Автор: Филюшина Наталья Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 24 "Малыш" Населённый пункт: Нижегородская область, город Бор Наименование материала: Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию Тема: "Роспись театральной ширмы хохломским узором" Раздел: дошкольное образование
Задачи:
1.Закреплять знания детей о Хохломской росписи: истории возникновении,
технологии изготовления, об основных элементах хохломской росписи, цветовой
гаммы.
3.Развивать технические навыки - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком
кисти, держа ее в вертикальном направлении, всей кистью, свободно двигать в
разных направлениях, пользоваться палочкой- тычком при рисовании ягод, капелек)
3.Воспитывать эстетический вкус при декорировании элементов домика по мотивам
хохломской росписи.
Предварительная работа:
Посещение мини-музея «Хохломские промыслы», беседы о Хохломском промысле,
рассматривание образцов, иллюстраций, чтение художественной литературы
Методы и приемы:
Словесный : художественное слово, беседа, повторение, пояснение, вопросы
репродуктивного и поискового характера, оценка деятельности детей.
Наглядный: рассматривание изделий ;
Практический: д/и «Найди пару» , физкультминутка, работа с моделью, пальчиковая
гимнастика, продуктивная деятельность –работа в парах.
Материал: предметы хохломского промысла (хохломская посуда) ; домик для
украшения; модель- подсказка по хохломской росписи; парные карточки с
изображением элементов хохломского узора; заготовки для росписи, гуашь, кисти
№ 1, 2, тычки, печатки, салфетки, баночки с водой; музыкальное сопровождение.
Обогащение словарного запаса : «наличники», «козырёк», «фундамент»,
«подмастерье»
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, у нас скоро будет проходить неделя театра . У нас есть разные
виды театра. Вспоминайте, какие виды театра есть в нашем театральном уголке.
Дети перечисляют виды театра.(варежковый, теневой, пальчиковый, на ложках)
Воспитатель: И ширма театральная у нас тоже есть, а вот у ребят средней группы -
нет. Неужели они останутся без сказки? Можем мы им как-то помочь?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Посмотрите, я нашла вот такой домик-теремок, но на сказочный он
совсем не похож. Скажите, можно как-то исправить ситуацию? Что можно сделать,
чтобы малышам понравился наш домик?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Верно, можно расписать части домика. А вы, знаете их названия?
Дети отвечают, если затрудняются, педагог помогает.
Воспитатель: Козырек, наличники, изразцы, фундамент.
Воспитатель: А вот в какой технике мы будем сегодня работать, нам поможет
определиться данная модель.
Демонстрируется модель «Особенности хохломской росписи»
Дети перечисляют характеристики хохломской росписи: цветовая гамма фона и
непосредственно элементов, ягодно-травный орнамент.
Воспитатель:
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Воспитатель: Название какое веселое, звонкое – хохлома. Откуда к нам оно пришло?
Дети отвечают.
Воспитатель: В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? .
Дети отвечают.
Физкультминутка.
По солнышку, по солнышку,(ходьба на месте)
По травке луговой
Иду по мягкой травушке
Весеннею порой.
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,(повороты головы направо и налево)
И жёлтеньким, и красненьким(разведение рук в стороны)
Я радуюсь цветам.
Возьму у солнца чашку я,(руки через стороны вверх)
Водички я напьюсь.
И хохломскому мастеру
За это поклонюсь.(наклон туловища вниз)
Воспитатель: Ребята, работать сегодня мы будем парами. Каждая пара будет
расписывать определённую часть домика: кто-то – козырёк, кто-то - наличники, а
кто-то нижнюю часть домика- фундамент.
Д/ и «Найди пару» На столе лежат разрезные карточки с изображением хохломских
узоров. Ваша задача найти себе пару по карточкам.
Дети находят свои пары, выбирают заготовки и садятся за столы.
Воспитатель:
- Ребята, напомните мне, как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой
кисти.)
– Что мы можем использовать для рисования ягод, цветов? (печатку, тычок) .
- Что мы можем использовать для рисования завитков, капелек? (кисть, ватную
палочку) .
– Обратите внимание на расположение орнамента (узор должен располагаться
ритмично, красиво)
– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.
Воспитатель: Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами- вы
превращаетесь - как вы думаете в кого?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Чтобы стать мастером хохломского дела, нужен многолетний опыт,
поэтому вы пока- ученики мастера –подмастерья. Каждый из вас сам придумает узор
по мотивам хохломской росписи
Под народную мелодию дети приступают к рисованию.
Воспитатель оказывает необходимую помощь в индивидуальном порядке.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнём
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)
мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)
Продолжение самостоятельной деятельности – нанесение самых мелких
элементов.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какой у нас получился домик.
Вместе с детьми прикрепляет детали к домику.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, исправили мы ситуацию? Теперь наш домик
можно назвать сказочным? Что в нём изменилось? Какой росписью мы украшали
домик? Какие элементы использовали для украшения? Вы довольны своей работой?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю ребята средней группы будут рады такому
подарку. Такого домика больше нет ни в одной группе.
Дети вручают подарок ребятам средней группы.
Список литературы:
К о м а р о в а Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и
творчество. Москва, 2013.
Скорлупова О.А.«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским
народным декоративно-прикладным искусством».