Напоминание

«Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»


Автор: Васильконов Клим Геннадиевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Волновахская школа № 5
Населённый пункт: г. Волноваха ДНР
Наименование материала: научная статья
Тема: «Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛНОВАХСКАЯ ШКОЛА №5»

ВОЛНОВАХСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Статья на тему

«Эффективные методические приемы

технологии развития критического мышления на

уроках истории»

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Волновахская школа №5»

Васильконов Клим Геннадиевич

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1

1.

Введение ……………………………………………………………………………3

2.Основная часть

2.1. Понятие критического мышления……………………………………………… 3- 4

2.2. Задачи и прогнозируемые результаты ………….……………………………. .4- 5

2.3. Особенности технологии развития критического мышления………………. 5- 6

2.4. Использование приемов технологии развития критического мышления

на уроках истории:

2.4.1. “Понятийное колесо»……………………………………………………………7-8

2.4.2. “Инсерт”…………………………………………………………………………8- 9

2.4.3. «Знаю - хочу узнать – узнал»………………………………………………………9

2.4.4. «Фишбоун» или «Рыбий скелет»……………………………………………10-12

2.4.5. «Толстый и тонкий вопросы». ………………………………………………….12

2.4.6. «Кластеры»……………………………………………………………………12-13

2.4.7. «ПМИ» ……………………………………………………………………………13

2.4.8. «Ромашка Блума»……………………………………………………………..14-15

2.4.9. «Сиквейн»……………………………………………………………………..15-16

2.4.10. Эссе…………………………………………………………………………...16-17

3.Заключение………………………………………………………………………………17

4.Используемая литература………………………………………………………………17

1.Введение

2

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего

образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации

образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на

развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Сегодня каждого из нас окружает мощное информационное поле, ориентироваться в

котором трудно не только ребёнку, но и взрослому. Стремительными темпами происходит

увеличение

объёма

знаний

в

структуре

мышления

учащихся.

А

продуктивность

мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их

возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Возникает основное противоречие современной системы образования – это

противоречие между достаточно быстрым темпом приращения знаний и ограниченными

возможностями их усвоения.

Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на двух

принципах: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и

находить нужное. А также умения осмыслить и применить полученную информацию.

На успешную реализацию этих принципов работает технология развития критического

мышления. (ТРКМ).

Формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном

умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать, оценивать её

достоверность и т. д.) является одной из наиболее актуальных задач современного

образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики,

умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как

в стандартных, так и не в стандартных ситуациях в значительной степени способствует

успешной самореализации личности как у младших школьников, так и у старшеклассников.

Среди различных инновационных методик, которые обеспечивают индивидуальность и

самостоятельность учащихся, я отдала предпочтение технологии развития критического

мышления.

2. Основная часть

2.1. Понятие критического мышления

Критическое мышление - это способность ставить новые, полные смысла вопросы;

вырабатывать

разнообразные,

подкрепляющие

аргументы;

принимать

независимые

продуманные решения.

Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может

думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. При этом ученики

должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно

решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно

оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои

собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает

нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая

характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация и знания являются отправным пунктом критического

мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

В

своей

познавательной

деятельности

ученики

подвергают

каждый

новый

факт

критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный

3

процесс

познания

обретает

индивидуальность

и

становится

осмысленным,

непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения

проблем, которые нужно решить. Мы с вами чаще привыкли наблюдать стремление узнать

что-то новое у учащихся младших классов, чем у старшеклассников – это, как уже отмечено

было выше, воздействие школьного образования на детские умы. Надо заменить

традиционное «накопительное» образование – когда головы учеников служат своеобразной

«копилкой»,

на

которые

учителя

кладут

знания,

на

образование

«проблемно-

постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами.

Учение будет успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе

экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта

и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это

решение разумными, обоснованными доводами. Он старается доказать, что выбранное им

решение логичнее и рациональнее прочих.

Аргументация

выигрывает,

если

ученик

учитывает

существование

возможных

контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание

иных точек зрения только усиливает аргументацию.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая

мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем,

обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и

углубляем свою собственную позицию. Поэтому применяя технологию критического

мышления, надо активно использовать в учебной и внеурочной деятельности всевозможные

виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов, дискуссий и круглых столов,

а также проведение ролевых и деловых игр.

Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся

включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со

стороны ученика, носит уже субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и

роль учителя в учебном процессе. Учитель, работающий в русле критического мышления,

уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена

мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку

зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к

реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.

Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и

продвижение

на

более

высокий

уровень

обучения.

Ученик

имеет

возможность

самореализовываться и это способствует мотивации к учению.

2.2.

Задачи и прогнозируемые результаты технологии критического мышления через

чтение и письмо

Технология критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) разработана

в конце 20 века в США Ч.Темплом, Д.Стилом, К. Мередит. В ней синтезированы идеи и

методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения,

сотрудничества,

развивающего

обучения.

Она

является

общепедагогической,

надпредметной. РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки

работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление человека – это

один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким

уровнем

восприятия,

понимания,

объективности

подхода

к

окружающему

его

информационному полю.

РКМЧП ставит перед собой следующие задачи:

1.

Формирование нового стиля мышления.

4

2.

Развитие базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность,

креативность, мобильность.

3.

Развитие аналитического, критического мышления.

4.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в

источниках информации.

5.

Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, запуск механизмов

самообразования и самоорганизации.

Развитие РКМЧП приводит к следующим результатам:

1.

Высокая мотивация обучающихся к учебному процессу.

2.

Возрастание мыслительных возможностей, гибкости мышления, его переключения с

одного типа на другой.

3.

Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и

оперировать ими.

4.

Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее

коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

5.

Развивать умение анализировать полученную информацию.

2.3. Особенности технологии развития критического мышления (РКМЧП)

Построение учебного процесса на основе РКМЧП принадлежит будущее. В

перспективе данные технологии вытеснят традиционную малоактивную систему обучения.

Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не

учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения

позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

ТРКМ является общепедагогической, надпредметной , поэтому ее целесообразно применять

у урочной и внеурочной деятельности.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума,

мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а

значить ребенку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств: готовность,

гибкость, способность исправлять свои ошибки, настойчивость, поиск компромиссных

решений, осознание.

Особенности технологии развития критического мышления:

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения,

как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в

процессе обучения.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть

главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает

обучение в совместный и интересный поиск.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или

проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной

деятельности;

сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е.

еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь

преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного

материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

получить новую информацию, осмыслить ее;

соотнести с уже имеющимися знаниями;

5

искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое

сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-",

"?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на

поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают

новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные

данные.

Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому

материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо

помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и

высказать новые гипотезы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Стадия

(фаза)

Деятельность

учителя. Задачи

данной фазы

Деятельность

учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия

вызова

Вызов уже

имеющихся

знаний по

изучаемому

вопросу,

активизация

учащихся,

мотивация для

дальнейшей

работы.

Ученик

вспоминает,

что ему

известно по

изучаемому

вопросу,

задает

вопросы, на

которые хотел

бы получить

ответ.

Составление списка известной информации,

рассказ -

предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается,

работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия

осмысления

(реализации)

.

Сохранение

интереса к теме

при

непосредственной

работе с новой

информацией,

постепенное

продвижение от

знания «старого»

к «новому»

Ученик читает

текст,

используя

предложенные

учителем

активные

методы

чтения, делает

пометки на

полях или

ведет записи

по мере

осмысления

новой

информации

Методы активного чтения:

– маркировка с использованием значков «v»,

«+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на

полях справа);

– поиск ответов на поставленные в первой

части урока вопросы.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал

6

параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами.

Стадия

рефлексии

Вернуть учащихся

к первоначальным

записям-

предположениям,

внести изменения,

дополнения, дать

творческие,

исследовательски

е или

практические

задания на основе

изученной

информации.

Учащиеся

соотносят

«новую»

информацию

со «старой»,

используя

знания,

полученные на

стадии

осмысления

– Заполнение кластеров, таблиц,

установление причинно-следственных

связей между блоками информации;

– возврат к ключевым словам, верным и

неверным утверждениям;

– ответы на поставленные вопросы;

– организация устных и письменных

круглых столов;

– организация различных видов дискуссий;

– написание творческих работ: пятистишия-

синквейны, эссе ;

– исследования по отдельным вопросам

темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется

индивидуально – в парах – группах

2.4. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках

истории.

Выделим

наиболее

эффективные

приемы

технологии

развития

критического

мышления на уроках истории.

2.4.1. «Понятийное колесо».

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология

“Понятийное колесо». Свое название она получила из– за того, что в законченном виде

действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на

уроке)

понятие

(тема),

а

вокруг

него,

соединенные

лучами

слова–

ассоциации

(словосочетания), которые предлагают дети.

Пример: урок истории в 8 классе по теме: “Реформы управления Петра I”.

Цель урока: актуализировать имеющиеся знания о реформах, проводимых Петром I; создать

условия для формирования новых знаний о жизни в обществе.

Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить все, что уже известно. В

дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо.

Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки,

по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо”

выстраивается в стройную логическую схему урока.

7

2.4.2. “Инсерт”

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками

информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом.

На данной стадии применяется прием “Инсерт”.

Условные значки:

V» - уже знал

- «+»

новое

- » --- »

думал иначе

- «? »

есть вопросы

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и

внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать

собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без

ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель, так и те

8

учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного. Кроме того, есть

возможность узнать об этом в сети Интернет.

После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить

таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения

из текста.

Пример: Урок истории в 6 классе по теме “Становление Древнерусского государства ”

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у

восточных славян. Раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у

восточных славян; сформировать представление о закономерности образования государств.

Прием “Инсерт” на этом уроке использовался в двух фазах: реализации смысла и

рефлексии. На стадии реализации смысла дети работали с текстом параграфа учебника, а на

стадии рефлексии им было предложено заполнить соответствующую таблицу.

ЗНАЧКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Государством называют объединение людей

«+»

Монархия- государство, где власть переходит по наследству от отца

к сыну, от старшего брата к младшему

Гости- люди, занимавшиеся торговлей

Дружина- воины, воевавшие вместе с князем

«-»

Думал, что дань славянские племена князю отдавали по

принуждению.

«?»

Почему князь должен был обеспечить безопасность людей,

занимавшихся торговлей?

Урок истории в 5 классе по теме «В городе богини Афины»

Цель:

дать учащимся представление о городе Афины как центре ремесла и

торговли Древней Греции;

ЗНАЧКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Афиняне гордились своим городом

«+»

Керамик- район гончарных мастерских

Агора- торговая площадь.

Акрополь- холм с крутыми склонами.

Фидий- скульптор

Парфенон- храм богини Афины

«-»

Думал, что в мастерских работали только рабы

«?»

Почему ежедневные покупки делали мужья?

Тема «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

Цель: Организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению

информации о причинах, основных событиях и значении принятия Русью христианства

ЗНАЧКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Русский князь Владимир сам принял христианство и покрестил

Киевскую Русь.

«+»

1.

Возвратил вятичей, разгромил радимичей

2.

Подчинил Полоцкое княжество

3.

Одержал победу над Волжской Булгарией

4.

981 г.-столкновение с Польшей: присоединил Червень и

Перемышль.

5.

Возвел 4 оборонительных рубежа от печенегов

«-»

Думал, что причиной принятия христианства была глубокая вера в

Христа князя Владимира

9

«?»

Почему после принятия христианства князь Владимир сильно

изменился?

2.4.3. «Знаю - хочу узнать – узнал»

Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием «Знаю -

хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Учащиеся работают по

парам и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то

ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных

результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для

устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы

соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся

рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

При изучении темы «Формирование средневековых городов» - 6 класс

«ЗНАЕМ»

«ХОТИМ УЗНАТЬ

«УЗНАЛИ»

Большинство

людей

живутв

городах

Города

возникли

в

Древнем

мире.

Были разрушены в Западной

Европе.

Основные

занятия

горожан:

ремесло и торговля.

Причины роста

средневековых городов.

Где возникали и

почему.

Занятия жителей

средневековых городов.

1.Причины роста: успехи в

с-х, отделение ремесла от

с-х.

2. Коммуны-

3.Ремесленная мастерская-

4.Торговля и банковское

дело.

При изучении темы «В афинских школах и гимнасиях» - 5 класс

«ЗНАЕМ»

«ХОТИМ УЗНАТЬ»

«УЗНАЛИ»

Полис

аттика

был

самым

высокоразвитым.

В

аттике

существовала

демократия- власть народа.

В

Афинах

строилось

много

храмов, портиков, создавались

статуи

Какое образование

получали жители

Аттики.

Чему учили в

афинских школах и

гимнасиях.

На чем и чем писали

В афинских школах и

гимнасиях учились мальчики

с 7 лет.

Педагог- раб,

сопровождающий ребенка в

школу.

Дитих- дощечка, натертая

воском.

Стиль- металлическая или

костяная палочка.

2.4.4. Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет».

Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко,

поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова

вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть

понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые

слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и

т.п.). Схема «Фишбоун» отлично работает, как средство систематизации материала, быстро

воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвояемости (Примеры использования

схемы «Фишбоун» на уроках истории класс

Пример: Урок истории в 6 классе по теме “Феодальная раздробленность на Руси”.

Цель урока: создать условия для усвоения сущности, причин и последствий феодальной

раздробленности на Руси.

Схему фишбоуна заранее раздаем ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе

изучения нового материал вместе с детьми заполняем шаблон фишбоуна. Учитель при

10

необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение.

Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы,

причин, вывода.

Тема «В афинском театре»

Дионис Орхестра Аристофан

Скене Софокл

Бог, в честь Устройство Авторы

которого разыгрывались афинского театральных

представления театра представлений

Тема «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

Оборонительные Язычество 988 год

рубежи

Цепочки крепостей, вера в разных принятие

валов, сигнальных вышек богов христианства

11

Театр-

любимое

зрелище

эллинов

Афинск

ий

театр

Огромн

ое

влияние

на

развити

Крещен

ие Руси

Тема «Повседневная жизнь и быт при Петре I»

Дворяне Крестьяне Горожане

Пожизненная Жизнь шла, Походила

служба как и прежде на крестьянскую и привычки

2.4.5. «Толстый и тонкий вопросы».

Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации

взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких»

и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают

друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов

Таблица «толстых и тонких вопросов

?

?

1.

Дайте три объяснения,

почему…?

2.

Объясните, почему…?

3.

Почему вы думаете…?

4.

Почему вы считаете…?

5.

В чем различие…?

6.

Предположите, что будет,

если…?

7.

Что, если…?

1.Кто…?

2.Что…?

3.Когда…?

4.Может…?

5.Будет…?

6.Могли…?

7.Как звать…? Могли…?

2.4.6. Кластеры.

Прием - кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова

для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания.

На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На

стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Кластеры или “грозди” – графический способ организации учебного материала. Кластеры –

рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается

основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним

связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их

прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.

Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Так, с помощью учителя, учащиеся сформулировали тему урока.

12

Новая

мода

Повседневн

ая жизнь

После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут

самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера. Класс делится на

группы.

Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой

информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши

и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении

кластера. Но главное – содержание.

Третий этап урока. Защита кластеров.

Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный

материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных

суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.

Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.

13

2.4.7. Прием с инструментом ПМИ (плюс, минус, интересно).

Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации.

Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её

смысла.

«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом

хорошего?»

«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос

«Что в этом плохого?»

«Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика

фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и

перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом

происходит

целостное

осмысление

и

“присвоение”

нового

знания,

формирование

собственного отношения к изучаемому материалу.

Этому может способствовать таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

“П+”

Позитивный характер

“М– ”

Негативный характер

“И”

Интересно

2.4.8. «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная

известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно

популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией

уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и

оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

14

Простые вопросы.

Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить,

воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я

правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих

вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он

только что сказал. «Ты действительно думаешь, что...?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть

элементы условности, предположения, фантазии прогноза.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или

иных событий, явлений, фактов.

Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи

между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов

понимают значение всех типов вопросов

2.4.9. «Синквейн».

Эта пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под

влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997

года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи,

который позволяет быстро получить результат. Синквейны в учебно-воспитательном

процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в

качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои

чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Тем для синквейна великое множество.

Тема «Формирование средневековых городов»

Средневековый город

Большой, многолюдный

Богател, защищался от сеньоров, освобождал зависимых крестьян

Городской воздух делает свободным

Центр ремесла и торговли

Тема «Россия в конце 19 века»

Россия

Царская, самодержавная

Воюет, подавляет, свергает

Смута, войны, революции

Изменения в российском обществе

Тема «В рыцарском замке»

Рыцари

Вооруженные, сильные, смелые

Воюют, соревнуются, охотятся

Знатные, благородные, презирающие простолюдинов

Феодалы (сеньоры, вассалы)

15

Тема «Средневековая деревня»

Крестьяне

Зависимые, трудолюбивые, умелые

Трудятся на барщине, сдают оброк, обеспечивают всех продуктами питания

Добрые, заботливые, сообразительные,

Обитатели средневековой деревни.

Тема «крестьянская реформа 1861 г.»

Реформа

Аграрная, актуальная

Успокоить, создать, продолжить

Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть

незавершенность

Тема «Великая Северная война 1700-1721 гг.»

Северная война

Трудная, победоносная

Проиграли, реорганизовали, разгромили

Прорубили «окно» в Европу

Победа!

Тема «В городе богини Афины»

Афины

Великолепные, изумительные

Восхищают, поражают, удивляют

Красивейший город Древней Греции

Гордость Эллады

Тема «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

Князь Владимир

Заботливый, решительный, воинственный

Подчинял, захватывал, возводил

Оберегал свою страну

Красное солнышко

2.4.10. Эссе

Один из приёмов, который используют в технологии развития критического

мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на

стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в

письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку

зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом,

логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя

оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития

мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе,

а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе.

После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста

учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по

методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать на

предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не

перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать

возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе

16

предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного

сочинения.

5-минутное эссе.

Этот вид письменного задания обычно применяется в конце

занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя –

это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два

пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они

так и не получили ответа.

2.4.11. Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии

урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что

знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в

которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме

(индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее

сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

.

3.Заключение

В процессе изучения истории важно все: и благоприятная психологическая атмосфера

на уроке, и сформированность мотивации на его изучение, и осознание необходимости

использования полученных знаний в повседневной жизни (не только знать, но и применять).

Вот почему учителю важно сначала самому осознать важность применения новых

технологий. Знания могут позабыться по прошествии времени, а умения действовать в

определенных ситуациях, ненавязчиво сформированные на уроке, остаются надолго. Во

время урока необходимо задействовать и разум, и чувства ученика. Важны не только знания

алгоритма, но и чувства, с которыми он получает эти знания. Эмоционально окрашенный

ответ о историческом событие, его причинах и значении, сопровождающийся видеорядом

или стендовым докладом, свидетельствует об искренней заинтересованности ученика в

изучаемой теме, в активном погружении в нее сверстников.

Интересные домашние задания способствуют тому, что ребенка не надо заставлять

делать уроки. Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют

сделать каждый урок непохожим на предыдущий. Приемы работы в паре или группе

позволяют включать в урок всех школьников. Не надо бояться того, что дети на уроке будут

говорить, обсуждать, даже спорить, нужно просто научить их это делать так, чтобы в

конечном итоге появился ими же выполненный продукт (памятка, обращение, презентация).

4.

Используемая литература:

С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие

для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009,

№7.

И.О. Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие

для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.

Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование.

1998.

17



В раздел образования