Напоминание

опыт работы по реализации системы образовательной деятельности, направленной на формирование у детей дошкольного возраста с ТНР предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования


Автор: Корепанова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Страна чудес", детский сад №37 "Лесная сказка"
Населённый пункт: г. Новоуральск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: опыт работы по реализации системы образовательной деятельности, направленной на формирование у детей дошкольного возраста с ТНР предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: "ОПЫТ РАБОТЫ ПО

РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ТНР ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ИМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Введение

Работа

с

детьми

дошкольного

возраста

с

ТНР

(тяжелыми

нарушениями

речи)

требует

особого

внимания

и

применения

специальных

методов

и

приёмов.

Основная

цель

данной

методической

разработки

показать

опыт

работы

по

созданию

системы

образовательной

деятельности,

способствующей

формированию у детей дошкольного возраста с ТНР предпосылок к

учебной деятельности.

Цели и задачи

Цели:

Обеспечение

успешной

адаптации

детей

с

ТНР

к

школьной

системе образования.

Формирование у детей предпосылок к учебной деятельности:

развитие речевых, когнитивных и социальных навыков.

Задачи:

Разработка

и

внедрение

адаптированной

образовательной

программы.

Использование

разнообразных

методик

и

приемов,

направленных на развитие речи и когнитивных навыков.

Организация среды, способствующей всестороннему развитию

детей.

Взаимодействие

с

родителями

и

другими

специалистами

(логопеды, психологи, педагоги).

Основные направления работы

1. Развитие речевых навыков

Развитие

речевых

навыков

является

основой

для

успешной

учебной

деятельности.

В

работе

с

детьми

с

ТНР

используются

следующие методы:

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для укрепления мышц

речевого аппарата и улучшения артикуляции звуков.

Логопедические игры. Игры на развитие фонематического слуха,

звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие

занятия.

Индивидуальные

и

групповые занятия с логопедом, направленные на коррекцию звуковой

стороны речи и развитие лексико-грамматического строя.

2. Развитие когнитивных навыков

Для подготовки к учебной деятельности необходимо развивать у

детей когнитивные навыки:

Игровые

методики.

Использование

дидактических

игр,

направленных

на

развитие

памяти,

внимания,

мышления

и

воображения.

Тематические

занятия.

Интеграция

различных

видов

деятельности (рисование, лепка, конструирование) для обогащения

опыта и развития познавательных процессов.

Обучение

элементарным

математическим

представлениям.

Занятия

на

развитие

логического

мышления,

формирования

представлений о числе, количестве, форме, размере.

3. Социальное развитие

Развитие

социальных

навыков

помогает

детям

с

ТНР

адаптироваться

в

коллективе

и

успешно

взаимодействовать

с

окружающими:

Совместные игры. Организация групповых игр, направленных на

развитие

навыков

общения,

сотрудничества,

умения

работать

в

коллективе.

Ролевые игры. Сценарные игры, помогающие детям проигрывать

различные

социальные

ситуации

и

развивать

коммуникативные

навыки.

Праздники и мероприятия. Проведение утренников, спектаклей,

тематических мероприятий для формирования у детей позитивного

отношения к коллективной деятельности.

4. Взаимодействие с родителями

Родители являются активными участниками образовательного

процесса:

Консультации и тренинги. Проведение встреч и семинаров для

родителей с целью обучения методам работы с детьми с ТНР в

домашних условиях.

Домашние задания. Предоставление родителям рекомендаций и

заданий для дополнительной работы с детьми.

Психологическая поддержка. Организация встреч с психологом

для обсуждения проблем и успехов детей, обмена опытом.

Примерное расписание занятий

Понедельник

09:00 - 09:30 Артикуляционная гимнастика

09:45 - 10:15 Логопедическое занятие

10:30 - 11:00 Дидактическая игра "Развитие памяти"

Вторник

09:00 - 09:30 Тематическое занятие "Мир вокруг нас"

09:45 - 10:15 Игра "Развитие внимания"

10:30 - 11:00 Ролевая игра "Магазин"

Среда

09:00 - 09:30 Занятие по математике

09:45 - 10:15 Логопедическое занятие

10:30 - 11:00 Творческое занятие (рисование, лепка)

Четверг

09:00 - 09:30 Совместная игра "Давайте дружить"

09:45 - 10:15 Артикуляционная гимнастика

10:30 - 11:00 Тематическое занятие "Животные"

Пятница

09:00 - 09:30 Логопедическое занятие

09:45 - 10:15 Игра "Развитие логического мышления"

10:30 - 11:00 Праздничное мероприятие или утренник

Заключение

Работа по формированию предпосылок к учебной деятельности

у детей дошкольного возраста с ТНР требует комплексного подхода,

включающего развитие речевых, когнитивных и социальных навыков.

Использование

разнообразных

методик

и

приемов,

создание

благоприятной образовательной среды и активное взаимодействие с

родителями

способствуют

успешной

адаптации

детей

к

школьной

системе образования и формированию у них готовности к обучению.

Данная методическая разработка предоставляет рекомендации и

примеры

работы,

которые

могут

быть

использованы

в

практике

педагогов,

работающих

с

детьми

с

ТНР,

и

служит

основой

для

дальнейшего совершенствования образовательной деятельности.



В раздел образования