Напоминание

=Профилактика осложнений длительного экранного времени среди детей и подростков


Авторы: Белоклокова Марина Ивановна, Пимшин Анатолий Александрович
Должность: преподаватель, студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ОМГУПС(ОМИИТ) СП СПО "ОМУЖТ"
Населённый пункт: Город Омск
Наименование материала: статья
Тема: =Профилактика осложнений длительного экранного времени среди детей и подростков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОФИЛАКТИКА ОСЛОЖНЕНИЙ ДЛИТЕЛЬНОГО ЭКРАННОГО

ВРЕМЕНИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Введение

В наше время дети часто пользуются электронными устройствами, что

вызывает обеспокоенность по поводу их здоровья, включая нервную, сердечно-

сосудистую, эндокринную, опорно-двигательную и другие системы организма.

В последние годы наблюдается стремительное развитие компьютерных

технологий, что вносит значительные изменения в формирование личности

современных детей. Поток новой информации, широкое использование

компьютеров, особенно распространение компьютерных игр, существенно

влияют на окружение и воспитание детей и подростков.

Тенденции увеличения экранного времени среди детей и подростков

В современном обществе дети и подростки всё чаще оказываются в

окружении технологий, начиная с самого младшего возраста. Смартфоны,

планшеты,

компьютеры

и

другие

электронные

устройства

становятся

неотъемлемой частью их ежедневной жизни. Это связано не только с быстрым

развитием технологий, но также с широким доступом к интернету, социальным

сетям и различным онлайн-развлечениям. Однако, увеличение времени,

проведенного перед экраном, сопровождается негативными последствиями.

Главным из них является снижение физической активности, что может

привести к возникновению различных заболеваний, таких как ожирение и

нарушения опорно-двигательной системы.

Влияние длительного экранного времени на здоровье

Яркое свечение экранов гаджетов может нарушить структуру сна и

увеличить вероятность бессонницы, что, в свою очередь, влечет за собой

проблемы с памятью, вниманием и возможные психические расстройства.

Постоянное напряжение глаз и нервной системы может привести к общему

истощению организма. Длительное время, проведенное перед компьютером

или телефоном, может вызвать усталость, нарушения сна, агрессивное

поведение и негативно сказаться на зрении. Постепенное ослабление зрения

может произойти из-за длительной нагрузки на глаза, что особенно опасно для

детей и подростков.

Рекомендованная длительность экранного времени

1.

4-5 лет – 10-15 минут непрерывного использования (не более 30-40

минут/день);

2.

5-7 лет – не более 15 минут непрерывного использования (не более

1 час в день);

3.

7-11 лет – не более 15 минут непрерывного использования (не более

1,5 часов в день);

4.

12-15 лет – не более 20 минут непрерывного использования (не

более 2 часов в день);

5.

15-17 лет – не более 25 минут непрерывного использования (не

более 3 часов в день).

Родителям детей до трёх лет желательно и вовсе отказаться от

использования их детьми телефонов, планшетов и ноутбуков.

Взаимодействие со специалистами

Для

предотвращения

возможной

слепоты

или

ухудшения

зрения

рекомендуется

консультация

офтальмолога,

чтобы

оперативно

выявить

снижение остроты зрения или другие проблемы с зрительными органами.

Врачи советуют посещать офтальмолога на профилактической основе хотя бы

раз в год.

Часто у детей и подростков, проводящих много времени перед экранами,

возникают деформации позвоночника. Эти нарушения могут быть выявлены

ортопедом, хирургом или педиатром. Для диагностики проводятся различные

обследования в разных положениях тела: сидя, стоя и лежа. Наличие

искривлений

позвоночника

могут

указывать

такие

признаки,

как

ассиметричные кожные складки, реберный горб, неравенство плеч и другие.

При подозрении на деформации позвоночника специалисты могут направить

ребенка на рентгенографию.

При использовании гаджетов дети и подростки нередко испытывают

стресс,

который

способен

привести

к

развитиям

неврологических

и

психологических проблем. Например, если ребенок не выигрывает в игре, у

него может возникнуть гнев, как на себя, так и на окружающих, включая

родственников, которые могли отвлечь его от игры. Такие дети становятся

беспокойными, а иногда и агрессивными, их реакция на события и слова может

быть необычной. Погружение детей и подростков в социальные сети часто

приводит к нарушению их самовосприятия. Самооценка ребенка снижается, и

он начинает считать себя менее успешным, чем другие, особенно те, кто

демонстрирует

яркие

и

красочные

моменты

жизни,

выдавая

их

за

повседневность.

У детей также наблюдаются ухудшения и в других системах организма:

сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и других.

Гипотеза: если реализовать практические рекомендации для родителей

по профилактике осложнений длительного экранного времени среди детей и

подростков, то уровень информированности их по данному вопросу повысится.

Объект

исследования:

санитарно-просветительская

работа

по

профилактике осложнений длительного экранного времени среди детей и

подростков.

Предмет исследования:

применение практических рекомендаций по

профилактике осложнений длительного экранного времени среди детей и

подростков.

Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать практические

рекомендации по профилактике осложнений длительного экранного времени

среди детей и подростков.

Практическая значимость работы состоит в разработке практических

рекомендаций по профилактике осложнений длительного экранного времени

среди детей и подростков, с возможностью внедрения полученных результатов

в практику.

Опытно-экспериментальная

база

исследования:

ЧУЗ

«Клиническая

больница «РЖД-Медицина» г. Омск».

Первым

этапом

исследования

была

задача

выяснить

уровень

информированности родителей по вопросам профилактики осложнений у

детей и подростков длительного пребывания у экранов телевизоров, телефонов,

компьютеров. Для того, чтобы подтвердить гипотезу: если реализовать

практические рекомендации для родителей по профилактике осложнений

длительного экранного времени среди детей и подростков, то уровень

информированности их по данному вопросу повысится, были подготовлены

вопросы анкеты (Приложения А, В) и проведено двойное анкетирование. В

опросе принимали участие родители детей младше 18 лет в количестве 25

человек.

После проведенного исследования получили следующие результаты: все

родители, из числа опрошенных – 25 человек (100%), перевели бы внимание

ребенка на увлекательные игры, чтение книг, помощь в домашних делах, учёбу

и так далее в случае, если ребенок начинает капризничать. Вместо долгого

времени, проведенного перед экраном, предпочли бы чтение книг и прогулки

на свежем воздухе 84% опрошенных (21 человек). Всего 56% респондентов (14

человек) выполнили бы полный комплекс мероприятий, направленный на

защиту зрения ребенка при выявлении его снижения у ребенка. Лишь 52%

опрошенных (13 человек) верно назвали рекомендованное экранное время для

детей возрастом до трех лет, а 36% (9 человек) - у детей 7-11 лет. Все родители

желали бы узнать подробнее о мерах профилактики осложнений длительного

экранного времени среди детей и подростков.

Проанализировав ответы на вопросы анкеты, выявили дефицит знаний у

родителей по данной проблеме. Сочли необходимым разработать практические

рекомендации по профилактике осложнений длительного использования

гаджетов детьми и подростками. Для этого разработали критерии и показатели

эффективности реализации практических рекомендаций в виде буклета

(информированность, доступность и достоверность информации, создание

условий

для

реализации

практических

рекомендаций),

разработали

практические

рекомендации

«Профилактика

осложнений

длительного

экранного времени среди детей и подростков». Каждый участник получил

практические рекомендации в виде буклета.

Затем провели повторное анкетирование и сравнили результаты для

оценки эффективности практических рекомендаций. Все родители верно

выбрали из предложенных вариантов рекомендованное время экранного

времени для детей разного возраста. Все респонденты (100%) выбрали верную

тактику действий при капризах ребёнка. Так же, все опрошенные (100%)

выбрали правильный вариант ответа с комплексом мероприятий при выявлении

снижения остроты зрения у ребёнка. Все родители, принявшие участие в

анкетировании, выразили мнение о полезности практических рекомендаций по

вопросу профилактики осложнений длительного экранного времени среди

детей и подростков.

Заключение. Длительное экранное время оказывает сложное воздействие

на

здоровье

детей

и

подростков:

не

только

физическое,

но

и

психоэмоциональное.

Развивающаяся

в

связи

с

длительным

экранным

временем гиподинамия является причиной развития ряда нарушений в

организме. Например, дети с малоподвижностью чаще страдают ожирением,

сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями в суставах и костях.

Нередко на этом фоне развиваются и нарушения желудочно-кишечного тракта.

Поэтому очевидна необходимость проведения санитарно-просветительских

мероприятий,

направленных

на

профилактику

осложнений

длительного

экранного времени среди детей и подростков.

Целью исследования было

теоретически обосновать и реализовать

практические

рекомендации

по

профилактике

осложнений

длительного

экранного времени среди детей и подростков. Для достижения цели выполнили

ряд задач:

1.

Теоретически

обосновали

основные

понятия

и

положения,

рассматриваемые в работе.

2.

С целью выяснить насколько осведомлены родители по вопросу

профилактики осложнений длительного экранного времени среди детей и

подростков, провели двойное анкетирование среди пациентов «Клиническая

больница «РЖД-Медицина» г. Омск». Проанализировав результаты первичного

анкетирования, сделали вывод, что часть из опрошенных имеют низкий

уровень

информированности

по

данной

проблеме.

Было

сочтено

целесообразным разработать практические рекомендации в виде буклета на

тему: «Профилактика осложнений длительного экранного времени среди детей

и подростков».

3.

Были

разработаны

критерии

и

показатели

эффективности

реализации практических рекомендаций в виде буклета (информированность,

доступность и достоверность информации, создание условий для реализации

практических рекомендаций, деятельность по реализации рекомендаций).

Каждый участник получил буклет с информацией.

4.

После

знакомства родителей с буклетом было проведено

повторное

анкетирование

с

целью

определения

изменения

уровня

информированности.

5.

Сравнительный анализ результатов анкетирования до и после и

реализации буклета наглядно показал повышение уровня знаний пациентов по

проблеме профилактики осложнений длительного использования электронных

устройств в среднем на 30 %. Также все участники исследования готовы

применять рекомендации в дальнейшем.

Таким образом, можно сделать вывод, что сформулированная гипотеза в

начале работы подтвердилась: если реализовать практические рекомендации

для родителей по профилактике осложнений длительного экранного времени

среди детей и подростков, то уровень информированности родителей по

данному вопросу повысится. Разработанные практические рекомендации в

виде буклета на тему: «Профилактика осложнений длительного экранного

времени среди детей и подростков», являются эффективными для ознакомления

родителей, что подтвердилось результатами анкетирования.

Научный

руководитель

М.

И.

Белоклокова,

преподаватель,

ОмГУПС СП СПО ОМУЖТ.



В раздел образования