Напоминание

Составляющие компоненты информационно-образовательной среды


Автор: Муравьёв Борис Владимирович
Должность: студент 4 курса
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИКАТ и ДС"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья, руководитель Суржик Т.В.
Тема: Составляющие компоненты информационно-образовательной среды
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Т. В. Суржик, преподаватель Б.Муравьев, студент 4к. г. Иркутск
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Развитие системы образования в области информационных технологий на сегодняшний день находится на стадии «глобализации» – это создание интернет-порталов и сайтов открытого доступа, призванных решать задачи индивидуализации и дифференциации образования виртуаль- ных пользователей. Современники не дискутируют на тему: «Нужны или не нужны информацион- ные технологии в педагогике». Вопрос рассматривается под другим углом зрения: какой должна быть информационно-образовательная среда, чтобы мог быть достигнут компромисс между тру- доёмкостью процессов и качеством результатов? Для того чтобы ответить на данных! вопрос, необходимо разобраться с понятиями. Понятие «среда» очень ёмкое и, несмотря на то что оно широко употребляется, у него нет четкого и однозначного определения в мире науки. «В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияния своими отношенияхми и действиями» [А.М.Ленякина]. Особая роль со- циальной общности как среды человека отмечается В.В. Рубцовым: «Мы говорим и пребываем в человеческой среде, но для человека среда – это не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и дру- гих процессах». По мнению многих авторов, среда – это совокупность условий, влияющих на фор- мирование и функционирование человека в обществе, и влияние её на личность косвенно, а не прямолинейно. «Философы и психологи доказали детерминацию, которая преобразует первичные зависимости, созданные природными связями, в другие – социальные, которые действуют не менее жестко и определенно, поэтому необходимо изучение условий и структур, которые приводят к дей- ствительным переменам в человеке, способствуют его личностному развитию» [Н.А.Бирюкова]. Образовательная среда также может трактоваться в широком и узком смысле, ибо она мо- жет различаться по принадлежности к различным социальным слоям общества. Своеобразие со- держания и организации образовательной среды определяется не только социокультурными ш эко- номическими факторами, но и практикой обучения и воспитания. Вместе с тем образовательная среда обогащается под воздействием других наук: психологии, антропологии, культурологии, со- циологии [В.И.Липник]. – Как педагогическое явление образовательная среда – это совокупность условий, в которых разворачивается образовательный процесс и с которыми вступают во взаимо- действие субъекты этого процесса [Н.А.Бирюкова]. «Принимая во внимание возможность ти-поло- гизации образовательной среды, необходимо отметить, что компонентный анализ позволяет рассматривать любую образовательную среду как единство субъектного, духовного, про- странственно-предметного и научно-методического компонентов. В субъектный компонент вклю- чаются педагоги, их воспитанники, административно-управленческий аппарат, а также система об- разуемых между ними отношений. Под научно-методическим компонентом понимается совокуп- ность программ, учебных и методических пособий, творческие работы преподавателей и учеников. Духовный компонент подразумевает наличие традиций, норм и правил, существующих в данной среде, определенный образ, стиль жизни, поддерживаемый в ней. Предметно-пространственный компонент объединяет материальные, предметные условия образовательного процесса; связи, фор- мируемые между данной средой и сферой ее ближайшего окружения» [Н.А.Бирюкова]. Исследование образовательной среды в контексте гуманной педагогики и с позиций лич- ностно-ориентированного образования должно основываться на субъектном подходе к ученику, т. е. не на изучении того, какими условиями располагает данная образовательная среда и что она дает ученику, а на выяснении того, что ребенок берет для себя из этой среды и как ощущает. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окру- жении. «Качество той или иной образовательной среды определяется качеством пространственно- предметного содержания данной среды; качеством социальных отношений в данной среде; каче- ством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды. Обес- печение гибкости и управляемости образовательной среды позволяет субъектам образовательного процесса проявлять творческую, преобразующую активность. Автономность образовательной сре-
ды позволяет субъектам образовательного процесса функционировать в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, подовым, индивидуальным особенностям» [А.М.Ле- някина]. По мнению Г.К. Селевко, информатизация образовательной среды представляется как си- стема взаимосвязанных содержательных, организационных и методических мероприятий, связан- ных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование и др.) информационных средств, информационных технологий и ин- формационной культуры. Информатизация образования характеризуется процессами, констатирующими его необра- тимость: изменением структуры учебного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым (обучающимся); изменением структуры представления учебного материала и учебно- методического обеспечения образовательного процесса; изменением учебной среды – как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса и как условий, которые способ- ствуют осуществлению педагогических воздействий лонгирующего характера на обучаемого (обу- чающегося) [Г.К.Селевко]. Информатизация образовательного учреждения (образовательной среды) приводит к созда- нию информационно-образовательной среды, которая характеризуется следующими компонентами [Г.К.Селевко]: техническая среда (комплекс используемой техники для решения основных задач); программная среда (наборы программных средств для реализации информационных образователь- ных технологий); предметная среда (содержание обучения по образовательным областям, воспита- тельные программы); методическая среда (технологии, методики, инструкции, порядок пользова- ния, оценка эффективности и др.). В определении понятия информационно-образовательная среда (НОС) на сегодняшний мо- мент существуют различные точки зрения. Например, с позиции педагогического подхода понима- ется следующее: «Под ИОС понимается системно организованная совокупность информационно- го, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъ- ектом образовательного пространства» (Г.Ю. Беляев, О.А. Ильченко). «ИОС – антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося» (Ж.Н. Зайцева). «ИОС – это совокупность условий, обес- печивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по отбору, обработке, продуцированию, транслированию, применению информации, знания, а также инфор- мационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств инфор- мационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом инфор- мационного общения и личностью» [Г.К.Селевко]. С точки зрения технологического подхода, «ИОС- это педагогическая система плюс ее обеспечение, т. е. подсистемы финансово-экономиче- ская, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента. Единое про- странство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных но- сителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расши- ренный аппарат дидактики» [А.М.Забнев]. «ИОС- системно организованная совокупность образо- вательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных информа- ционных сетей, книжных фондов библиотек, система их предметно-тематической, функциональ- ной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств пере- дачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно- программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную деятельность» [О.А.Козлов]. «Информационное обеспечение есть часть педагогической системы, отражающая определенные ее связи и элементы; её компонентами являются: учебно-методические ресурсы (ин- формационные ресурсы, средства контроля знаний (тестирования), средства телекоммуникации); средства администрирования (подсистема создания и ввода в базу данных информационных ресур- сов; подсистема управления пользователями; подсистема хранения учебной и методической ин- формации и управления доступом к ней, подсистема управления процессом обучения); средства автоматизации документооборота (документирование управленческой и учебно-методической дея- тельности (подготовка, оформление, согласование и изготовление документов); организация доку- ментооборота (перемещение, поиск, хранение и использование документов, в том числе и учебно- методических материалов); контроль исполнения документов службами и подразделениями учеб- ного заведения; сбор, накопление и обработка различных статистических данных для формирова- ния отчетов; авторизация прав доступа к данным)» [А.М.Забнев]. «Под ИОС будем понимать сово-
купность информационных и связанных с ними технических условий, в которых строится образо- вательный процесс. Условия существования информационно-образовательной среды: наличие и функционирование библиотечной системы; наличие и доступность вычислительной техники; до- ступ к глобальным информационным ресурсам; функционирование региональной вычислительной сети; согласованность всех информационных и технических условий составляющих информаци- онно-образовательную среду; наличие и доступность потенциально востребованной информации» [А.В.Шаблов]. Приведенные мнения о составляющих ИОС позволяют сделать вывод о том, что состав и структура информационно-образовательной среды неоднозначна и сложна, и не ограничивается только информационно-технологическими характеристиками вычислительной техники, пропуск- ной способностью сетей и набором электронного программного обеспечения. Полноправной её со- ставляющей являются и сами участники педагогического процесса, и их взаимодействие в системе информационно-образовательной среды. В настоящее время, как мы увидели, существует два подхода к определению данного явле- ния: педагогический и технологический. С точки зрения каждого из них выдвигаемые положения правомерны и логически закончены. Но возможен и третий подход, который в данный момент вре- мени практически не рассматривается – с точки зрения субъектов педагогического процесса. Причём речь идёт не о специалистах в области информационных технологий, а о «многотысячной армии рядовых учителей и учеников», для которых информационные технологии в образовании до сих пор остаются сюжетами из фантастических фильмов.


В раздел образования