Автор: Бутурчук Эльмира Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: р.п. Дергачи, Саратовская область
Наименование материала: Педагогический совет
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Раздел: дошкольное образование
Сценарий проведения педагогического совета в ДОУ
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной
социализации ребенка-дошкольника»
Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно-
образовательном процессе ДОУ
Задачи:
Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации
ребенка.
Способствовать использованию в практике современных требований к организации
сюжетно -ролевой игры.
План подготовки педсовета:
1.
Изучение педагогами теоретических материалов по проблеме сюжетно-ролевой игры
в соответствии с ФГОСДО.
2.
Анкетирование педагогов и родителей.
3.
Подготовка справки по итогам тематической проверки.
План педсовета.
1.
Анализ выполнения решения предыдущего педсовета (старший воспитатель)
2.
Вступительное слово «Современная практика организации игровой деятельности»
(старший воспитатель)
3.
Итоги тематической проверки «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-
ролевой игры (старший воспитатель)
4.
Деловая игра (старший воспитатель)
5.
Принятие решения.
Ход педсовета:
1.«Современная практика организации игровой деятельности»
(Старший воспитатель)
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не
спорит. Но как это реализуется в современной практике?
В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от «23
ноября2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных го-
сударственных требований к структуре Основной общеобразовательной программы
дошкольного образования» игра ребенка дошкольного возраста относится к образова-
тельной области «Социализация», содержание которой, в частности, заключается в
«приобщении к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)».
В ФГОСДО игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития
ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров
выступает «на этапе завершения дошкольного образованияребенок должен овладеть
разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь
подчиняться разным правилам и социальным нормам».
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).
Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как
создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать
игру, а не управлять действиями детей?
Прежде нам необходимо определить для себя, что такое социализация ребенка-
дошкольника, какова важность игры для социализации дошкольника.
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание»,
«обучение», «развитие личности».
Итак, социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы
социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно
одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или
социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых,
воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения
между ними.
В ролевой игре ребёнок, разыгрывая роль шофёра, доктора или парикмахера, не
приобретает каких-либо полезных навыков. Он не учится ни водить машину, не лечить
больных, ни делать причёски. Но то, что он получает, значительно важнее и существеннее
для развития и формирования личности ребёнка. Главное преимущество игры заключается
как раз в том, что игра имеет непосредственное отношение к введению ребёнка в мир
сложных социальных отношений. Именно в игре ребёнок осознаёт своё Я.
Именно в игре, ребёнок раньше всего научается управлять своим поведением и
регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет,
содержание, роль.
Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в
игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия
жизни ребѐнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с
расширением кругозора ребѐнка и его знакомством с окружающим. Основным источником
ролевых игр является знакомство ребѐнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети,
плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и
ограничены.
Сюжеты игр делятся на:
Бытовые (игры в семью, детский сад)
Производственные
отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу,
магазин и т. д.)
Общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребѐнком в качестве центрального
момента в человеческих отношениях.
Современныедошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты,
заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев.
Однако, это не меняет сути игры: при всѐм многообразии сюжетов, за ними скрывается
принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения.
Роль - средство реализации сюжета.
Рассмотрим подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми:
Традиционный подход к руководству (Д.В.Менджерицкая, Р.С.Жуковская): Игра -
деятельность самостоятельная, обучать игре не надо, вмешательство педагога в детскую
игру неуместно, важно дать ребенку знания из разных источников об окружающей
действительности и возможность применять их на собственном опыте. В традиционном
руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на
обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам.
Партнерский подход к руководству (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова) заключается
в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую
игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание. Воспитатель
партнер ребенка по игре. Разворачивать совместную игру с детьми воспитатель должен так,
чтобы на каждом этапе ими осваивался новый, боле сложный способ построения игры.
Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко,
заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает
позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе
с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста
ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с
партнером на доступном для него уровне.
Комплексный подход (Е.В.Зварыгина, С.Л.Новоселова) предлагают осуществление
руководства
игрой
путем
использования
педагогом
совокупности
методов
и
приемов. Основные компоненты этого подхода: обогащение реального опыта и активной
деятельности
детей;
совместные
обучающие
игры;
предметно-игровая
среда;
активизирующее общение взрослого с детьми. Педагог – организатор игры, это требует от
него развития игровых умений детей и создание условий для самостоятельной творческой
игры детей.
Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом
действии
с
игрушками
и
предметами-заместителями,
создает
ситуации,
которые
стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.
На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль,
развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее
успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки
ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с
предметом на ролевую речь (ролевой диалог).
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые
разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью
воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание,
протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание
новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Изучив научную литературу актуальности ролевой игры в дошкольном возрасте,
можно сделать следующие выводы:
1. Сюжетно-ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и
предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.
2. Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые
моральные представления, способности к нравственной саморегуляции, а также ролевых
способов
отображения
окружающего.
3. Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному
сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих
собственных
действий.
4. Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и
развития его мотивационной сферы.
Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков.
Игра помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с
людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения.
Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно работать со страхами. Игра
должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они
используют
все
доступные
им
игровые
средства,
свободно
объединяются
и
взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов
разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры.
Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость
обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как
важно умело налаживать контакты с окружающими.
2.
Итоги тематической проверки «Социализация дошкольников в условиях
сюжетно-ролевой игры»
С 17.02.2020–21.02.2020 года в соответствии с приказом №23-осн от 07.02.2020 года
была проведена тематическая проверка «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-
ролевой игры». Во время проверки были проанализированы следующие вопросы:
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы с детьми показал
следующее:
Деятельность
педагогов
была
основана
на
рекомендациях
основной
образовательной
программы
«От
рождения
до
школы»
под.ред.
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой
и
методических
пособий
для
воспитателей:
Н.Я.
Михайленко, Н.Ф. Короткова «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду», Т.Д.
Пашкевич
«Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры», Т.В. Березенкова
«Моделирование игрового опыта детей 3-4 лет на основе сюжетно-ролевых игр.
Технологические карты».
Сюжетно-ролевая
игра
организуется
в
каждой
возрастной
группе,
каждым
воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как
часть обучающей деятельности.
Анализ календарного и перспективного планирования показал, что в группах
осуществляется планирование и организация игр в соответствии с перспективным,
тематическим планом. При этом в плане отражается лишь названия сюжетно-ролевой
игры, а не показ конкретных игровых действий. Т.е планирование игры проводится
формально.
Тематика
игр
во
всех
группах
разнообразная, при
планировании
игровой
деятельности воспитатели ориентируются в первую очередь на интересы детей и появление
в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, салон красоты и т.п.. Поэтому, такие
игры, как «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Семья»
включаются в
планирование чаще остальных, чем «Почта», «Школа», «Строители», «Путешествие»,
«Театр», «Цирк», «Зоопарк»очень редко используются в работе с детьми.
При анализе планов работы за февраль 2020 г. года было отмечено, что
все
воспитатели систематически и последовательно планировали игры, постепенно усложняя
задачи. В планах необходимо планировать методы и приёмы, изготовление необходимых
для игры атрибутов.
Анализ условий проведения игровой деятельности.
В результате проверки РППС установлено:
в группах имеются в наличии
разнообразные
сюжетно-ролевые
игры,
в
которых
отрабатываются
партнерские
взаимоотношения детей. Созданы условия для сюжетно-ролевой игры:
-
атрибутика для различных сюжетных игр в соответствии с возрастом детей,
-
рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей,
- различные конструкторы, строительный материал для создания игровой среды.
Подбор
оборудования
игры
соответствует
возрасту
детей,
программе.
При
организации игр учитываются санитарно-гигиенические и эстетические условия, принципы
организации РППС, учитываются поло-ролевая специфика в подборе игрушек. При этом,в
игровых зонах мало используются современные игры «Супермаркет», «Банк» и т.п. При
проверке ни в одной группе нельзя было определить, в какую сюжетно-ролевую игру
играют дети. Нередко в группах используются надписи игр, хотя в этом должны быть
задействованы маркеры-знаки. Нет разнообразия, изюминки в создании условий для
ролевых игр. Во всех группах одинаковое зонирование, ни один воспитатель не пытался
что-то изменить в обстановке игровых зон и их содержание. Однообразная тематика игр
для мальчиков «Мастерская» и то только набор инструментов, «ГАИ».
Необходимо
оформить для мальчиков сюжетно-ролевые игры: «Бензоправочная станция», «Аэродром»,
«Парковка», «Военные».
Игроваядеятельность организуется педагогами регулярно, но при этом сюжеты
однообразны, нет современных сюжетов (универсам, фермер и т.п.), не используются
макеты, хотя целесообразность их применения все знают (мало место занимают, эффект
новизны). Надо отметить, что все педагоги стараются пополнять РППС по требованиям
ФГОСДО.
В ходе проверки был проведен смотр «Кукольная комната», итоги которого показали
следующее, анализируя содержание кукольной комнаты в группах, замечаний не выявлено,
все атрибуты соответствуют возрасту, имеются уголки ряжения, соответствующие
требованиям, достаточно кукольной мебели с набором постельного белья, однако, мало
атрибутов и аксессуаров кукольной жизни (сумочки, украшения, шляпки, обувь). Однако
необходимо обратить внимание на пастельные принадлежности, их должно быть не менее
два комплекта (подушка-наволочка (2), матрас - простынь (2), одеяло-пододеяльник (2),
покрывало)
В группах и в методическом кабинете имеется в достаточном количестве
методическая литература по игровому развитию детей, подобрана картотека планирования
сюжетно-ролевых игр.
Оценка профессионального мастерства воспитателей. В ходе тематической проверки
было проведено анкетирование воспитателей «Развитие игровой деятельности». Анализ
анкет показал, что почти все педагоги в достаточной мере владеют особенностями
организации сюжетной игры в каждой возрастной группе. Объясняется это тем, что все
воспитатели имеют педагогическое образование. Также тому способствовали консультации
и семинарские занятия по данной теме. Однако не все педагоги применяют на практике
полученные знания. И если настольные игры широко применимы в нашем детском саду и
популярны
у
педагогов,
то
в
сюжетно-ролевые дети
большей
частью
играют,
предоставленные сами себе.
В ходе проверки были проанализированы сюжетно-ролевые игры:
Группа №1 –«Парикмахерская»
Группа №2 – «Семья»
Группа №3- «Семья»
Группа №4 – «Наша армия»
Группа №5 – «Музей боевой славы»
Группа №6 – «Поликлиника»
Группа №7 – «Магазин»
Группа №8 -«Семья»
Группа №9 -«Парикмахерская»
Группа №10 – «Военный госпиталь»
Группа №11 – «Ателье моды»
Группа №12 – «Купание игрушек»
По итогам посещений и наблюдений игровой деятельности следует сделать
следующий вывод, что педагогами при организации игры создается положительный
эмоциональный настрой. Создается игровая ситуация (показ картины, проблемная
ситуация, внесение атрибута и т.п.) Воспитатели стараются создавать условия для активной
совместной и самостоятельной творческой игровой деятельности, участвуют сами в игре.
Воспитатели участвуют в игре на правах равного партнера через игровой образ, влияние на
игру осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Проявляют
внимательное, заинтересованное отношение к детским вопросам, возникающим по ходу
игры. Способствуют возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений,
помогают детям самостоятельно договариваться друг с другом. Данный алгоритм
взаимодействия наблюдается во всех группах, при проведении игры. При этом отмечается
большой эмоциональный подъем детском коллективе, желание играть по данному сюжету
и дальше.
Уровень развития детских игровых качеств во всех группах соответствует возрасту. В
младшей группе дети самостоятельно воспроизводят игровые действия, совместно с
воспитателем передают простой сюжет, пользуются игрушками-заместителями, умеют
играть «рядом». В средних группах идет активное обучение детей умению придумывать и
обыгрывать несложный сюжет, принимать на себя роль и выполнять ролевое поведение. В
группе игра объединяет несколько сюжетов, дети четко исполняют роль, используют
предметы-заместители, но затрудняются еще в самостоятельном распределении ролей,
логичном завершение игры. В старших группах распределением ролей владеют не все дети
– просто вклиниваются в игру и, если играющие не возражают, играет согласованно с ними
или параллельно. Активно используются в этих группах предметы-заместители. Дети
играют увлеченно и с желанием, хорошо ориентируются в игровом пространстве группы.
Анализ работы с родителями. В сотрудничестве с родителями проблема сюжетно-
ролевой игры обсуждается редко. Родителей необходимо привлекать к изготовлению
атрибутов для сюжетно-ролевых игр, работа с родителями не должна ограничиваться
проведением только бесед и консультаций. Было проведено анкетирование родителей по
теме: «Выявление игровых интересов и предпочтений ребёнка дома», которое показало
такие результаты.
В анкетировании приняло 151 родителя. Все дети играют дома, родители
знают, какие игрушки наиболее интересны детям. 113 родителей разрешают играть ребенку
в игры, которые не нравятся им по сюжету, и только 38 останавливают игру. Ребёнок дома
самостоятельно играет в день:
А) Меньше 1 часа – 28 детей
Б) От 1 до 2 часов – 123 ребёнка
109 детей выбирают самостоятельно новый
игровой сюжет, только 42 родителя
предлагают детям игровые сюжеты по мере надобности. Игровые сюжеты дети берут из
игр детского сада – 82, а 69 из телевидения и компьютерных игр. Дети чаще всего играют в
сюжетно-ролевые игры - 94, чем в настольные - 57.
Родители выбирают игры на усмотрение ребенка – 118, и только 33 родителя покупают
игры на свое усмотрение
Во всех группах проводится недостаточная работа с родителями по данному вопросу
в плане практического обучения родителей игровому общению с детьми, правильному
выбору игрушки для дошкольника.
В ходе тематической проверки хочется отметить заинтересованность каждого
воспитателя, его стремление научить играть детей и самому научиться использовать новые
подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Желательно, чтобы все воспитатели
использовали художественное слово в игре, музыку
.
Выводы: Уровень развития сюжетно-ролевой игры и работы в этом направлении
педагогического коллектива можно оценить как средний. И условия для игры, и
подготовленность педагогических кадров, и планирование, и сотрудничество с родителями
- все эти направления требует пристального внимания и углубленной работы всего
коллектива.
Оценка условий, созданных в группе для игровой деятельности детей, показала, что
условия созданы во всех группах ДОУ, но требуют разнообразия. В основном игровые
знания, умения и навыки у детей сформированы. Дети активно и с интересом играют,
соблюдая правила.
3.Деловая игра «Повышение компетенции педагогов».
Цель: объединить коллектив, настроить на предстоящую мыслительную деятельность.
Сегодня в рамках педсовета мы с вами проведем деловую игру «Повышение
компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить
ваши знания о сюжетно-ролевых играх и продемонстрировать ваши многочисленные
таланты.
Предлагаю отправиться в путешествие по области «Социально-коммуникативное
развитие» на поезде под названием «Сюжетно-ролевая игра».
Первая станция – Отвечай-ка.
Командам поочередно зачитываются вопросы. На обдумывание 1 минута. Если команда
дает неправильный ответ, ход переходит к другой команде.
Вопросы:
1. Что необходимо для начала и продолжения игры? ( Замысел или игровая задача,
атрибуты, в мл и ср. возрасте взрослый)
2 Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память,
сообразительность, мышление)
3. Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры
является роль» (Д.Б.Эльконину)
4. Назовите сюжетно - ролевые игры:
• с производственным сюжетом («магазин», «поликлиника», «кафе», «школа»,
«парикмахерская», «автосервис» и т. д.)
• общественно-политическим сюжетом («в войну», «в индейцев», «в митинг», «в выборы»,
«в спасателей» и т. д.)
5. Назовите гигиенические условия организации сюжетно - ролевой игры (наличие
игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для
жизни и здоровья игрушек)
6. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно - ролевую игру (оказывать
поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)
7. В чем заключается косвенное руководство педагога играми детей? Косвенное
руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей
общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., то есть без
непосредственного вмешательства в игру.
8. В чем заключается прямое руководство педагога играми детей? (ролевое участие в игре,
участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой
темы игры и др.
9. Назовите этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого
поведения,сюжетосложение)
10. Назовите наиболее известных авторов -ученых, занимающихся проблемами изучения
игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)
11. Определите на каком этапе развития игры находятся дети:
- Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом сдруг другом.
- Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.
- Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.
- С увлечением играют в путешествия.
12. В каком международном документе зафиксировано право на игру? (Конвенция о правах
ребенка, ст.31)
Вторая станция — Размышляй-ка. (Приложение 1)
Кроссворд
Вертикаль:
2. Бывает предметная, развивающая, игровая (среда).
6. Образовательная область (социализация).
5. Общественное «лицо» конкретного человека (личность).
9. Ряд последовательно развивающихся событий. В игре – последовательность действий
(сюжет).
Горизонталь:
1. Необходимый компонент игры - без чего не начнёшь игру? (замысел)
3. Что распределяют между собой участники игры? (роль).
4. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
7. Форма проявления познавательной потребности личности, направленная на предмет,
который вызывает положительные эмоции (интерес).
8. Система взаимодействий человека в определённой среде (деятельность).
10. Творческое воображение, мечта. Нечто задуманное, неправдоподобное (фантазия).
11. Ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника (игра).
Третья станция - Угадай-ка.
К какой сюжетно-ролевой игре вы применили бы эту музыку?
— Кабалевский. Клоуны. (цирк)
— Кабалевский. Кавалеристы. (военные)
— Чайковский. Болезнь куклы. (больница)
— Спайс. Космическая музыка. (космонавты)
— Моцарт. Колыбельная. (семья, детский сад)
Четвертая станция – Сочиняй – ка (Приложение 2)
Педагогам предлагается написать синквейн.
Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек выказывает
своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор выказывает своё отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает
свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Игра – детская, подвижная — играют, общаются, веселятся — то, без чего дети не могут
развиваться – время провождение.
Игрушка – любимая, мягкая – носить, играть, спать – то, без чего не могут обходиться дети
– детство.
Сюжет – привлекательный, интересный – составляет, определяет, возбуждает –
определяет многообразие игр – тема.
Роль — интересная, долгожданная – играть, проживать, воплощать – то, без чего не может
быть сюжетной игры – действие.
Пятая станция – Конечная.
Подведение итогов педагогического совета.
Сегодня мы много говорили о детской игре. Для того чтобы дети овладели игровыми
умениями, педагогу следует играть вместе с ними.
Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной
социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром
же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой
игры, по-взрослому именуемой ими «деловой»
ПАМЯТКА
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.
Не заменять игру другими видами деятельности.
Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие,
коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия
с его стороны.
Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
Не наказывайте ребёнка лишением игры.
Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это
может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество,
прогулка для этого наилучшее условие.
Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь –
это ознакомление с различными сферами действительности.
Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок
детям.
Рефлексия. Каждый участник оценивает свою активность, свой вклад и эффективность
работы в команде, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Педагоги по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
предложенного списка:
Сегодня я узнала…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполняла задания…
Я поняла, что…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что…
Я приобрела…
У меня получилось …
Я попробую…