья является эффективной формой пропаганды физической

культуры и спорта среди учащихся. В программе Дней здоровья и спорта

предусматриваются подвижные спортивные игры, массовые соревнования

«Веселые старты», «А, ну-ка парни!», «А, ну-ка девушки!». День здоровья

проводится каждый месяц.

Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на

протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий.

Внутришкольные соревнования являются не только составной частью

внеклассной

спортивно-массовой

работы,

но

и

обогащают

высокой

заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий

физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том, что

правильно

организованные

соревнования

способствуют

укреплению

здоровья

учащихся,

их

физическому

развитию

и

физической

подготовленности.

Проходят внутришкольные спортивные соревнования по следующим

видам

спорта:

волейбол,

мини

футбол,

шашки,

настольный

теннис,

настольный бильярд, армрестлинг, футбол.

Увеличение двигательной активности школьников достигается не

только разнообразием организационных спортивных мероприятий, но и тем,

что в учебный план школы включены уроки физической культуры в 1-9

классах; а в 1-4 классах ритмика и ЛФК; специальная медицинская группа с 1

по 9 класс.

Двигательная активность рассматривается в школе, как один из

важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья детей.

Одним

из

путей

решения

данной

проблемы

является

совершенствование физического воспитания школьников путем внедрения

современных технологий, учитывающих уровень здоровья, возрастные,

соматотипологические

особенности

физического

развития,

наиболее

благоприятные периоды формирования базовых двигательных качеств, что

существенно отражается на поведении, работоспособности и формировании

мотивационной потребности к занятиям физической культурой, здоровому

образу жизни.

В школе организована работа спортивных часов и секций: ОФП

(настольный теннис) ДООСЦ, творческое объединение «Школа жизни».

В течение учебного года ведется работа по систематическому

контролю за состоянием здоровья учащихся.

Результаты – повышение показателей физической подготовленности и

функционального состояния детей, снижение числа дней, пропущенных по

болезни, повышение активного интереса детей к занятиям физическими

упражнениями.

Система

коррекционно

-

воспитательной

работы

по

здоровье

сбережению является действенным средством укрепления здоровья и

повышения физических возможностей воспитанников с ограниченными

возможностями

здоровья,

коррекция

недостатков

их

психического

и

физического здоровья.



В раздел образования