Автор: Байрак Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ДОО ЗО "Детский сад №49 "Рябинушка" г. Мелитополь
Населённый пункт: город Мелитополь, Запорожская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «ИДЕИ К.Д.УШИНСКОГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Раздел: дошкольное образование
«ИДЕИ К.Д.УШИНСКОГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Среди наук, изучающих человека, К.Д.Ушинский выделял физиологию и
особенно психологию, которые дают педагогу систематические знания о
человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают
знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми.
Воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее
законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях
своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста.
Историческая заслуга К.Д.Ушинского заключается в том, что он изложил
в соответствии с научными достижениями того времени психологические
основы дидактики – теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо
в процессе обучения путем упражнения развивать внимание детей, как надо
воспитывать сознательную память, закреплять в памяти детей учебный
материал путем повторения, которое является органической частью процесса.
Повторение, считал К.Д. Ушинский, нужно не для того, чтобы «возобновить
забытое ( это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы
предупредить возможность забвения»; всякий шаг вперед в деле обучения
должен опираться на знания пройденного.
К.Д.Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие
дидактические
принципы
воспитывающего
обучения:
наглядность,
систематичность
и
последовательность,
основательность
и
прочность
усвоения детьми материала, разнообразие методов обучения.
В своем труде «Человек как предмет воспитания» К.Д.Ушинский
выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять
каждый педагог, - строить воспитательно-образовательную работу с учетом
возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать
детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он
есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со
всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими
духовными требованиями».
В полном соответствии с учениями русских физиологов-материалистов
К.Д.
Ушинский
выражал
твердую
уверенность
в
том,
что
путем
целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно
далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и
нравственных». И это, по его мнению, является самой главной задачей
настоящей, гуманистической педагогики.
В основу теории дошкольного воспитания К.Д. Ушинский положил идею
народности воспитания. Он считал основным свойством детей дошкольного
возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира
и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к
самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не
допуская ни чрезмерного облегчения сил детей, ни чрезмерного облегчения,
так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени,
пассивности.
Огромное воспитательно – образовательное значение Ушинский придавал
играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее
научно- психологическими данными.
Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста
большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него
недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Характерной
чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота
перехода от одного порядка мысли к другому.
Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных
представлений и созданных образов является психологической основой
детской игры. « В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в
нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по
сложности ее влияний и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек,
пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
К.Д.Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она
дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с
возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития,
руководства взрослых.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому,
какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве
воспитателя. Основой их является самодеятельность. Иногда такие игры
называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто
копируют
те
или
иные
явления,
а
творчески
их
осмысливают
и
воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью
сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.
В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые
для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические,
подвижные,
игры-забавы.
В
основе
их
лежит
четко
определенное
программное
содержание,
дидактические
задачи,
целенаправленность
обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в
большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении
опытом игры, развитии способности к самоорганизации дети проводят и эти
игры самостоятельно.
Руководство сюжетно-ролевыми играми требует большого мастерства и
педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая
ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности
детей,
непосредственность
переживаний,
веру
в
правду
игры.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно
способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению
игровых
действий,
ролей,
проявлению
доброжелательных
отношений.
Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым. Уместны
наводящие
вопросы,
советы,
рекомендации.
Наиболее
эффективным
способом руководства является участие самого педагога в игре. По
окончании
игры
воспитатель
отмечает
дружные
действия
детей,
подчеркивает положительные взаимоотношения ее участников.
В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены
сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки
и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми. Руководство воспитателя
заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие
воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и
превратить в игру- драматизацию. В игре-драматизации не надо показывать
ребенку те или иные другие выразительные приемы – игра для него должна
быть именно игрой.
Строительная игра – это такая деятельность детей, основным
содержанием
которой
является
отражение
окружающей
жизни
в
разнообразных постройках и связанных с ними действиях. Воспитательное и
развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда
целенаправленное, обучающее и направляющее руководство воспитателя
правильно
сочетается
с
самодеятельностью
и
активностью
детей.
Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе
строительного материала. У маленьких детей еще нет опыта строительства,
они не могут сами строить. Воспитатель им подсказывает им замысел
работы.
Руководство строительными играми детей 4-5 лет должно обеспечивать
обогащение
их
впечатлениями
об
окружающем,
предусматривать
возможность
использования
имеющихся
представлений
в
игре.
Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования
образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных
знакомых строительных играх.
Руководство играми старших детей в большей мере направлено на
сочетание интеллектуальной и практической
деятельности. Для
них
рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать
им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части
его, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.
В руководстве строительными играми детей подготовительной группы
происходят
существенные
изменения.
Воспитатель
должен
иметь
необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству.
Таким образом, строительные игры при правильном руководстве ими
являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей
способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес
к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формируют
дружеские взаимоотношения.
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего
предусматривает отбор и продумывание их программного
содержания
четкое
определение
задач,
определение
места
и
роли
в
целостном
воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами
обучения. Руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось
соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они
переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения
поставленных
задач.
В
каждой
группе
воспитатель
намечает
последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим
задачам, игровым действиям и правилам. Следует учитывать, что в
дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова
воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями,
предметами, картинками и т.д.Заканчивая игру, педагог должен вызвать у
детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры. Игры
подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей
выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Подбирая
подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого характера
двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания
детям данного возраста. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали
все дети, выполняя требуемые игровые движения, но не допускает
избыточной
двигательной
активности,
которая
может
вызвать
их
перевозбуждение и утомление.
Теория детской игры, разработанная К.Д.Ушинским, явилась ценным
вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику.
Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал
ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми
дошкольного возраста.