Напоминание

Роль учителя при выполнении обучающимися проектных и исследовательских работ


Автор: Павлова Анжелика Евгеньевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: город Саяногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Роль учителя при выполнении обучающимися проектных и исследовательских работ
Раздел: среднее образование





Назад




Роль учителя при выполнении обучающимися проектных и

исследовательских работ

Одним из основных требований к выпускникам основной и средней

школы, согласно ФГОС ООО и ФГОС НОО, является выполнение

индивидуального проекта. На сегодняшний момент это актуально, поскольку

разработка индивидуального проекта, как и выполнение индивидуального

исследования, позволяют:

формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию

учащихся в учении;

реализовывать в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие

как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировать

не

просто

умения,

а

компетенции,

т.е.

умения,

непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической

деятельности;

направлять на развитие познавательного интереса учащихся.

Проектная деятельность, наряду с развитием УУД, способствует

развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции

(опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов),

развитию информационной компетентности. Разработка индивидуального

проекта способствует формированию у обучающихся таких личностных

качеств как любознательность, терпение, внимательность, умение логически

мыслить и анализировать информацию, и др.

Стандарт второго поколения предлагает различные виды проектов;

информационные, исследовательские, творческие, социальные, практико-

ориентированные, игровые. Итогом проектной учебной деятельности следует

считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное,

личностное развитие ученика, рост его компетентности в выбранной для

проекта сфере.

Впервые с разработкой индивидуального проекта учащиеся нашей

школы сталкиваются в 8 классе. (Выполнение еще одного индивидуального

проекта предусмотрено учебным планом в 10 классе.) Индивидуальный

проект или исследовательские работы являются обязательными для всех

обучающихся 8 классов. На данной ступени обучения им предстоит не

только определиться с интересующей их темой проекта, но и научиться

грамотно провести исследование, а также представить его результаты на

должном уровне. В учебном плане для 8 класса нашей школы нет предмета,

где учащиеся могли бы освоить азы такой работы. Как подступиться к

проекту? С чего начать? Что вообще должно получиться в итоге? Для

восьмиклассника такие вопросы часто становятся причиной паники и

отторжения желания браться за работу.

На каждом этапе разработки проекта или проведения исследования

деятельность руководителя проектной и исследовательской деятельности

очень велика. На протяжении последних пяти лет я являюсь руководителем

проектов и исследовательских работ и в 8-х, и в 10-х классах, поэтому о

важности роли руководителя проектной и исследовательской деятельности

могу рассуждать, опираясь на собственный практический опыт. Тем более,

что все до единого проекта всегда выполнялись на достойном уровне, а их

авторы становились победителями и призерами конкурсов и конференций

различных уровней.

Начну с того, что я являюсь учителем немецкого языка. Однако темы

проектов и исследовательских работ моих учеников иной раз очень далеки –

мягко говоря – от этого предмета. В моей практике руководства проектной и

исследовательской деятельностью учащихся были такие темы как «Влияние

стиля Баухаус на современную архитектуру», «Сравнительный анализ

славянской и германо-скандинавской мифологий» и другие, на первый взгляд

практически не связанные с немецким языком как одной из изучаемых

школьных дисциплин. Не важно, какую тему и из какой области выбрал

ученик. Важно, что и ученику, и руководителю комфортно сотрудничать

вместе, искать ответы на вопросы, сомневаться, спорить, устанавливать

истину. Руководитель – обычный человек. Он не обязан знать все на свете. В

проектной и исследовательской деятельности его роль не заключается в

передаче знаний. Его роль иная - учитель перестает быть только «чистым

предметником», он становится педагогом широкого профиля, педагогом,

помогающим

ученику

увидеть

мир

во

всем

его

единстве,

красоте,

многообразии.

В ходе руководства учителю предстоит прожить очень важные роли.

1.Учитель – это энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся,

поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

Неоднократно в моей практике темы проектов возникали у учащихся во

время прохождения какой-либо темы во время уроков. Например, во время

изучения

темы

по

немецкому

языку

как

второму

иностранному

«Zusammenleben» (УМК М.Аверина «Горизонты») на одной из фотографий в

учебнике было изображение фахверковых домов. Со своей стороны я всего

лишь дала пояснение, что это за дом, почему так называется и где можно

увидеть такие дома. У одного из учеников возник вопрос: «Почему в России

такие дома не распространены?». Такой интерес со стороны ученика стал

толчком

для

исследовательской

работы

по

теме

«Причины

низкой

распространенности фахверковых домов в России». Примерно так же

возникла идея о сравнении немецких и русских мужских и женских именах,

именно с вопроса: как будет звучать моё имя в Германии?

2.Учитель – это специалист, который компетентен в нескольких

областях. Как учитель немецкого языка, я владею информацией сверх

школьной

программы:

страноведение,

лингвистика,

история

немецкоговорящих стран и др. Поэтому часто темы проектов моих учеников

перекликаются с этими сферами, например: «Традиции и обычаи, связанные

с

празднованием

начала

учебного

года

в

России

и

Германии»,

«Сравнительный анализ пословиц русского и немецкого языков по теме

«Школа. Школьная жизнь» и др.

3.Учитель – это консультант, который может организовать доступ к

ресурсам, в том числе к другим специалистам. Имея родственников в

Германии, грех не воспользоваться их помощью в поиске источников

информации.

Как,

например,

провести

анализ

молодежной

музыки

российских и немецких меломанов (одна из тем исследования), не имея

официальных статистических данных из Германии? Или как сравнить

приоритеты свободного времяпрепровождения подростков России, Польши и

Германии (еще одна интереснейшая и актуальная тема для автора работы), не

имея данных анкетирования этих самых подростков? Группа моих учеников

участвовала в переписке с учениками из Польши, из города Новогруд

Бобжаньски, и польские ребята с удовольствием приняли участие в

анкетировании и ответили на интересующие нас вопросы.

4.Учитель – это руководитель, который может четко спланировать и

реализовать проект. Одно из важнейших правил работы над проектом моё и

моих подопечных – не откладывать начало работы над проектом или

исследованием в долгий ящик. Именно поэтому с теми учениками, кто

определился с моей кандидатурой в качестве руководителя проекта или

исследования, первая встреча проходит уже в первой половине сентября. На

этом этапе мы стараемся определиться с основными моментами проекта:

сформулировать тему исследования (она не навязывается учителем, она

должна представлять интерес для ученика, должна быть актуальна для него,

поэтому в этом случае определяющую роль играет ученик и его интерес),

поставить цель исследования, определить пути достижения этой цели

(сформулировать задачи), методы и приемы решения поставленных задач,

выдвинуть гипотезу и т.д. Результатом этой первой встречи становится,

пожалуй, одна из самых сложных составляющих проекта – введение. Почему

одна из самых сложных? Потому что всегда в любом деле сложно сделать

первый шаг, сложно начать. «Хорошее начало полдела откачало» – гласит

русская

пословица.

По

сути,

введение

и

формирует

у

ученика

последовательность

его

дальнейших

действий,

цепочку

шагов

для

достижения

результата.

Теперь

руководителю

важно

отслеживать

запланированные сроки выполнения проекта. Мы с учениками всегда

договариваемся, к какому сроку автор выполняет первую главу своей работы

(иными словами – решает первую задачу, обозначенную во введении. Как

правило, для решения каждой из задач исследования отводится одна глава). К

назначенному сроку автор предоставляет руководителю часть своего труда

на проверку. Как и всякий руководитель, учитель обсуждает с автором

проблемные вопросы, помогает найти выход из затруднительных положений,

если чувствует, что ход исследования «притормаживает». В данной роли

учитель – это «человек, который задает вопросы», который организует

обсуждение

способов

преодоления

возникающих

трудностей

путем

косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает

обратную связь.

5. Учитель – это эксперт, который дает четкий анализ результатов как

выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов. В этой своей

роли

руководитель

проекта

не

только

проверяет

и

корректирует

грамматические ошибки, допущенные при написании работы. Руководитель

как бы оценивает работу со стороны, не как заинтересованное лицо, а как

читатель, впервые открывающий для себя тему. Этот момент очень важен и

очень непрост: когда полностью растворяешься в теме работы вместе с ее

автором, кажется, что каждый абзац в ней понятен, каждый факт доказан и

явен. Однако, тут, что называется, глаз замыливается, и руководителю важно

уметь вернуться в исходную точку, к самому началу, когда проблемы и

вопросы только возникали. Нужно уметь проанализировать достаточность

доказательности

выводов,

логичность

работы.

Необходимо

оценить,

выполнены ли поставленные задачи и достигнута ли цель проекта или

исследования. Все эти моменты отражаются в рецензии, которую каждый

руководитель проекта составляет по результатам работы.

Таким образом, в процессе руководства проектной и исследовательской

деятельностью

учащихся

учителю

необходимо

мастерски

выполнять

несколько важных ролей. Успешность проектной деятельности говорит о

способности педагога действовать

в

русле

современных

изменений

в

системе

образования,

умении

преобразовывать

педагогическую

действительность. Главный результат в проектной деятельности для педагога

– формирование и воспитание личности ребенка, владеющей проектной

технологией на уровне компетентности.

Добавлю к этому еще несколько «золотых» правил руководителя

проекта»:

1.

Подходить творчески к любому проекту ученика.

2.

Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

3.

Развивать самостоятельность при реализации проекта.

4.

Избегать прямых инструкций.

5.

При оценивании лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи,

чем 1 раз раскритиковать.



В раздел образования