Напоминание

Опыт создания электронных обучающих систем


Автор: Татьяна Витальевна Суржик
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИКАТ и ДС"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Опыт создания электронных обучающих систем
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Т. В. Суржик, г. Иркутск
Опыт создания электронных обучающих систем
В настоящее время происходит активное внедрение чисто развлекатель- ной культуры в повседневный быт детей и взрослых, особенно компьютерной культуры, предлагаемой большинством коммерчески распространяемых игр для компьютеров на лазерных компакт дисках стоимостью около 100 рублей. Большинство из этих программ не поощряют ни творческую, ни познаватель- ную мотивацию. Более того, поскольку они моделируют такую деятельность, в которой результат достигается с помощью агрессивных приёмов, человек довольно быстро привыкает интересоваться лишь теми занятиями, где ре- зультат внешне эффективен и доступен. Тем самым способствуют отучению от занятий, требующих постоянных интеллектуальных усилий, т.е. именно от тех, которые носят развивающий и обучающий характер. Вряд ли нуждается в обосновании важность успеха в формировании по- знавательных мотивов. Успех в учебе обеспечивают задачи, вероятность пра- вильного решения которых приближается к единице. Однако такие задачи ча- сто не требуют от студента умственных усилий, а потому тормозят развитие его способностей. Более того, правильное решение относительно легких за- дач не переживается студентами как успех. По-видимому, педагогические по- следствия ошибки нельзя трактовать столь прямолинейно, относя их к нега- тивным факторам мотивации учения. Многие из ошибок активизируют твор- ческий потенциал студентов и положительно сказываются на развитии их способностей, а также на познавательной мотивационной сфере. Ведь только то решение воспринимается как успех, которое получено в результате преодо- ления трудностей. В условиях компьютерного обучения ошибочное решение приобретает иной смысл, поскольку большинство разработчиков обучающих систем закладывают в программу доброжелательную реакцию на шибки, осо- бенно если таковые связаны с поисками способа решения предъявленной за- дачи. Во многих обучающих программах реализуется принцип побуждения студентов к поиску, когда компьютер в случае ошибочного решения даёт ори- ентирующие указания, направляя тем самым действия студентов. Эффектив- ная обучающая система в конечном счете обеспечивает исправление ошибки и позволяет довести решение до логического конца. Благодаря этому устраня- ется одна из распространенных причин отрицательного отношения к учебе, а именно – неудачи в решении учебных задач. Говоря о формировании познавательной мотивационной сферы студен- тов, нельзя забывать и такой фактор, как оценка их деятельности. Большинство психологов считают, что положительные оценки обладают большей положительной силой по сравнению с отрицательными, поскольку последние способствуют формированию мотива боязни неудачи, тормозяще- го познавательную активность. Но, как и в случае неверного решения, о нега- тивных оценках нельзя судить столь прямолинейно. Сочетание поощрений и наказаний дает значительно больший эффект, чем использование только од- ного типа оценки. Помимо таких специфических воздействий на познаватель- ную мотивацию студентов, как оценка и уровень трудности предъявляемых 1
задач, исключительно важна организация учебной деятельности. В частно- сти, на формирование познавательных мотивов большое влияние оказывают содержание и метод обучения. Например, познавательная потребность может возникнуть при несовпадении результата деятельности с поставленной це- лью, если прошлый опыт играет роль не только барьера, мешающего дости- жению цели (решению задачи), но одновременно и той основы, благодаря ко- торой зарождается и осознается новая познавательная потребность (А.М. Ма- тюшкин). Вопрос об особенностях подобных проблемных ситуаций в условиях компьютерного обучения относится к числу наименее исследованных как в России, так и за рубежом. В большинстве работ либо ведутся общие рассу- ждения, либо анализируются отдельные аспекты создания таких ситуаций. Использование компьютера в учебном процессе оказывает влияние на способы предъявления содержания обучения. Помимо этого овладение сту- дентами компьютерной грамотностью даёт в их руки принципиально новое средство, которое, значительно расширяя возможности студентов, делает до- ступным для них многое из того, что до последнего времени было доступно далеко не всем квалифицированным специалистам. Некоторые из занимающихся компьютеризацией обучения специали- стов, например С. Пейперт (1980), полагают, что применение компьютеров в учебном процессе требует конкретного пересмотра содержа¬ния усваивае- мых знаний. Разработаны новые курсы геометрии и физики, в основу кото- рых положены принципы и «черепашьей» и мультимедийной графики; про- граммы обучения иностранному языку и обучение письму, в которых исполь- зуются системы обработки текстов; курсы по художественному воспитанию; конструированию; моделированию и т.д. Кроме того, применение компьютера позволяет ставить вопрос о по- строении собственных учебных курсов, которые бы объединяли знания в об- ласти науки, техники и различных методик (изодеятельности, ФЭМП, обуче- ние грамоте, музыкальной деятельности), что является одной из предпосылок преодоления разрыва между теоретическим техническим обучением и педа- гогической практикой. При этом компьютер даёт реальную возможность каж- дому студенту, осваивающему свою профессию. При компьютеризации обу- чения приходится весьма точно описывать набор действий и операций, кото- рый должен быть сформирован у студентов. Кроме того, необходимо установить, каким образом можно использо- вать компьютер для формирования операционной стороны учебной деятель- ности. Следует заметить, что компьютер представляет для этого уникальные возможности. Во-первых, он позволяет в наглядной форме представить по- следствия любого действия и показать условия его выполнения. Во-вторых, компьютер как средство интеллектуальной деятельности существенно изме- няет способ оперирования учебным материалом, перестраивает основные действия студентов, например, по контролю за правильностью решения. Вот почему при исследовании операционной структуры основных уме- ний необходимо особо выделять изменения, связанные с тем, что отдельные 2
операции перекладываются на компьютер. Например, при компьютеризации обучения резко возрастает значимость умственных действий и операций, свя- занных с получением информации с помощью компьютера. Эффективность учебной деятельности (да и не только учебной) во многом зависит от владе- ния ими, результативность профессиональной деятельности с годами все больше будет определяться умением получить от компьютера соответствую- щую информацию. Не следует, однако, преуменьшать отрицательное влияние компьютера на мотивационную сферу студентов. Общение на машинном языке или в строго выдержанном стиле не дает возможности оценить оригинальное, не- предусмотренное программой решение, определить источник ошибки. Эти и многие другие особенности компьютера приводят к тому, что даже лучшие обучающие системы нередко оказывают студентам неадекватную помощь, что, отрицательно сказывается на их отношении к обучению. Внимательно изучив все точки зрения на проектирование обучающих систем, сделав соответствующие выводы и взяв на вооружение основные по- ложения, нами были сделаны первые шаги в направлении создания интерак- тивной компьютерной системы (или просто компьютерной программы). На- ряду с разработкой эстетической стороны системы, или, как говорят програм- мисты - интерфейс, основное внимание было уделено содержательной, психо- лого-педагогической и математико-логической основе будущей программы. С целью эксперимента были взяты три различные дисциплины: «Мето- дика развития детской речи» и «Анатомия и физиология детей» (по специаль- ности «Дошкольное образование»), «Компьютерные технологии в психодиа- гностике» (по специальности «Социальная педагогика»). Компью¬терные «продукты» состоят из трёх основных частей: контрольно-диагностирующий блок, информационно-теоретический блок, программа курса. Особое внима- ние уделялось разработке контролирующего блока: 1) Контрольные вопросы составлены по правилам тестов: вопрос и ва- рианты ответов. Отвечающему необходимо указать (или выбрать) правиль- ный, на его взгляд, ответ. Количество правильных ответов на каждый вопрос колеблется в пределах от 1 до 3, однако всё подчинено строгому закону алго- ритмов. Сами тесты не всегда представлены в обычном виде, встречаются и таблицы и кроссворды; 2) Контрольные проверки имеют два режима - режим тестирования и режим мини-экзамена. При первом режиме задаются все вопросы из всех, а при втором режиме - определённое количество, причем, и количество задава- емых вопросов и сам режим устанавливаются студентом, что даёт возможно- сти как контроля, так и самоконтроля; 3) Результаты контроля выводят на экран и сохраняются на компьютере (фамилия, дата, вопросы, все ответы, все нажатые клавиши, правильный от- вет по каждому вопросу, затраченное время), в виде обычной текстовой ин- формации. От преподавателя не требуется последующей переработки данной информации, а только вывод на печатающее устройство. Наличие полной ин- формации позволяет произвести «ручную» проверку в случае «сбоя» компью- 3
тера или в случае претензий студента. Фиксирование результатов позволяет осуществлять контроль без преподавателя. 4) Компьютерная программа может по-разному реагировать на процесс тестирования. При желании студента или с разрешения преподавателя воз- можно выводить на экран правильные ответы, объяснения или только краткие комментария типа «Верно» или «Неверно». 5) Тестирующая программа использует рейтинговую систему оценки, т.е. процентное содержание верных ответов, в зависимости от которого (а также от затраченного на ответ времени) преподаватель выводит оценку. 6) Программа допускают свободный переход (при условии сброса на- бранных баллов) из режима опроса в режим ознакомления, т.е. из контроли- рующего в обучающий режим и переход к теории. Апробация в учебном процессе созданных компьютерных программ и сравнение результатов, полученных после их апробации, с результатами тра- диционной проверки показали преимущество компьютерных программ. При обычной проверке положительные оценки получили 45-55 % студентов, а при компьютерной проверке – 75-95 % студентов. Результаты работы программ показали следующее. В программах нет жёсткой регламентации времени, поэтому: - у студентов отсутствует страх не успеть выполнить задание; - есть возможность осмысления каждого вопроса; - отсутствует психологическое давление со стороны компьютера; В программах допускается свободный выбор типа опроса, поэтому: - существует возможность реально оценить свои силы; - существует возможность самоконтроля; В программах возможна установка подсказки, а также полный отказ от неё, поэтому: - возможно переводить контролирующую программу в разряд обучаю- щих; - возможно самостоятельно устанавливать уровень сложности, от про- стого комментария «Верно» или «Неверно» до выдачи полного правильного ответа; - возможность самоконтроля; В последнюю из программ были вставлены игровые моменты, поэтому: - снимается напряжение и страх перед компьютером; - есть возможность объяснения и уточнения сложных моментов. Рейтинговая система оценки снимает «синдром» оценки, страх случай- ной ошибки. По результатам работы программ сделаны выводы, о правильно выбранном направлении развития педагогики – электронной педагогики. Применение информационных технологий в образовании в настоящее время обоснованно и своевременно, так как способствует дифференциации, интен- сификации и интеграции образовательного процесса. 4


В раздел образования