Автор: Сагадуллина Гузалья Магсумовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ СОШ С. СТАРЫЙ ИРЮК МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Населённый пункт: с. Старый Ирюк Кировской области
Наименование материала: Графический метод решения уравнений с параметром
Тема: Решение уравнений с параметром
Раздел: полное образование
Проект
«Графический метод решения
уравнений с параметром»
Актуальность проекта
Изучение многих физических процессов и геометрических
закономерностей часто приводит к решению задач с
параметрами, которые часто бывают весьма сложными и
требующими нестандартного подхода к решению. В школе
же, этот один из наиболее трудных разделов школьного курса
математики, рассматривается только на немногочисленных
занятиях.
Уравнения с параметром можно решать аналитически и
графически. На наш взгляд, графический метод является
удобным и быстрым способом решения уравнений с
параметрами.
Проект адресован учащимся школы.
по продолжительности - долгосрочный,
возраст учащихся - 15-17 лет,
по типу исследовательский,
Учебные дисциплины: математика, информатика
Проблема:
Нехватка времени на изучение задач с параметрами, составляющих
неотъемлемую и наиболее трудную часть экзаменационных
заданий
Цель:
Создание наглядного методического пособия для проведения
уроков алгебры
Задачи:
Проанализировать проблему
Изучить информацию по данной теме
Подобрать примеры, которые наглядно показывают
графический способ решения уравнений с параметрами
Оформить презентационный материал
Этапы работы над проектом
Этап
Деятельность учащихся
Организационный
этап
Анализируем проблему, обсуждаем главную идею
будущего проекта, в ходе дискуссии определяем
конечную цель - продукт деятельности (наглядно-
методическое пособие, распределяем обязанности
участников совместного проекта
Деятельностный этап
Сбор информации по проблеме. Организация и
выполнение проекта, исследование. Оформление
результатов.
Презентационный
этап
Презентация проекта, самооценка результатов
деятельности, выводы, перспективы проекта.
Ожидаемый результат
Проект поможет нам овладеть теоретическим материалом и приобрести
навык решения уравнений с параметрами.
Повысится уровень знаний
Усовершенствуются навыки работы в сфере проектной деятельности.
Будет создано наглядное методическое пособие для проведения уроков
алгебры.
Основные понятия
Уравнение, в котором помимо переменной содержится буквенное
выражение, называется уравнением с параметрами.
Примеры:
аx + в = 0 (x – переменная,
а и в – параметры),
аx² + вx + с = 0 (x – переменная,
а, в и с – параметры).
Чаще всего встречаются две постановки задач:
Первая постановка задачи:
решите уравнение. Это значит,
что для каждого значения
параметра а, необходимо найти
решения.
Решить уравнение с
параметрами - значит
указать, при каких значениях
параметров существуют
решения и каковы они.
Вторая постановка задачи: при
каких значениях параметра а
уравнение имеет два различных
корня.
Решить уравнение с
параметром – значит, для
любого допустимого значения
параметра найти множество
всех корней заданного
уравнения.
Алгоритм решения:
Находим область определения уравнения.
Выражаем a как функцию от х.
В системе координат хОа строим график функции а=f(х) для тех
значений х, которые входят в область определения данного уравнения.
Находим точки пересечения прямой а=с, где с-любое действительное
число, с графиком функции а=f (х).Если прямая а=с пересекает график
а=f (х), то определяем абсциссы точек пересечения. Для этого
достаточно решить уравнение а=f (х) относительно х.
Записываем ответ.
И для начала – несложное задание – задайте формулой семейство графиков.
(Слайд 11 в презентации)
Далее мы подобрали несколько задач, которые наглядно показывают
удобство графического решения уравнений с параметрами.
Задача 1 (слайд 12-14)
Решить уравнение при всех значениях параметра а х
2
- 6 х + 8 = а
Рассмотрим графики двух функций
У= х
2
– 6 х +8 и у = к
1.За основу возьмем график функции
У=х
2
– 6 х +8
Парабола, ветви вверх, при у=0 х=2 и х=4
2.Отобразим симметрично относительно оси ОУ часть графика,
находящуюся правее ее
3.Отобразим симметрично относительно оси ОХ часть графика,
находящуюся ниже ее
у = к – графиком является прямая, параллельная оси абсцисс
Совместив графики обеих функций получим:
1. Если а < 0, то графики не пересекаются, а следовательно уравнение не
имеет корней
2. Если а2= 0, то уравнение имеет 4 корня ( -4,-2,2,4)
3.Если 0 <а < 1 – 8 корней
4.Если а3=1,то уравнение имеет 6 корней
5. Если ,1< а 4<8, то уравнение имеет 4 корня
6 Если а5=8, то уравнение имеет 3 корня
7. Если а >8, то уравнение имеет 2 корня
Задача 2 (слайд 15-17)
Сколько корней имеет уравнение X+1 =aX?
Разобьем данное уравнение на две функции
y = x+1 y = ax
Построим график: Построим график:
-за основу берем график функции y = ax – графиком является прямая,
y = x+1 проходящая через начало координат
-отобразим симметрично
относительно оси ОХ часть графика,
находящуюся ниже этой оси
Совместив графики обеих функций получим:
1 Уравнение имеет одно решение при а=0, a>1, a < -1
2 Уравнение имеет два решения при -1<a<0
3 Уравнение не имеет решений при 0<a < 1
Задача 3 (слайд 18-19)
При каких значениях параметра а уравнение 2х –а +1 = х+3 имеет
единственное решение
Рассмотрим графики функций
у = 2х – а –графиком является
острый угол с вершиной (а/2;0),
вид у = 2х
у = х + 3 – 1 – графиком является
прямой угол с вершиной (-3;-1),
вид у = х
Совместив графики обеих функций получим:
Ответ: уравнение имеет одно решение если а/2 = -4, а = -8
а/2 = -2, а = -4
Задача 4 (слайд 20-21)
Исследовать на количество корней уравнение
(а + 4х – х
2
– 1)(а + 1 – х -2 ) = 0
Решение
а + 4х – х
2
– 1 = 0 или а + 1 – х - 2 = 0
а = х
2
– 4х + 1 а = х - 2 - 1
Построим графики обеих функций в одной системе координат
у = х
2
– 4х +1 – график парабола, вид
у = х
2
, вершина (2;-3)
у = х -2 -1 , вид у = х , вершина угла (2;-1)
Ответ:
1 При а < -3, корней нет
2 При а = -3 - 1 корень
3 При -3 < а < -1
а = 1 - 2 корня
4 При а = -1 - 3 корня
5 При а > 1 - 4 корня
Задача 5 (слайд 22-23)
При всех значениях параметра а решить уравнение:
х + 8 + х + 5 = а
Разобьем данное уравнение на две функции
у = х + 8 + х + 5 и у = а
Построим графики данных функций в одной системе координат
у = х + 8 + х + 5
-2х – 13,если х < -8
у = 3, если -8 х < -5
2х + 13, если х -5
у = а – прямая параллельная оси ОХ
Ответ:
При а < 3,корней нет
При а = 3 , бесконечное множество корней Х принадлежит отрезку от -8 до -5
При а > 3 , 2 корня
Вывод:
Знания по теме «Решение задач с параметрами» необходимы учащимся в наше время, как
при подготовке к ЕГЭ. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать
критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и
логического мышления. Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед
учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для
математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом
математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании
логического мышления и математической культуры у школьников. Поэтому учащиеся,
владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими
задачами. Я считаю, что подготовленный нами наглядно-методический материал будет
хорошим подспорьем для учащихся на уроках алгебры.