Автор: Киреева Эльмира Рамизовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Роль песочной игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Роль песочной игротерапии в
работе с детьми дошкольного
возраста»
ГБОУ Школа №1554, г. Москва
Педагог-психолог Киреева Э.Р.
•
Основополагающая идея песочной игротерапии
заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость
песочницы свои фантазии и переживания, может
контролировать самостоятельно свои побуждения,
выражая их в символической форме.
•
Надо не менять и не переделывать ребенка, не учить
его специальным поведенческим навыкам, а дать
ребенку возможность быть самим собой.
Цель:
создание
естественной стимулирующей среды, в которой
ребенок чувствует себя комфортно и защищено, которая способствует
снижению психофизического напряжения.
формирование у ребенка представления об окружающем мире;
развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей
и мелкой моторики рук;
развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи,
творческого мышления, воображения и фантазии, навыков
самоконтроля и саморегуляции.
Песочная терапия помогает:
справиться со страхом и неуверенностью,
вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах.
активизировать творчество и спонтанность,
Правила работы с песком
Противопоказания для занятий песочной терапией
1. Наличие аллергии на пыль и мелкие частицы
2. Серьёзные заболевания легких.
3. Кожные заболевания на руках, порезы и раны.
1.
Приветствие и прощание.
2.
Песок нельзя есть, им нельзя бросаться в других, тереть глазки грязными после игр в
песке руками.
3.
Если играете в песочнице, нельзя выбрасывать из нее содержимое.
4.
Не стоит поднимать высоко над головой руки, полные песка.
5.
Игры в песочнице лучше отложить, если на теле есть ранки — мелкие песчинки могут
вызвать воспаление.
6.
В песочнице и на пляже нужно вести себя спокойно, не толкаться, не разбрасывать
игрушки, нельзя ломать чужие постройки.
7.
После игры обязательно нужно хорошо отряхнуть одежду и обувь, вымыть руки или
протереть их влажными салфетками.
8.
Играть нужно аккуратно, так, чтобы песок не попадал в уши, глаза, нос, волосы.
Малая песочница.
Чистый, речной песок.
Цветной кварцевый песок.
«Космический» песок.
Оборудование для
«песочной
терапии»
Водонепроницаемый деревянный ящик. Если будете
заниматься
подгруппой
(3-4
человека)
или
индивидуально,
его
размер
– 50 х
70
х 8 см,
для
групповой работы размер песочницы увеличивается.
Такой
размер
ящика
соответствует
оптимальному
полю
зрительного
восприятия,
и
это
позволяет
охватывать его взглядом целиком, чистый просеянный
песок, создающий в песочнице линию горизонта.
Набор
игрового
материала:
лопатки,
широкие
кисточки,
сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной
величины
и
формы;
миниатюрные
игрушки
для
обыгрывания
заданий
в
песочнице;
бросовый
материал:
камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы,
одноразовые
соломки
для
коктейля,
человеческие
персонажи,
животные,
машины,
макеты
растений,
природный
материал,
сказочные
герои,
пластиковые
или
деревянные буквы и цифры.
Именно тактильная форма ощущений самым тесным
образом связана с мыслительными операциями, с познанием
мира.
1.
Просеивание. Расхлопывание. Дождик. Торнадо. Волна.
2.
Рисование кулаком. Рисование ладонью. Рисование ребром большого пальца.
3.
Рисование
щепотью. Рисование
мизинцами. Одновременное
использование
нескольких пальцев .
4.
Рисование симметрично двумя руками. Насыпание из кулачка. Рисование пальцем.
Технические приемы песочной терапии
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!