Напоминание

Рабочая программа "Я - гражданин и патриот"


Автор: Богер Анна Давыдовна
Должность: учитель истрии и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Атамановская СОШ"
Населённый пункт: с. Атаманово, Новокузнецкий МО, Кемеровская область - Кузбасса
Наименование материала: Программа курса по внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот"
Тема: Рабочая программа "Я - гражданин и патриот"
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Я – гражданин и патриот»

для 5 класса

Пояснительная записка

Цель и задачи изучения курса «Я гражданин и патриот»

Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по

формированию

гражданской,

социальной,

этической,

коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

– содействия ребенку в понимании особенностей общественных

отношений в семье, городе или деревне

,

в селе — в родном крае, в

родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание

прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое

Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового

образа

жизни;

помощи

в

осознании

своей

принадлежности

государству,

предоставляющему каждому его гражданину определенные права и

требующему исполнения определенных обязанностей; формирование

патриотизма,

активной

гражданской

позиции,

– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими

прошлое, историю, способствующими присвоению определенных

норм

морали,

нравственности.

формирование

нравственной

основы

личности

творческих

способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение

основных навыков поведения в социуме;

Место курса внеурочной деятельности

«

Я гражданин и патриот» в

учебном плане

Программа рассчитана на один год обучения и составляет 34 часа. Недельная

нагрузка составляет 1 час.

Планируемые результаты курса «Я – гражданин и патриот»

Личностные результаты освоения программы курса внеурочной

деятельности

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа

России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и

традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в

мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного

отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие

современного мира;

формированиеосознанного,уважительногоидоброжелательногоотноше

ниякдругомучеловеку,его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,

гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,

ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести

диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные

сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в

пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,

социальных и экономических особенностей;

развитие

морального

сознания

и

компетентности

в

решении

моральных

проблем

на

основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественнополезной,учебно-

исследовательской,творческойидругихвидовдеятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных

ситуациях,

угрожающихжизнииздоровьюлюдей,правилповедениянатранспортеинадорога

х;

формирование

основ

экологической

культуры

соответствующей

современному

уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически

ориентированной

рефлексивно-оценочной

и

практической

деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического

характера.

Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной

деятельности:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по

аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования

позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать

своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей

деятельности;

владение

устной

и

письменной

речью,

монологической

контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий(далее ИКТ–компетенции);

формированиеиразвитиеэкологическогомышления,умениеприменять

еговпознавательной,коммуникативной,социальнойпрактикеипрофессионально

йориентации.

Предметные результаты освоения программы курса внеурочной

деятельности:

формирование у обучающихся личностных представлений об основах

российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,

социальной

ответственности,

правового

самосознания,

толерантности,

приверженности

ценностям,

закрепленным

в

Конституции

Российской

Федерации;

понимание

основных

принципов

жизни

общества,

основ

современных научных теорий общественного развития;

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных

знаний и умений для определения собственной активной позиции в

общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных

отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений,

включая

отношения

между

людьми

различных

национальностей

и

вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

формирование основ правосознания для соотнесения собственного

поведения

и

поступков

другихлюдейснравственнымиценностямиинормамиповедения,установленным

изаконодательствомРоссийскойФедерации,убежденностивнеобходимостизащи

щатьправопорядокправовымиспособамиисредствами,уменийреализовыватьос

новныесоциальныероливпределахсвоейдееспособности;

освоение приемов работы социально значимой информацией, ее

осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые

выводы и давать обоснованные оценки социальным событиями процессам;

развитиесоциальногокругозораиформированиепознавательногоинтер

есакизучениюобщественныхдисциплин.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

«Я – гражданин и патриот»

Вводное занятие (1ч.) Кто такой Гражданин и патриот

Раздел 1. Знаменательные даты в нашей жизни (11ч.)

Дни воинской славы: 18 апреля - День победы русских воинов князя

Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое

побоище, 1242 год); 21 сентября - День победы русских полков во главе с

великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в

Куликовской битве (1380 год); 4 ноября – День народного единства; 10 июля -

День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в

Полтавском сражении (1709 год);24 декабря - День взятия турецкой крепости

Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год); 8

сентября -День Бородинского сражения русской армии под командованием

М.И. Кутузова с французской армией (1812 год); 1 декабря - День победы

русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у

мыса Синоп (1853 год); 23 февраля - День защитника Отечества; 5 декабря -

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских

войск в битве под Москвой (1941 год); 2 февраля - День разгрома советскими

войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве(1943год); 23

августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в

Курской битве(1943год); 28 января – День снятия блокады Ленинграда(1944

год); 9 мая – День победы над немецко-фашистскими войсками(1945год), 12

апреля – День космонавтики (12апреля 1961 года полёт первого человека, Ю.

Гагарина, в космос), 26 марта – Праздник посвящённый присоединению

Крыма (2014год).

Раздел 2. Растим патриота и гражданина(10 ч)

Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Что такое герб?

Государственные гербы нашей страны. Современный государственный флаг

России.

Государственный

гимн

Российской

Федерации.

Конституция

Российской

Федерации

главный

закон

страны.

Этапы

развития

конституции. Права и обязанности гражданина РФ. Гражданские права и

свободы

детей.

Обязанности

детей.

Закон

об

образовании.

Значение

образования для страны и для ребёнка. Знаменитые люди страны.

Раздел 3. Мойкрайродной(4часа)

История создания Кемеровской области, села Атаманово. Кузбасс - фронту.

Известные люди Кузбасса, Новокузнецка, с. Атаманово. Памятники культуры

Кузбасса.

Экономика области в прошлом и настоящем.

Организация

местного самоуправления. Культурное развитие Кемеровской области. Истрия

Атамановской школы.

Раздел 4. Спорт и здоровье(5ч)

Здоровые привычки и навыки; вред курения, потребления наркотиков и

алкоголя; здоровое питание, личная и общественная гигиена; Роль движения в

сохранения здоровья ; Олимпийские игры, выдающиеся спортсмены России.

Раздел 5. Я и семья (4ч)

Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия достойного

сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность -

основа семьи. Преемственные связи: деды –родители, родители – дети, дети –

внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и

внучки, бабушки и дедушки. Семейные традиции.

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Вводное занятие

1

Знаменитые даты в нашей жизни

9

Растим патриота и гражданина

10

Мой край родной

5

Спорт и здоровье

4

Я и семья

5

ИТОГО

34

Календарно–тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Я – гражданин и патриот»

дата

тема занятия

раздел

1

Кто такой Гражданин и патриот.

Введение

2

Памятные даты сентября: 21

сентября 1380 год -

Куликовская битва; ); 8 сентября

1812 года - Бородинское

сражение.

Знаменательные даты в

нашей жизни 1

3

Зачем нужно учиться в школе.

Растим гражданина и

патриота. 1

4

«История школы в лицах и

фактах».

Мой край родной 1

5

Олимпийские игры прошлое и

современность

Спорт и здоровье 1

6

Гордимся нашими

спортсменами призёрами

Олимпиад.

Спорт и здоровье 2

7

Что такое сострадание.

Растим гражданина и

патриота.2

8

Правила поведения в школе.

Растим гражданина и

патриота3

9

Государственный праздник –

День Согласия и примирения.

Знаменательные даты в

нашей жизни 2

10

Славим руки матери!

Я и семья 1

11

«Хороший ли я друг?»

Растим гражданина и

патриота 4

12

Наши прославленные

полководцы и флотоводцы:

Суворов, Кутузов, Ушаков,

Нахимов

Знаменательные даты в

нашей жизни 3

13

Конституция Российской

Федерации – главный закон

страны.

Растим патриота и

гражданина 5

14

Зимние виды спорта

Спорт и здоровье 3

15

Новогодние семейные

традиции.

Я и семья 2

16

Что такое гражданская

позиция?

Растим гражданина и

патриота 6

17

День рождения Кузбасса

Мой край родной 2

18

«Дорога Жизни»

Знаменательные даты4

19

Профессии моих родителей

Я и семья 3

20

«Гражданин – Отечества

достойный сын» (викторина на

знание прав и обязанностей)

Растим патриота и

гражданина 7

21

День защитника Отечества.

Единство тыла и фронта.

Знаменательные даты 5

22

«Режим дня в жизни

школьника»

спорт и здоровье 4

23

«Семь Я».Забота о

родителях – дело совести

каждого.

Я и семья 4

24

«Родина в стихах русских

поэтов».

Растим патриота и

гражданина 8

25

Праздник посвящённый

присоединению Крыма

Знаменательные даты 6

26

Кузбасс фронту

Мой край родной 3

27

День космонавтики. Ю

Гагарин.

Знаменательные даты 7

28

Подвиг детей в военное время.

Растим гражданина и

патриота 9

29

История моей семьи в истории

моей страны

Я и семья 5

30

Знамя над Рейхстагом

Знаменательные даты 8

31

День Победы. Встреча с

ветераном-тружеником

тыла.

край родной 4

32

Подвиг детей в военное время.

Растим гражданина и

патриота 10

33

Последний царь и первый

император

Знаменательные даты 9

34

Акция «Родному селу желаю».

край родной 5



В раздел образования