Напоминание

"Одаренность ребенка. Как развить и приумножить"


Автор: Наталья Анатольевна Кругликова
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ "Волновахская школа №5 Волновахского муниципального округа"
Населённый пункт: город Волноваха, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Одаренность ребенка. Как развить и приумножить"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие одаренности.

Рекомендации педагогу по работе с одарённым ребенком.

Одарённые

дети

это

дети

с

выдающимися

способностями

в

интеллектуальной, творческой или спортивной сфере. Они отличаются

высоким

уровнем

интеллекта,

креативностью,

любознательностью

и

стремлением к саморазвитию.

Чтобы определить, является ли ребёнок одарённым, можно обратить

внимание на следующие факторы:

раннее развитие: одарённые дети часто начинают говорить, читать и

писать раньше других;

хорошая концентрация и память: они легко запоминают стихи, слова

песен и интересные факты;

развитая речь: словарный запас одарённых детей обычно шире, чем у

сверстников;

подвижное

мышление:

они

рано

учатся

гипотетическому

и

абстрактному мышлению;

богатая фантазия: одарённые дети придумывают целые миры и сюжеты

с небанальными поворотами;

познавательный интерес: они интересуются более глубокими темами и

стремятся докопаться до сути.

Это если смотреть с обыденной, «житейской» точки зрения. Конечно

существуют и научные подходы, однако нет единого метода для точного

определения одарённости ребёнка. Обычно используют комплекс разных

тестов, например, Стэнфордский тест достижений и тест Торренса.

Как же работать учителю с одаренным ребенком, чтобы его природные

способности развить и приумножить?

Из моего опыта работы, для развития одарённости и получения хороших

результатов в обучении педагогу следует использовать следующие методы:

1.

Проблемно-развивающее обучение.

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний. На этапе

введения нового материала учитель применяет проблемные методы, которые

"проводят" учеников через два звена научного творчества - постановку

проблемы и поиск решения. На этапе воспроизведения знаний педагог даёт

задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена -

выражение решения и реализацию продукта.

2.

Проектно-исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская

деятельность

даёт

учащимся

возможность

развивать

познавательные

способности,

критическое

мышление,

коммуникативные навыки и творческие способности. Эта деятельность

помогает формировать навыки самостоятельной постановки и решения

проблем, а также учит применять полученные знания на практике.

3.

Игровые технологии (деловые игры, путешествия).

В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и

коммуникативные

навыки,

что

обуславливает

социальную

значимость игровой технологии.

Она

учит

сравнивать,

сопоставлять,

находить аналогии.

4.

Информационно-коммуникативные технологии (тесты, презентации,

тренажёры).

ИКТ

в

образовании

дают

обучающимся

следующие

преимущества:

обогащение учебного материала и доступ к разнообразным образовательным

ресурсам, таким как электронные учебники, видеоуроки, интерактивные

задания и онлайн-курсы; адаптация учебного материала и методов обучения

под

уровень

знаний

и

потребности

ученика,

что

поддерживает

индивидуальный подход к обучению; возможность учиться на расстоянии,

особенно актуальная для тех, кто не может посещать учебное заведение в

силу различных обстоятельств; развитие навыков критического мышления,

самостоятельности и решения проблем благодаря доступу к информации из

различных

источников;

быстрая

оценка

знаний

обучающегося

и

предоставление развёрнутой обратной связи; развитие цифровых навыков,

которые становятся всё более важными в современном обществе и на рынке

труда; сотрудничество и обмен знаниями между учениками и педагогами, что

развивает коммуникативные навыки и умение работать в коллективе.

5.

Творческие и нестандартные задания.

6.

Факультативы.

7.

Предметные недели.

8.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Также учитель должен составлять индивидуальные планы работы с каждым

таким ребёнком.

И напоследок хочу дать несколько рекомендаций педагогам по подготовке

способного обучающегося к олимпиаде или конкурсу:

1. Максимальная самостоятельность: обеспечьте ученика необходимой

литературой, помогите найти источники информации, но пусть ребёнок

работает самостоятельно.

2.

Активное

применение

новых

знаний:

организуйте

многократное

повторение пройденного материала с акцентом на углубление знаний.

3. Используйте задания высокого уровня сложности, но избегайте слишком

сложных

задач,

чтобы

не

отбить

у

ученика

желание

заниматься

самообразованием.

4. Детально анализируйте прошлые конкурсные работы и задания, выявляйте

недостатки и упущения для учёта в дальнейшей работе.

5. Настройте ребёнка на нужный лад, проведите доверительную беседу,

объясните, что результат зависит от уровня подготовки ученика.

6. Придерживайтесь методических принципов: регулярность, опережающая

сложность, вариативность, самоконтроль, повторение.

7. Используйте различные методы и приёмы для формирования творческого

потенциала учеников: метод вживания, эвристических вопросов, сравнения,

конструирования понятий, путешествия в будущее, придумывания, «если

бы...».

8. Используйте компьютерные технологии для обеспечения индивидуальной

траектории обучения, поиска информации и углубления знаний.



В раздел образования