Автор: Татьяна Витальевна Суржик Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИКАТ и ДС" Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: Опыт создания электронных обучающих систем Раздел: среднее профессиональное
Т. В. Суржик, г. Иркутск
Опыт создания электронных обучающих систем
В настоящее время происходит активное внедрение чисто развлекатель-
ной культуры в повседневный быт детей и взрослых, особенно компьютерной
культуры, предлагаемой большинством коммерчески распространяемых игр
для компьютеров на лазерных компакт дисках стоимостью около 100 рублей.
Большинство из этих программ не поощряют ни творческую, ни познаватель-
ную мотивацию. Более того, поскольку они моделируют такую деятельность,
в которой результат достигается с помощью агрессивных приёмов, человек
довольно быстро привыкает интересоваться лишь теми занятиями, где ре-
зультат внешне эффективен и доступен. Тем самым способствуют отучению
от занятий, требующих постоянных интеллектуальных усилий, т.е. именно от
тех, которые носят развивающий и обучающий характер.
Вряд ли нуждается в обосновании важность успеха в формировании по-
знавательных мотивов. Успех в учебе обеспечивают задачи, вероятность пра-
вильного решения которых приближается к единице. Однако такие задачи ча-
сто не требуют от студента умственных усилий, а потому тормозят развитие
его способностей. Более того, правильное решение относительно легких за-
дач не переживается студентами как успех. По-видимому, педагогические по-
следствия ошибки нельзя трактовать столь прямолинейно, относя их к нега-
тивным факторам мотивации учения. Многие из ошибок активизируют твор-
ческий потенциал студентов и положительно сказываются на развитии их
способностей, а также на познавательной мотивационной сфере. Ведь только
то решение воспринимается как успех, которое получено в результате преодо-
ления трудностей. В условиях компьютерного обучения ошибочное решение
приобретает иной смысл, поскольку большинство разработчиков обучающих
систем закладывают в программу доброжелательную реакцию на шибки, осо-
бенно если таковые связаны с поисками способа решения предъявленной за-
дачи. Во многих обучающих программах реализуется принцип побуждения
студентов к поиску, когда компьютер в случае ошибочного решения даёт ори-
ентирующие указания, направляя тем самым действия студентов. Эффектив-
ная обучающая система в конечном счете обеспечивает исправление ошибки
и позволяет довести решение до логического конца. Благодаря этому устраня-
ется одна из распространенных причин отрицательного отношения к учебе, а
именно – неудачи в решении учебных задач.
Говоря о формировании познавательной мотивационной сферы студен-
тов,
нельзя
забывать
и
такой
фактор,
как
оценка
их
деятельности.
Большинство
психологов
считают,
что
положительные
оценки
обладают
большей положительной силой по сравнению с отрицательными, поскольку
последние способствуют формированию мотива боязни неудачи, тормозяще-
го познавательную активность. Но, как и в случае неверного решения, о нега-
тивных оценках нельзя судить столь прямолинейно. Сочетание поощрений и
наказаний дает значительно больший эффект, чем использование только од-
ного типа оценки. Помимо таких специфических воздействий на познаватель-
ную мотивацию студентов, как оценка и уровень трудности предъявляемых
1
задач, исключительно важна организация учебной деятельности. В частно-
сти, на формирование познавательных мотивов большое влияние оказывают
содержание и метод обучения. Например, познавательная потребность может
возникнуть при несовпадении результата деятельности с поставленной це-
лью, если прошлый опыт играет роль не только барьера, мешающего дости-
жению цели (решению задачи), но одновременно и той основы, благодаря ко-
торой зарождается и осознается новая познавательная потребность (А.М. Ма-
тюшкин).
Вопрос об особенностях подобных проблемных ситуаций в условиях
компьютерного обучения относится к числу наименее исследованных как в
России, так и за рубежом. В большинстве работ либо ведутся общие рассу-
ждения, либо анализируются отдельные аспекты создания таких ситуаций.
Использование компьютера в учебном процессе оказывает влияние на
способы предъявления содержания обучения. Помимо этого овладение сту-
дентами компьютерной грамотностью даёт в их руки принципиально новое
средство, которое, значительно расширяя возможности студентов, делает до-
ступным для них многое из того, что до последнего времени было доступно
далеко не всем квалифицированным специалистам.
Некоторые из занимающихся компьютеризацией обучения специали-
стов, например С. Пейперт (1980), полагают, что применение компьютеров в
учебном процессе требует конкретного пересмотра содержа¬ния усваивае-
мых знаний. Разработаны новые курсы геометрии и физики, в основу кото-
рых положены принципы и «черепашьей» и мультимедийной графики; про-
граммы обучения иностранному языку и обучение письму, в которых исполь-
зуются системы обработки текстов; курсы по художественному воспитанию;
конструированию; моделированию и т.д.
Кроме того, применение компьютера позволяет ставить вопрос о по-
строении собственных учебных курсов, которые бы объединяли знания в об-
ласти науки, техники и различных методик (изодеятельности, ФЭМП, обуче-
ние грамоте, музыкальной деятельности), что является одной из предпосылок
преодоления разрыва между теоретическим техническим обучением и педа-
гогической практикой. При этом компьютер даёт реальную возможность каж-
дому студенту, осваивающему свою профессию. При компьютеризации обу-
чения приходится весьма точно описывать набор действий и операций, кото-
рый должен быть сформирован у студентов.
Кроме того, необходимо установить, каким образом можно использо-
вать компьютер для формирования операционной стороны учебной деятель-
ности. Следует заметить, что компьютер представляет для этого уникальные
возможности. Во-первых, он позволяет в наглядной форме представить по-
следствия любого действия и показать условия его выполнения. Во-вторых,
компьютер как средство интеллектуальной деятельности существенно изме-
няет способ оперирования учебным материалом, перестраивает основные
действия студентов, например, по контролю за правильностью решения.
Вот почему при исследовании операционной структуры основных уме-
ний необходимо особо выделять изменения, связанные с тем, что отдельные
2
операции перекладываются на компьютер. Например, при компьютеризации
обучения резко возрастает значимость умственных действий и операций, свя-
занных с получением информации с помощью компьютера. Эффективность
учебной деятельности (да и не только учебной) во многом зависит от владе-
ния ими, результативность профессиональной деятельности с годами все
больше будет определяться умением получить от компьютера соответствую-
щую информацию.
Не следует, однако, преуменьшать отрицательное влияние компьютера
на мотивационную сферу студентов. Общение на машинном языке или в
строго выдержанном стиле не дает возможности оценить оригинальное, не-
предусмотренное программой решение, определить источник ошибки. Эти и
многие другие особенности компьютера приводят к тому, что даже лучшие
обучающие системы нередко оказывают студентам неадекватную помощь,
что, отрицательно сказывается на их отношении к обучению.
Внимательно изучив все точки зрения на проектирование обучающих
систем, сделав соответствующие выводы и взяв на вооружение основные по-
ложения, нами были сделаны первые шаги в направлении создания интерак-
тивной компьютерной системы (или просто компьютерной программы). На-
ряду с разработкой эстетической стороны системы, или, как говорят програм-
мисты - интерфейс, основное внимание было уделено содержательной, психо-
лого-педагогической и математико-логической основе будущей программы.
С целью эксперимента были взяты три различные дисциплины: «Мето-
дика развития детской речи» и «Анатомия и физиология детей» (по специаль-
ности «Дошкольное образование»), «Компьютерные технологии в психодиа-
гностике»
(по
специальности
«Социальная
педагогика»).
Компью¬терные
«продукты» состоят из трёх основных частей: контрольно-диагностирующий
блок, информационно-теоретический блок, программа курса. Особое внима-
ние уделялось разработке контролирующего блока:
1) Контрольные вопросы составлены по правилам тестов: вопрос и ва-
рианты ответов. Отвечающему необходимо указать (или выбрать) правиль-
ный, на его взгляд, ответ. Количество правильных ответов на каждый вопрос
колеблется в пределах от 1 до 3, однако всё подчинено строгому закону алго-
ритмов. Сами тесты не всегда представлены в обычном виде, встречаются и
таблицы и кроссворды;
2) Контрольные проверки имеют два режима - режим тестирования и
режим мини-экзамена. При первом режиме задаются все вопросы из всех, а
при втором режиме - определённое количество, причем, и количество задава-
емых вопросов и сам режим устанавливаются студентом, что даёт возможно-
сти как контроля, так и самоконтроля;
3) Результаты контроля выводят на экран и сохраняются на компьютере
(фамилия, дата, вопросы, все ответы, все нажатые клавиши, правильный от-
вет по каждому вопросу, затраченное время), в виде обычной текстовой ин-
формации. От преподавателя не требуется последующей переработки данной
информации, а только вывод на печатающее устройство. Наличие полной ин-
формации позволяет произвести «ручную» проверку в случае «сбоя» компью-
3
тера или в случае претензий студента. Фиксирование результатов позволяет
осуществлять контроль без преподавателя.
4) Компьютерная программа может по-разному реагировать на процесс
тестирования. При желании студента или с разрешения преподавателя воз-
можно выводить на экран правильные ответы, объяснения или только краткие
комментария типа «Верно» или «Неверно».
5) Тестирующая программа использует рейтинговую систему оценки,
т.е. процентное содержание верных ответов, в зависимости от которого (а
также от затраченного на ответ времени) преподаватель выводит оценку.
6) Программа допускают свободный переход (при условии сброса на-
бранных баллов) из режима опроса в режим ознакомления, т.е. из контроли-
рующего в обучающий режим и переход к теории.
Апробация в учебном процессе созданных компьютерных программ и
сравнение результатов, полученных после их апробации, с результатами тра-
диционной проверки показали преимущество компьютерных программ. При
обычной проверке положительные оценки получили 45-55 % студентов, а при
компьютерной проверке – 75-95 % студентов.
Результаты работы программ показали следующее. В программах нет
жёсткой регламентации времени, поэтому:
- у студентов отсутствует страх не успеть выполнить задание;
- есть возможность осмысления каждого вопроса;
- отсутствует психологическое давление со стороны компьютера;
В программах допускается свободный выбор типа опроса, поэтому:
- существует возможность реально оценить свои силы;
- существует возможность самоконтроля;
В программах возможна установка подсказки, а также полный отказ от
неё, поэтому:
- возможно переводить контролирующую программу в разряд обучаю-
щих;
- возможно самостоятельно устанавливать уровень сложности, от про-
стого комментария «Верно» или «Неверно» до выдачи полного правильного
ответа;
- возможность самоконтроля;
В последнюю из программ были вставлены игровые моменты, поэтому:
- снимается напряжение и страх перед компьютером;
- есть возможность объяснения и уточнения сложных моментов.
Рейтинговая система оценки снимает «синдром» оценки, страх случай-
ной ошибки. По результатам работы программ сделаны выводы, о правильно
выбранном
направлении
развития
педагогики
–
электронной
педагогики.
Применение информационных технологий в образовании в настоящее время
обоснованно и своевременно, так как способствует дифференциации, интен-
сификации и интеграции образовательного процесса.
4