Напоминание

«ИДЕИ К.Д.УШИНСКОГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»


Автор: Байрак Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ДОО ЗО "Детский сад №49 "Рябинушка" г. Мелитополь
Населённый пункт: город Мелитополь, Запорожская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «ИДЕИ К.Д.УШИНСКОГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ИДЕИ К.Д.УШИНСКОГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Среди наук, изучающих человека, К.Д.Ушинский выделял физиологию и

особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о

человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают

знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми.

Воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее

законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях

своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.

Историческая заслуга К.Д.Ушинского заключается в том, что он изложил

в соответствии с научными достижениями того времени психологические

основы дидактики – теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо

в процессе обучения путем упражнения развивать внимание детей, как надо

воспитывать сознательную память, закреплять в памяти детей учебный

материал путем повторения, которое является органической частью процесса.

Повторение, считал К.Д. Ушинский, нужно не для того, чтобы «возобновить

забытое ( это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы

предупредить возможность забвения»; всякий шаг вперед в деле обучения

должен опираться на знания пройденного.

К.Д.Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие

дидактические

принципы

воспитывающего

обучения:

наглядность,

систематичность

и

последовательность,

основательность

и

прочность

усвоения детьми материала, разнообразие методов обучения.

В своем труде «Человек как предмет воспитания» К.Д.Ушинский

выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять

каждый педагог, - строить воспитательно-образовательную работу с учетом

возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать

детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех

отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он

есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со

всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими

духовными требованиями».

В полном соответствии с учениями русских физиологов-материалистов

К.Д.

Ушинский

выражал

твердую

уверенность

в

том,

что

путем

целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно

далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и

нравственных». И это, по его мнению, является самой главной задачей

настоящей, гуманистической педагогики.

В основу теории дошкольного воспитания К.Д. Ушинский положил идею

народности воспитания. Он считал основным свойством детей дошкольного

возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира

и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к

самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не

допуская ни чрезмерного облегчения сил детей, ни чрезмерного облегчения,

так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени,

пассивности.

Огромное воспитательно – образовательное значение Ушинский придавал

играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее

научно- психологическими данными.

Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста

большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него

недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Характерной

чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота

перехода от одного порядка мысли к другому.

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных

представлений и созданных образов является психологической основой

детской игры. « В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в

нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по

сложности ее влияний и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек,

пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

К.Д.Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она

дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с

возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития,

руководства взрослых.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому,

какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве

воспитателя. Основой их является самодеятельность. Иногда такие игры

называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто

копируют

те

или

иные

явления,

а

творчески

их

осмысливают

и

воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью

сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые

для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические,

подвижные,

игры-забавы.

В

основе

их

лежит

четко

определенное

программное

содержание,

дидактические

задачи,

целенаправленность

обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в

большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении

опытом игры, развитии способности к самоорганизации дети проводят и эти

игры самостоятельно.

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует большого мастерства и

педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая

ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности

детей,

непосредственность

переживаний,

веру

в

правду

игры.

Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно

способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению

игровых

действий,

ролей,

проявлению

доброжелательных

отношений.

Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым. Уместны

наводящие

вопросы,

советы,

рекомендации.

Наиболее

эффективным

способом руководства является участие самого педагога в игре. По

окончании

игры

воспитатель

отмечает

дружные

действия

детей,

подчеркивает положительные взаимоотношения ее участников.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены

сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки

и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми. Руководство воспитателя

заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие

воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и

превратить в игру- драматизацию. В игре-драматизации не надо показывать

ребенку те или иные другие выразительные приемы – игра для него должна

быть именно игрой.

Строительная игра – это такая деятельность детей, основным

содержанием

которой

является

отражение

окружающей

жизни

в

разнообразных постройках и связанных с ними действиях. Воспитательное и

развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда

целенаправленное, обучающее и направляющее руководство воспитателя

правильно

сочетается

с

самодеятельностью

и

активностью

детей.

Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе

строительного материала. У маленьких детей еще нет опыта строительства,

они не могут сами строить. Воспитатель им подсказывает им замысел

работы.

Руководство строительными играми детей 4-5 лет должно обеспечивать

обогащение

их

впечатлениями

об

окружающем,

предусматривать

возможность

использования

имеющихся

представлений

в

игре.

Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования

образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных

знакомых строительных играх.

Руководство играми старших детей в большей мере направлено на

сочетание интеллектуальной и практической

деятельности. Для

них

рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать

им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части

его, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

В руководстве строительными играми детей подготовительной группы

происходят

существенные

изменения.

Воспитатель

должен

иметь

необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству.

Таким образом, строительные игры при правильном руководстве ими

являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей

способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес

к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формируют

дружеские взаимоотношения.

Успешное руководство дидактическими играми прежде всего

предусматривает отбор и продумывание их программного

содержания

четкое

определение

задач,

определение

места

и

роли

в

целостном

воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами

обучения. Руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось

соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они

переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения

поставленных

задач.

В

каждой

группе

воспитатель

намечает

последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим

задачам, игровым действиям и правилам. Следует учитывать, что в

дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова

воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями,

предметами, картинками и т.д.Заканчивая игру, педагог должен вызвать у

детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры. Игры

подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей

выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Подбирая

подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого характера

двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания

детям данного возраста. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали

все дети, выполняя требуемые игровые движения, но не допускает

избыточной

двигательной

активности,

которая

может

вызвать

их

перевозбуждение и утомление.

Теория детской игры, разработанная К.Д.Ушинским, явилась ценным

вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику.

Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал

ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми

дошкольного возраста.



В раздел образования