Автор: Богер Анна Давыдовна
Должность: учитель истрии и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Атамановская СОШ"
Населённый пункт: с. Атаманово, Новокузнецкий МО, Кемеровская область - Кузбасса
Наименование материала: Программа курса по внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот"
Тема: Рабочая программа "Я - гражданин и патриот"
Раздел: среднее образование
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Я – гражданин и патриот»
для 5 класса
Пояснительная записка
Цель и задачи изучения курса «Я гражданин и патриот»
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по
формированию
гражданской,
социальной,
этической,
коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных
отношений в семье, городе или деревне
,
в селе — в родном крае, в
родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание
прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое
Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового
образа
жизни;
–
помощи
в
осознании
своей
принадлежности
государству,
предоставляющему каждому его гражданину определенные права и
требующему исполнения определенных обязанностей; формирование
патриотизма,
активной
гражданской
позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими
прошлое, историю, способствующими присвоению определенных
норм
морали,
нравственности.
–
формирование
нравственной
основы
личности
творческих
способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение
основных навыков поведения в социуме;
Место курса внеурочной деятельности
«
Я гражданин и патриот» в
учебном плане
Программа рассчитана на один год обучения и составляет 34 часа. Недельная
нагрузка составляет 1 час.
Планируемые результаты курса «Я – гражданин и патриот»
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формированиеосознанного,уважительногоидоброжелательногоотноше
ниякдругомучеловеку,его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие
морального
сознания
и
компетентности
в
решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественнополезной,учебно-
исследовательской,творческойидругихвидовдеятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающихжизнииздоровьюлюдей,правилповедениянатранспортеинадорога
х;
формирование
основ
экологической
культуры
соответствующей
современному
уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической
деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей
деятельности;
владение
устной
и
письменной
речью,
монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий(далее ИКТ–компетенции);
формированиеиразвитиеэкологическогомышления,умениеприменять
еговпознавательной,коммуникативной,социальнойпрактикеипрофессионально
йориентации.
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности:
формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закрепленным
в
Конституции
Российской
Федерации;
понимание
основных
принципов
жизни
общества,
основ
современных научных теорий общественного развития;
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных
отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,
включая
отношения
между
людьми
различных
национальностей
и
вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
формирование основ правосознания для соотнесения собственного
поведения
и
поступков
другихлюдейснравственнымиценностямиинормамиповедения,установленным
изаконодательствомРоссийскойФедерации,убежденностивнеобходимостизащи
щатьправопорядокправовымиспособамиисредствами,уменийреализовыватьос
новныесоциальныероливпределахсвоейдееспособности;
освоение приемов работы социально значимой информацией, ее
осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиями процессам;
развитиесоциальногокругозораиформированиепознавательногоинтер
есакизучениюобщественныхдисциплин.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Я – гражданин и патриот»
Вводное занятие (1ч.) Кто такой Гражданин и патриот
Раздел 1. Знаменательные даты в нашей жизни (11ч.)
Дни воинской славы: 18 апреля - День победы русских воинов князя
Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое
побоище, 1242 год); 21 сентября - День победы русских полков во главе с
великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в
Куликовской битве (1380 год); 4 ноября – День народного единства; 10 июля -
День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в
Полтавском сражении (1709 год);24 декабря - День взятия турецкой крепости
Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год); 8
сентября -День Бородинского сражения русской армии под командованием
М.И. Кутузова с французской армией (1812 год); 1 декабря - День победы
русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у
мыса Синоп (1853 год); 23 февраля - День защитника Отечества; 5 декабря -
День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских
войск в битве под Москвой (1941 год); 2 февраля - День разгрома советскими
войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве(1943год); 23
августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Курской битве(1943год); 28 января – День снятия блокады Ленинграда(1944
год); 9 мая – День победы над немецко-фашистскими войсками(1945год), 12
апреля – День космонавтики (12апреля 1961 года полёт первого человека, Ю.
Гагарина, в космос), 26 марта – Праздник посвящённый присоединению
Крыма (2014год).
Раздел 2. Растим патриота и гражданина(10 ч)
Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Что такое герб?
Государственные гербы нашей страны. Современный государственный флаг
России.
Государственный
гимн
Российской
Федерации.
Конституция
Российской
Федерации
–
главный
закон
страны.
Этапы
развития
конституции. Права и обязанности гражданина РФ. Гражданские права и
свободы
детей.
Обязанности
детей.
Закон
об
образовании.
Значение
образования для страны и для ребёнка. Знаменитые люди страны.
Раздел 3. Мойкрайродной(4часа)
История создания Кемеровской области, села Атаманово. Кузбасс - фронту.
Известные люди Кузбасса, Новокузнецка, с. Атаманово. Памятники культуры
Кузбасса.
Экономика области в прошлом и настоящем.
Организация
местного самоуправления. Культурное развитие Кемеровской области. Истрия
Атамановской школы.
Раздел 4. Спорт и здоровье(5ч)
Здоровые привычки и навыки; вред курения, потребления наркотиков и
алкоголя; здоровое питание, личная и общественная гигиена; Роль движения в
сохранения здоровья ; Олимпийские игры, выдающиеся спортсмены России.
Раздел 5. Я и семья (4ч)
Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия достойного
сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность -
основа семьи. Преемственные связи: деды –родители, родители – дети, дети –
внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и
внучки, бабушки и дедушки. Семейные традиции.
Тематическое планирование
Наименование раздела
Количество часов
Вводное занятие
1
Знаменитые даты в нашей жизни
9
Растим патриота и гражданина
10
Мой край родной
5
Спорт и здоровье
4
Я и семья
5
ИТОГО
34
Календарно–тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Я – гражданин и патриот»
№
дата
тема занятия
раздел
1
Кто такой Гражданин и патриот.
Введение
2
Памятные даты сентября: 21
сентября 1380 год -
Куликовская битва; ); 8 сентября
1812 года - Бородинское
сражение.
Знаменательные даты в
нашей жизни 1
3
Зачем нужно учиться в школе.
Растим гражданина и
патриота. 1
4
«История школы в лицах и
фактах».
Мой край родной 1
5
Олимпийские игры прошлое и
современность
Спорт и здоровье 1
6
Гордимся нашими
спортсменами призёрами
Олимпиад.
Спорт и здоровье 2
7
Что такое сострадание.
Растим гражданина и
патриота.2
8
Правила поведения в школе.
Растим гражданина и
патриота3
9
Государственный праздник –
День Согласия и примирения.
Знаменательные даты в
нашей жизни 2
10
Славим руки матери!
Я и семья 1
11
«Хороший ли я друг?»
Растим гражданина и
патриота 4
12
Наши прославленные
полководцы и флотоводцы:
Суворов, Кутузов, Ушаков,
Нахимов
Знаменательные даты в
нашей жизни 3
13
Конституция Российской
Федерации – главный закон
страны.
Растим патриота и
гражданина 5
14
Зимние виды спорта
Спорт и здоровье 3
15
Новогодние семейные
традиции.
Я и семья 2
16
Что такое гражданская
позиция?
Растим гражданина и
патриота 6
17
День рождения Кузбасса
Мой край родной 2
18
«Дорога Жизни»
Знаменательные даты4
19
Профессии моих родителей
Я и семья 3
20
«Гражданин – Отечества
достойный сын» (викторина на
знание прав и обязанностей)
Растим патриота и
гражданина 7
21
День защитника Отечества.
Единство тыла и фронта.
Знаменательные даты 5
22
«Режим дня в жизни
школьника»
спорт и здоровье 4
23
«Семь Я».Забота о
родителях – дело совести
каждого.
Я и семья 4
24
«Родина в стихах русских
поэтов».
Растим патриота и
гражданина 8
25
Праздник посвящённый
присоединению Крыма
Знаменательные даты 6
26
Кузбасс фронту
Мой край родной 3
27
День космонавтики. Ю
Гагарин.
Знаменательные даты 7
28
Подвиг детей в военное время.
Растим гражданина и
патриота 9
29
История моей семьи в истории
моей страны
Я и семья 5
30
Знамя над Рейхстагом
Знаменательные даты 8
31
День Победы. Встреча с
ветераном-тружеником
тыла.
край родной 4
32
Подвиг детей в военное время.
Растим гражданина и
патриота 10
33
Последний царь и первый
император
Знаменательные даты 9
34
Акция «Родному селу желаю».
край родной 5