Автор: Наталья Анатольевна Кругликова
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ "Волновахская школа №5 Волновахского муниципального округа"
Населённый пункт: город Волноваха, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Одаренность ребенка. Как развить и приумножить"
Раздел: среднее образование
Развитие одаренности.
Рекомендации педагогу по работе с одарённым ребенком.
Одарённые
дети
—
это
дети
с
выдающимися
способностями
в
интеллектуальной, творческой или спортивной сфере. Они отличаются
высоким
уровнем
интеллекта,
креативностью,
любознательностью
и
стремлением к саморазвитию.
Чтобы определить, является ли ребёнок одарённым, можно обратить
внимание на следующие факторы:
раннее развитие: одарённые дети часто начинают говорить, читать и
писать раньше других;
хорошая концентрация и память: они легко запоминают стихи, слова
песен и интересные факты;
развитая речь: словарный запас одарённых детей обычно шире, чем у
сверстников;
подвижное
мышление:
они
рано
учатся
гипотетическому
и
абстрактному мышлению;
богатая фантазия: одарённые дети придумывают целые миры и сюжеты
с небанальными поворотами;
познавательный интерес: они интересуются более глубокими темами и
стремятся докопаться до сути.
Это если смотреть с обыденной, «житейской» точки зрения. Конечно
существуют и научные подходы, однако нет единого метода для точного
определения одарённости ребёнка. Обычно используют комплекс разных
тестов, например, Стэнфордский тест достижений и тест Торренса.
Как же работать учителю с одаренным ребенком, чтобы его природные
способности развить и приумножить?
Из моего опыта работы, для развития одарённости и получения хороших
результатов в обучении педагогу следует использовать следующие методы:
1.
Проблемно-развивающее обучение.
Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе
введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые
"проводят" учеников через два звена научного творчества - постановку
проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт
задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена -
выражение решения и реализацию продукта.
2.
Проектно-исследовательская деятельность.
Проектно-исследовательская
деятельность
даёт
учащимся
возможность
развивать
познавательные
способности,
критическое
мышление,
коммуникативные навыки и творческие способности. Эта деятельность
помогает формировать навыки самостоятельной постановки и решения
проблем, а также учит применять полученные знания на практике.
3.
Игровые технологии (деловые игры, путешествия).
В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и
коммуникативные
навыки,
что
обуславливает
социальную
значимость игровой технологии.
Она
учит
сравнивать,
сопоставлять,
находить аналогии.
4.
Информационно-коммуникативные технологии (тесты, презентации,
тренажёры).
ИКТ
в
образовании
дают
обучающимся
следующие
преимущества:
обогащение учебного материала и доступ к разнообразным образовательным
ресурсам, таким как электронные учебники, видеоуроки, интерактивные
задания и онлайн-курсы; адаптация учебного материала и методов обучения
под
уровень
знаний
и
потребности
ученика,
что
поддерживает
индивидуальный подход к обучению; возможность учиться на расстоянии,
особенно актуальная для тех, кто не может посещать учебное заведение в
силу различных обстоятельств; развитие навыков критического мышления,
самостоятельности и решения проблем благодаря доступу к информации из
различных
источников;
быстрая
оценка
знаний
обучающегося
и
предоставление развёрнутой обратной связи; развитие цифровых навыков,
которые становятся всё более важными в современном обществе и на рынке
труда; сотрудничество и обмен знаниями между учениками и педагогами, что
развивает коммуникативные навыки и умение работать в коллективе.
5.
Творческие и нестандартные задания.
6.
Факультативы.
7.
Предметные недели.
8.
Олимпиады и конкурсы по предметам.
Также учитель должен составлять индивидуальные планы работы с каждым
таким ребёнком.
И напоследок хочу дать несколько рекомендаций педагогам по подготовке
способного обучающегося к олимпиаде или конкурсу:
1. Максимальная самостоятельность: обеспечьте ученика необходимой
литературой, помогите найти источники информации, но пусть ребёнок
работает самостоятельно.
2.
Активное
применение
новых
знаний:
организуйте
многократное
повторение пройденного материала с акцентом на углубление знаний.
3. Используйте задания высокого уровня сложности, но избегайте слишком
сложных
задач,
чтобы
не
отбить
у
ученика
желание
заниматься
самообразованием.
4. Детально анализируйте прошлые конкурсные работы и задания, выявляйте
недостатки и упущения для учёта в дальнейшей работе.
5. Настройте ребёнка на нужный лад, проведите доверительную беседу,
объясните, что результат зависит от уровня подготовки ученика.
6. Придерживайтесь методических принципов: регулярность, опережающая
сложность, вариативность, самоконтроль, повторение.
7. Используйте различные методы и приёмы для формирования творческого
потенциала учеников: метод вживания, эвристических вопросов, сравнения,
конструирования понятий, путешествия в будущее, придумывания, «если
бы...».
8. Используйте компьютерные технологии для обеспечения индивидуальной
траектории обучения, поиска информации и углубления знаний.