Составляющие компоненты информационно-образовательной среды
Автор: Муравьёв Борис Владимирович Должность: студент 4 курса Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИКАТ и ДС" Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья, руководитель Суржик Т.В. Тема: Составляющие компоненты информационно-образовательной среды Раздел: среднее профессиональное
Т. В. Суржик, преподаватель
Б.Муравьев, студент 4к.
г. Иркутск
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Развитие системы образования в области информационных технологий на сегодняшний
день находится на стадии «глобализации» – это создание интернет-порталов и сайтов открытого
доступа, призванных решать задачи индивидуализации и дифференциации образования виртуаль-
ных пользователей. Современники не дискутируют на тему: «Нужны или не нужны информацион-
ные технологии в педагогике». Вопрос рассматривается под другим углом зрения: какой должна
быть информационно-образовательная среда, чтобы мог быть достигнут компромисс между тру-
доёмкостью процессов и качеством результатов? Для того чтобы ответить на данных! вопрос,
необходимо разобраться с понятиями.
Понятие «среда» очень ёмкое и, несмотря на то что оно широко употребляется, у него нет
четкого и однозначного определения в мире науки. «В самом общем смысле «среда» понимается
как окружение. Человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды,
оказывая на него влияния своими отношенияхми и действиями» [А.М.Ленякина]. Особая роль со-
циальной общности как среды человека отмечается В.В. Рубцовым: «Мы говорим и пребываем в
человеческой среде, но для человека среда – это не только окружающий его мир. Для человека это
тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и дру-
гих процессах». По мнению многих авторов, среда – это совокупность условий, влияющих на фор-
мирование и функционирование человека в обществе, и влияние её на личность косвенно, а не
прямолинейно. «Философы и психологи доказали детерминацию, которая преобразует первичные
зависимости, созданные природными связями, в другие – социальные, которые действуют не менее
жестко и определенно, поэтому необходимо изучение условий и структур, которые приводят к дей-
ствительным переменам в человеке, способствуют его личностному развитию» [Н.А.Бирюкова].
Образовательная среда также может трактоваться в широком и узком смысле, ибо она мо-
жет различаться по принадлежности к различным социальным слоям общества. Своеобразие со-
держания и организации образовательной среды определяется не только социокультурными ш эко-
номическими факторами, но и практикой обучения и воспитания. Вместе с тем образовательная
среда обогащается под воздействием других наук: психологии, антропологии, культурологии, со-
циологии [В.И.Липник]. – Как педагогическое явление образовательная среда – это совокупность
условий, в которых разворачивается образовательный процесс и с которыми вступают во взаимо-
действие субъекты этого процесса [Н.А.Бирюкова]. «Принимая во внимание возможность ти-поло-
гизации
образовательной
среды,
необходимо
отметить,
что
компонентный
анализ
позволяет
рассматривать
любую
образовательную
среду
как
единство
субъектного,
духовного,
про-
странственно-предметного и научно-методического компонентов. В субъектный компонент вклю-
чаются педагоги, их воспитанники, административно-управленческий аппарат, а также система об-
разуемых между ними отношений. Под научно-методическим компонентом понимается совокуп-
ность программ, учебных и методических пособий, творческие работы преподавателей и учеников.
Духовный компонент подразумевает наличие традиций, норм и правил, существующих в данной
среде, определенный образ, стиль жизни, поддерживаемый в ней. Предметно-пространственный
компонент объединяет материальные, предметные условия образовательного процесса; связи, фор-
мируемые между данной средой и сферой ее ближайшего окружения» [Н.А.Бирюкова].
Исследование образовательной среды в контексте гуманной педагогики и с позиций лич-
ностно-ориентированного образования должно основываться на субъектном подходе к ученику, т.
е. не на изучении того, какими условиями располагает данная образовательная среда и что она дает
ученику, а на выяснении того, что ребенок берет для себя из этой среды и как ощущает.
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также
возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окру-
жении. «Качество той или иной образовательной среды определяется качеством пространственно-
предметного содержания данной среды; качеством социальных отношений в данной среде; каче-
ством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды. Обес-
печение гибкости и управляемости образовательной среды позволяет субъектам образовательного
процесса проявлять творческую, преобразующую активность. Автономность образовательной сре-
ды позволяет субъектам образовательного процесса функционировать в наиболее благоприятном
для них ритме, соответствующем возрастным, подовым, индивидуальным особенностям» [А.М.Ле-
някина].
По мнению Г.К. Селевко, информатизация образовательной среды представляется как си-
стема взаимосвязанных содержательных, организационных и методических мероприятий, связан-
ных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление,
дополнительное образование и др.) информационных средств, информационных технологий и ин-
формационной культуры.
Информатизация образования характеризуется процессами, констатирующими его необра-
тимость: изменением структуры учебного информационного взаимодействия между обучающим и
обучаемым (обучающимся); изменением структуры представления учебного материала и учебно-
методического обеспечения образовательного процесса; изменением учебной среды – как условий
взаимодействия между участниками образовательного процесса и как условий, которые способ-
ствуют осуществлению педагогических воздействий лонгирующего характера на обучаемого (обу-
чающегося) [Г.К.Селевко].
Информатизация образовательного учреждения (образовательной среды) приводит к созда-
нию информационно-образовательной среды, которая характеризуется следующими компонентами
[Г.К.Селевко]: техническая среда (комплекс используемой техники для решения основных задач);
программная среда (наборы программных средств для реализации информационных образователь-
ных технологий); предметная среда (содержание обучения по образовательным областям, воспита-
тельные программы); методическая среда (технологии, методики, инструкции, порядок пользова-
ния, оценка эффективности и др.).
В определении понятия информационно-образовательная среда (НОС) на сегодняшний мо-
мент существуют различные точки зрения. Например, с позиции педагогического подхода понима-
ется следующее: «Под ИОС понимается системно организованная совокупность информационно-
го, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъ-
ектом образовательного пространства» (Г.Ю. Беляев, О.А. Ильченко). «ИОС – антропософический
релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала
и талантов обучающего и обучающегося» (Ж.Н. Зайцева). «ИОС – это совокупность условий, обес-
печивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по отбору,
обработке, продуцированию, транслированию, применению информации, знания, а также инфор-
мационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств инфор-
мационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом инфор-
мационного общения и личностью» [Г.К.Селевко]. С точки зрения технологического подхода,
«ИОС- это педагогическая система плюс ее обеспечение, т. е. подсистемы финансово-экономиче-
ская, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента. Единое про-
странство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных но-
сителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя
виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расши-
ренный аппарат дидактики» [А.М.Забнев]. «ИОС- системно организованная совокупность образо-
вательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных информа-
ционных сетей, книжных фондов библиотек, система их предметно-тематической, функциональ-
ной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств пере-
дачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно- программного и
организационно-методического
обеспечения,
реализующих
образовательную
деятельность»
[О.А.Козлов]. «Информационное обеспечение есть часть педагогической системы, отражающая
определенные ее связи и элементы; её компонентами являются: учебно-методические ресурсы (ин-
формационные ресурсы, средства контроля знаний (тестирования), средства телекоммуникации);
средства администрирования (подсистема создания и ввода в базу данных информационных ресур-
сов; подсистема управления пользователями; подсистема хранения учебной и методической ин-
формации и управления доступом к ней, подсистема управления процессом обучения); средства
автоматизации документооборота (документирование управленческой и учебно-методической дея-
тельности (подготовка, оформление, согласование и изготовление документов); организация доку-
ментооборота (перемещение, поиск, хранение и использование документов, в том числе и учебно-
методических материалов); контроль исполнения документов службами и подразделениями учеб-
ного заведения; сбор, накопление и обработка различных статистических данных для формирова-
ния отчетов; авторизация прав доступа к данным)» [А.М.Забнев]. «Под ИОС будем понимать сово-
купность информационных и связанных с ними технических условий, в которых строится образо-
вательный процесс. Условия существования информационно-образовательной среды: наличие и
функционирование библиотечной системы; наличие и доступность вычислительной техники; до-
ступ к глобальным информационным ресурсам; функционирование региональной вычислительной
сети; согласованность всех информационных и технических условий составляющих информаци-
онно-образовательную среду; наличие и доступность потенциально востребованной информации»
[А.В.Шаблов].
Приведенные мнения о составляющих ИОС позволяют сделать вывод о том, что состав и
структура информационно-образовательной среды неоднозначна и сложна, и не ограничивается
только информационно-технологическими характеристиками вычислительной техники, пропуск-
ной способностью сетей и набором электронного программного обеспечения. Полноправной её со-
ставляющей являются и сами участники педагогического процесса, и их взаимодействие в системе
информационно-образовательной среды.
В настоящее время, как мы увидели, существует два подхода к определению данного явле-
ния: педагогический и технологический. С точки зрения каждого из них выдвигаемые положения
правомерны и логически закончены. Но возможен и третий подход, который в данный момент вре-
мени практически не рассматривается – с точки зрения субъектов педагогического процесса.
Причём речь идёт не о специалистах в области информационных технологий, а о «многотысячной
армии рядовых учителей и учеников», для которых информационные технологии в образовании до
сих пор остаются сюжетами из фантастических фильмов.