Автор: Павлова Анжелика Евгеньевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: город Саяногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Роль учителя при выполнении обучающимися проектных и исследовательских работ
Раздел: среднее образование
Роль учителя при выполнении обучающимися проектных и
исследовательских работ
Одним из основных требований к выпускникам основной и средней
школы, согласно ФГОС ООО и ФГОС НОО, является выполнение
индивидуального проекта. На сегодняшний момент это актуально, поскольку
разработка индивидуального проекта, как и выполнение индивидуального
исследования, позволяют:
формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в учении;
реализовывать в первую очередь общеучебные умения и навыки, такие
как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировать
не
просто
умения,
а
компетенции,
т.е.
умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической
деятельности;
направлять на развитие познавательного интереса учащихся.
Проектная деятельность, наряду с развитием УУД, способствует
развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции
(опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов),
развитию информационной компетентности. Разработка индивидуального
проекта способствует формированию у обучающихся таких личностных
качеств как любознательность, терпение, внимательность, умение логически
мыслить и анализировать информацию, и др.
Стандарт второго поколения предлагает различные виды проектов;
информационные, исследовательские, творческие, социальные, практико-
ориентированные, игровые. Итогом проектной учебной деятельности следует
считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное,
личностное развитие ученика, рост его компетентности в выбранной для
проекта сфере.
Впервые с разработкой индивидуального проекта учащиеся нашей
школы сталкиваются в 8 классе. (Выполнение еще одного индивидуального
проекта предусмотрено учебным планом в 10 классе.) Индивидуальный
проект или исследовательские работы являются обязательными для всех
обучающихся 8 классов. На данной ступени обучения им предстоит не
только определиться с интересующей их темой проекта, но и научиться
грамотно провести исследование, а также представить его результаты на
должном уровне. В учебном плане для 8 класса нашей школы нет предмета,
где учащиеся могли бы освоить азы такой работы. Как подступиться к
проекту? С чего начать? Что вообще должно получиться в итоге? Для
восьмиклассника такие вопросы часто становятся причиной паники и
отторжения желания браться за работу.
На каждом этапе разработки проекта или проведения исследования
деятельность руководителя проектной и исследовательской деятельности
очень велика. На протяжении последних пяти лет я являюсь руководителем
проектов и исследовательских работ и в 8-х, и в 10-х классах, поэтому о
важности роли руководителя проектной и исследовательской деятельности
могу рассуждать, опираясь на собственный практический опыт. Тем более,
что все до единого проекта всегда выполнялись на достойном уровне, а их
авторы становились победителями и призерами конкурсов и конференций
различных уровней.
Начну с того, что я являюсь учителем немецкого языка. Однако темы
проектов и исследовательских работ моих учеников иной раз очень далеки –
мягко говоря – от этого предмета. В моей практике руководства проектной и
исследовательской деятельностью учащихся были такие темы как «Влияние
стиля Баухаус на современную архитектуру», «Сравнительный анализ
славянской и германо-скандинавской мифологий» и другие, на первый взгляд
практически не связанные с немецким языком как одной из изучаемых
школьных дисциплин. Не важно, какую тему и из какой области выбрал
ученик. Важно, что и ученику, и руководителю комфортно сотрудничать
вместе, искать ответы на вопросы, сомневаться, спорить, устанавливать
истину. Руководитель – обычный человек. Он не обязан знать все на свете. В
проектной и исследовательской деятельности его роль не заключается в
передаче знаний. Его роль иная - учитель перестает быть только «чистым
предметником», он становится педагогом широкого профиля, педагогом,
помогающим
ученику
увидеть
мир
во
всем
его
единстве,
красоте,
многообразии.
В ходе руководства учителю предстоит прожить очень важные роли.
1.Учитель – это энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся,
поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
Неоднократно в моей практике темы проектов возникали у учащихся во
время прохождения какой-либо темы во время уроков. Например, во время
изучения
темы
по
немецкому
языку
как
второму
иностранному
«Zusammenleben» (УМК М.Аверина «Горизонты») на одной из фотографий в
учебнике было изображение фахверковых домов. Со своей стороны я всего
лишь дала пояснение, что это за дом, почему так называется и где можно
увидеть такие дома. У одного из учеников возник вопрос: «Почему в России
такие дома не распространены?». Такой интерес со стороны ученика стал
толчком
для
исследовательской
работы
по
теме
«Причины
низкой
распространенности фахверковых домов в России». Примерно так же
возникла идея о сравнении немецких и русских мужских и женских именах,
именно с вопроса: как будет звучать моё имя в Германии?
2.Учитель – это специалист, который компетентен в нескольких
областях. Как учитель немецкого языка, я владею информацией сверх
школьной
программы:
страноведение,
лингвистика,
история
немецкоговорящих стран и др. Поэтому часто темы проектов моих учеников
перекликаются с этими сферами, например: «Традиции и обычаи, связанные
с
празднованием
начала
учебного
года
в
России
и
Германии»,
«Сравнительный анализ пословиц русского и немецкого языков по теме
«Школа. Школьная жизнь» и др.
3.Учитель – это консультант, который может организовать доступ к
ресурсам, в том числе к другим специалистам. Имея родственников в
Германии, грех не воспользоваться их помощью в поиске источников
информации.
Как,
например,
провести
анализ
молодежной
музыки
российских и немецких меломанов (одна из тем исследования), не имея
официальных статистических данных из Германии? Или как сравнить
приоритеты свободного времяпрепровождения подростков России, Польши и
Германии (еще одна интереснейшая и актуальная тема для автора работы), не
имея данных анкетирования этих самых подростков? Группа моих учеников
участвовала в переписке с учениками из Польши, из города Новогруд
Бобжаньски, и польские ребята с удовольствием приняли участие в
анкетировании и ответили на интересующие нас вопросы.
4.Учитель – это руководитель, который может четко спланировать и
реализовать проект. Одно из важнейших правил работы над проектом моё и
моих подопечных – не откладывать начало работы над проектом или
исследованием в долгий ящик. Именно поэтому с теми учениками, кто
определился с моей кандидатурой в качестве руководителя проекта или
исследования, первая встреча проходит уже в первой половине сентября. На
этом этапе мы стараемся определиться с основными моментами проекта:
сформулировать тему исследования (она не навязывается учителем, она
должна представлять интерес для ученика, должна быть актуальна для него,
поэтому в этом случае определяющую роль играет ученик и его интерес),
поставить цель исследования, определить пути достижения этой цели
(сформулировать задачи), методы и приемы решения поставленных задач,
выдвинуть гипотезу и т.д. Результатом этой первой встречи становится,
пожалуй, одна из самых сложных составляющих проекта – введение. Почему
одна из самых сложных? Потому что всегда в любом деле сложно сделать
первый шаг, сложно начать. «Хорошее начало полдела откачало» – гласит
русская
пословица.
По
сути,
введение
и
формирует
у
ученика
последовательность
его
дальнейших
действий,
цепочку
шагов
для
достижения
результата.
Теперь
руководителю
важно
отслеживать
запланированные сроки выполнения проекта. Мы с учениками всегда
договариваемся, к какому сроку автор выполняет первую главу своей работы
(иными словами – решает первую задачу, обозначенную во введении. Как
правило, для решения каждой из задач исследования отводится одна глава). К
назначенному сроку автор предоставляет руководителю часть своего труда
на проверку. Как и всякий руководитель, учитель обсуждает с автором
проблемные вопросы, помогает найти выход из затруднительных положений,
если чувствует, что ход исследования «притормаживает». В данной роли
учитель – это «человек, который задает вопросы», который организует
обсуждение
способов
преодоления
возникающих
трудностей
путем
косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает
обратную связь.
5. Учитель – это эксперт, который дает четкий анализ результатов как
выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов. В этой своей
роли
руководитель
проекта
не
только
проверяет
и
корректирует
грамматические ошибки, допущенные при написании работы. Руководитель
как бы оценивает работу со стороны, не как заинтересованное лицо, а как
читатель, впервые открывающий для себя тему. Этот момент очень важен и
очень непрост: когда полностью растворяешься в теме работы вместе с ее
автором, кажется, что каждый абзац в ней понятен, каждый факт доказан и
явен. Однако, тут, что называется, глаз замыливается, и руководителю важно
уметь вернуться в исходную точку, к самому началу, когда проблемы и
вопросы только возникали. Нужно уметь проанализировать достаточность
доказательности
выводов,
логичность
работы.
Необходимо
оценить,
выполнены ли поставленные задачи и достигнута ли цель проекта или
исследования. Все эти моменты отражаются в рецензии, которую каждый
руководитель проекта составляет по результатам работы.
Таким образом, в процессе руководства проектной и исследовательской
деятельностью
учащихся
учителю
необходимо
мастерски
выполнять
несколько важных ролей. Успешность проектной деятельности говорит о
способности педагога действовать
в
русле
современных
изменений
в
системе
образования,
умении
преобразовывать
педагогическую
действительность. Главный результат в проектной деятельности для педагога
– формирование и воспитание личности ребенка, владеющей проектной
технологией на уровне компетентности.
Добавлю к этому еще несколько «золотых» правил руководителя
проекта»:
1.
Подходить творчески к любому проекту ученика.
2.
Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
3.
Развивать самостоятельность при реализации проекта.
4.
Избегать прямых инструкций.
5.
При оценивании лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи,
чем 1 раз раскритиковать.