Автор: Вельмакин Борис Григорьевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность вопроса повышения правовой культуры студентов колледжа
Раздел: среднее профессиональное
Статья
Тема: «Актуальность вопроса повышения правовой культуры студентов
колледжа»
Правовая культура является составной частью общей культуры
человека,
прямо
и
косвенно
влияет
на
формирование
сознания
и
деятельность людей в различных сферах жизни. Большинство проблем
развития
общества
связано
с
необходимостью
повышения
правовой
культуры в целом. После окончания профессионального образования,
молодым специалистам необходимо быть психологически и практически
готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с
другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности
поведения в границах нравственных и правовых норм.
Учитывая, что в настоящее время у большей части современной
российской
молодежи
уровень
правовой
культуры
не
соответствует
требованиям
времени,
необходима
целенаправленная
работа
по
формированию социально-активной, зрелой личности, способной грамотно
строить взаимоотношения с обществом и государством.
Правовая
культура
студента,
будущего
специалиста
-
являясь
составляющей общей профессиональной культуры, определяет правовую
ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности и
отражает все ее компоненты: совокупность знаний, умений, благодаря
которым элементарные правовые знания воплощаются в практических
действиях; сформированная на основах права личная и профессиональная
позиция, определяющая активное, творческое отношение к экономической
деятельности; совокупность личностных и профессионально важных качеств
личности,
определяющих
успешность
профессиональной
деятельности
специалиста и его самореализацию.
Необходимо отметить, что в теории права под правовой культурой
понимается особое взаимодействие личности с органами законодательной,
исполнительной и судебной власти на основе совокупности правовых
знаний, норм, ценностей, обеспечивающих ей законопослушное поведение во
всех сферах повседневной жизни.
Другими словами, правовая культура – это единство сознания и
поведения, т.е. правовая культура предполагает не просто правомерное
поведение,
а
социально
активное
поведение
личности.
Правовая культура выполняет следующие функции: человекотворческую,
нормативную, преобразующую, коммуникативную, информационную и
другие.
В современных условиях формирование и развитие правовой культуры
студентов, выступающей важной подсистемой общей культуры, обусловлено
совокупностью взаимосвязанных объективных и субъективных факторов
социально-экономического, социокультурного характера.
Следует отметить, что в свете рассматриваемой проблемы требования
федеральных государственных образовательных стандартов важны, но
главная задача преподавателя общественных дисциплин – формирование у
будущих
специалистов
убеждения
в
абсолютной
ценности
права,
недопустимости
и
невозможности
нарушений
правовых
предписаний.
Указанная задача весьма сложна, преподаватель общественных и правовых
дисциплин должен стремиться, не только сформировать у студентов
соответствующие убеждения, но и закрепить их реализацию в учебной,
повседневной и практической деятельности.
В
профессиональной
образовательной
организации
повышение
эффективности преподавания общепрофессиональных (правовых) дисциплин
может быть достигнуто при условиях:
-
направленности
преподавания
на
формирование
у
студентов
положительно ориентированного правового сознания;
-
отражения
в
содержании
курса
соответствующих
дисциплин
особенностей социально-экономического развития общества и требований
профессиональной деятельности к правовой подготовленности будущих
специалистов;
- применения информационных компьютерных технологий и использования
методов, позволяющих активизировать процесс познавательной деятельности
студентов.
Целью преподавания правовых дисциплин в колледже как организации
профессионального образования должно быть формирование положительно
ориентированного правового сознания будущих специалистов (системы
юридических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, правовых
установок, регулирующих поведение личности в юридически значимых
ситуациях). При этом знания должны быть непосредственно связаны не
только с будущей профессиональной деятельностью студентов, но и с
повседневной жизнью в обществе, коллективе, семье и т.д.
Соответственно, с учетом особенностей возраста студентов, условий
профессиональной образовательной организации и современных социальных
проблем можно сделать вывод, что формирование у студентов правового
сознания должно включать:
1. Формирование системы знаний, умений и навыков, в том числе:
- знаний фундаментальных принципов права и государства, правового
положения личности в обществе, установленных конституцией прав и
обязанностей человека и гражданина;
-
знаний
отдельных
отраслей
права
и
законодательства,
которые
непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью
студентов;
- умений и навыков практического применения юридических знаний,
владение
нормами
процессуального
законодательства,
использования
справочных правовых систем;
2. Формирование ценностных ориентаций и правовых установок, в том
числе уважительное отношение к системе действующих в обществе
правовых норм, ориентация в повседневной жизни и профессиональной
деятельности на осознанное соблюдение требований законов, стремление к
их реализации, полная неприязнь коррупционных проявлений.
Преподаватель
ОГАПОУ «
Дмитриевский аграрный колледж» Вельмакин Б.Г.