Автор: Корепанова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Страна чудес", детский сад №37 "Лесная сказка"
Населённый пункт: г. Новоуральск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: опыт работы по реализации системы образовательной деятельности, направленной на формирование у детей дошкольного возраста с ТНР предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: "ОПЫТ РАБОТЫ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ТНР ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ИМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Введение
Работа
с
детьми
дошкольного
возраста
с
ТНР
(тяжелыми
нарушениями
речи)
требует
особого
внимания
и
применения
специальных
методов
и
приёмов.
Основная
цель
данной
методической
разработки
–
показать
опыт
работы
по
созданию
системы
образовательной
деятельности,
способствующей
формированию у детей дошкольного возраста с ТНР предпосылок к
учебной деятельности.
Цели и задачи
Цели:
Обеспечение
успешной
адаптации
детей
с
ТНР
к
школьной
системе образования.
Формирование у детей предпосылок к учебной деятельности:
развитие речевых, когнитивных и социальных навыков.
Задачи:
Разработка
и
внедрение
адаптированной
образовательной
программы.
Использование
разнообразных
методик
и
приемов,
направленных на развитие речи и когнитивных навыков.
Организация среды, способствующей всестороннему развитию
детей.
Взаимодействие
с
родителями
и
другими
специалистами
(логопеды, психологи, педагоги).
Основные направления работы
1. Развитие речевых навыков
Развитие
речевых
навыков
является
основой
для
успешной
учебной
деятельности.
В
работе
с
детьми
с
ТНР
используются
следующие методы:
Артикуляционная гимнастика. Упражнения для укрепления мышц
речевого аппарата и улучшения артикуляции звуков.
Логопедические игры. Игры на развитие фонематического слуха,
звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие
занятия.
Индивидуальные
и
групповые занятия с логопедом, направленные на коррекцию звуковой
стороны речи и развитие лексико-грамматического строя.
2. Развитие когнитивных навыков
Для подготовки к учебной деятельности необходимо развивать у
детей когнитивные навыки:
Игровые
методики.
Использование
дидактических
игр,
направленных
на
развитие
памяти,
внимания,
мышления
и
воображения.
Тематические
занятия.
Интеграция
различных
видов
деятельности (рисование, лепка, конструирование) для обогащения
опыта и развития познавательных процессов.
Обучение
элементарным
математическим
представлениям.
Занятия
на
развитие
логического
мышления,
формирования
представлений о числе, количестве, форме, размере.
3. Социальное развитие
Развитие
социальных
навыков
помогает
детям
с
ТНР
адаптироваться
в
коллективе
и
успешно
взаимодействовать
с
окружающими:
Совместные игры. Организация групповых игр, направленных на
развитие
навыков
общения,
сотрудничества,
умения
работать
в
коллективе.
Ролевые игры. Сценарные игры, помогающие детям проигрывать
различные
социальные
ситуации
и
развивать
коммуникативные
навыки.
Праздники и мероприятия. Проведение утренников, спектаклей,
тематических мероприятий для формирования у детей позитивного
отношения к коллективной деятельности.
4. Взаимодействие с родителями
Родители являются активными участниками образовательного
процесса:
Консультации и тренинги. Проведение встреч и семинаров для
родителей с целью обучения методам работы с детьми с ТНР в
домашних условиях.
Домашние задания. Предоставление родителям рекомендаций и
заданий для дополнительной работы с детьми.
Психологическая поддержка. Организация встреч с психологом
для обсуждения проблем и успехов детей, обмена опытом.
Примерное расписание занятий
Понедельник
09:00 - 09:30 Артикуляционная гимнастика
09:45 - 10:15 Логопедическое занятие
10:30 - 11:00 Дидактическая игра "Развитие памяти"
Вторник
09:00 - 09:30 Тематическое занятие "Мир вокруг нас"
09:45 - 10:15 Игра "Развитие внимания"
10:30 - 11:00 Ролевая игра "Магазин"
Среда
09:00 - 09:30 Занятие по математике
09:45 - 10:15 Логопедическое занятие
10:30 - 11:00 Творческое занятие (рисование, лепка)
Четверг
09:00 - 09:30 Совместная игра "Давайте дружить"
09:45 - 10:15 Артикуляционная гимнастика
10:30 - 11:00 Тематическое занятие "Животные"
Пятница
09:00 - 09:30 Логопедическое занятие
09:45 - 10:15 Игра "Развитие логического мышления"
10:30 - 11:00 Праздничное мероприятие или утренник
Заключение
Работа по формированию предпосылок к учебной деятельности
у детей дошкольного возраста с ТНР требует комплексного подхода,
включающего развитие речевых, когнитивных и социальных навыков.
Использование
разнообразных
методик
и
приемов,
создание
благоприятной образовательной среды и активное взаимодействие с
родителями
способствуют
успешной
адаптации
детей
к
школьной
системе образования и формированию у них готовности к обучению.
Данная методическая разработка предоставляет рекомендации и
примеры
работы,
которые
могут
быть
использованы
в
практике
педагогов,
работающих
с
детьми
с
ТНР,
и
служит
основой
для
дальнейшего совершенствования образовательной деятельности.