Напоминание

Аспекты развития личности в системе среднего профессионального образования


Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: Мастер п/о
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: Г. Строитель, Белгородская обд., Яковлевский район.
Наименование материала: Статья
Тема: Аспекты развития личности в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Аспекты развития личности в системе среднего профессионального образования

ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»

Мастер п/о Наплёков Сергей Михайлович

Выбор профессии - один из важнейших выборов молодого человека, который

определяется большим комплексом факторов, где помимо объективных и личностных

факторов исключительно важную роль играют интеллектуальные и волевые качества.

Студенчество как особая социально-психологическая возрастная категория

характеризуется интенсивным личностным развитием. При этом профессиональная

составляющая развития студентов является не менее важной. Организация и

совершенствование системы непрерывного образования обучающейся

молодежи невозможно без целостного понимания развития познавательной деятельности,

профессионального мышления студента и изучения процесса профессионального

становления на всех ступенях обучения.

Множество аспектов в комплексе влияют на продуктивность обучения будущих

специалистов и, следовательно, актуализацию имеющегося у них потенциала не только

для овладения будущей профессией, но и для построения успешной карьеры по

выбранному направлению. Однако обычно всё внимание обращается на развитие

профессиональных и личностных способностей, упуская значимость других не менее

важных факторов, в числе которых сформированное представление о карьерном

самопроектировании.

Целью профессионального образования становится подготовить студента не только к

конкретной профессии (специальности), т.к. полученная профессиональная подготовка не

гарантирует трудоустройства, а в дальнейшем на рынке труда становится нормой смена

профессий в течении трудовой жизни несколько раз.

Стратегия профессионального обучения отражена в Федеральных государственных

образовательных стандартах: образовательные результаты, являющиеся объектом

стандартизации включают профессиональные и общее компетенции.

Базовые функции профессионального образования предполагают развитие

личностного ресурса обучающегося:

признание индивидуальности и способностей студента, его инициативности как

важнейшего стратегического ресурса социально -экономического развития;

формирование готовности студентов к интенсивным изменениям в области

производственных

технологий в течении достаточно ограниченного времени;

смены приоритетов от первоначального освоения профессии к способности и

готовности переквалифицироваться и быстро адаптироваться. в меняющихся социально

- экономических условиях.

В условиях современного мира изменения образовательной системы

профессиональной подготовки на первый план выходит процесс формирование и развитие

профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущих

специалистов, а результатом образования - овладение общностью компетенций различной

направленности: как общекультурных, так и профессиональных. Также необходимо

сформировать образовательную среду, определяющую профессиональное и личностное

развитие будущего специалиста.

Профессионально-личностное становление студента осуществляется в

образовательной среде, в которой созданы все необходимые условия, как

педагогического, так и психологического характера, с помощью которых у студентов

происходит формирование интереса и потребности в сопричастности к образовательному

процессу: проектирование приемлемых ценностных ориентиров в целеполагании,

формирование себя, как специалиста, духовно, морально и умственно развитого,

активизация воспитания, развития и совершенствования личности.

Профессионально -личностное становление студентов в учреждениях среднего

профессионального образования объясняется некоторыми задачами, которые связаны с

вопросами предоставления условий, способных сформировать такого выпускника,

который будет обладать большой степенью мобильности и конкурентоспособности. Эти

задачи связаны с обеспечением условий, способствующих формированию мобильного и

конкурентоспособного выпускника, понимающего как в будущем он будет себя

реализовывать.

В личностном плане необходима мотивация успешностью профессионального

обучения, ориентирами ценностных качеств и профессиональной направленностью.

Исходя из этого, профессионально-личностную самореализацию рассмотрим,как

некоторый важный опыт в жизни человека, который учит его быть личностью, как

компонент и метод личностного роста человека, который действует на протяжении всей

его жизни и имеющий дальнейшую историю в жизни человека.

Особенно большую роль это играет в те самые студенческие годы. Имеет место быть

деятельностный аспект самореализации студентов, который показывает, насколько

серьезно они работают, заинтересовала ли их учеба, сколько времени она занимает и в

общем смысле, насколько студент понимает важность обучения по выбранной

специальности. С точки зрения становления это очень важный компонент

профессионально-личностной реализации студента СПО, потому что учеба - это

основа основ развития и саморазвития. Обучаясь, студент затрачивает свое время,

прилагает усилия, которые в итоге и меняют его внутренне (т.е. происходит

трансформация от некомпетенции к умению применить полученные знания, от задатков

профессиональных навыков к профессиональному мастерству)

Следует также брать в учет особенности индивидуального характера среди студентов,

их потребности и стремления в процессе усвоения своей профессии. Чтобы этого

добиться, нужно разнообразить имеющиеся образовательные программы, дав таким

образом, возможность выбора того образовательного вектора, наиболее полно

отвечающего образовательным и профессиональным способностям того или иного

студента. Начать стоит с создания элективных курсов, с изучением предметов по выбору в

перспективе обучения студента по индивидуальному пану

Третья группа условий, которые образуют еще одну составляющую профессионально-

личностной самореализации студентов СПО, заключается в реализации таких аспектов

студенческой жизни, которые отвечали за процесс социальной адаптации в процессе

обучения. Ведь для успешного функционирования внутри того или иного учебного

заведения, необходима определенная среда, так называемая почва, общественное участие

и забота со стороны работников сферы СПО, возможность личностного взаимодействия

для разного рода общения и самовыражения личности.

Поэтому успешному профессиональному и личностному росту студентов СПО

способствуют такие вопросы студенческой жизни как увеличение внимание к личности

студента, помощь учебного заведения в разрешении имеющихся проблем различного

характера, организация и проведение студенческого досуга, чувство сплоченности,

взаимной выручки и поддержки среди студентов СПО, Социальная интеграция в среднем

учебном заведении как составляющая профессионально-личностной самореализации

студента СПО показывает социальную значимость обучения. Этот компонент отражает

присутствие большого количества различных социальных контактов и взаимодействий

студентов как субъектов не только учебной, а также и иных разнообразных сфер

деятельности: общественной, творческой, социокультурной и т.д. Для полноценной

самореализации студенту нужно быть участником различных социальных групп и

общностей, потому что, пробуя себя в разных ипостасях, растет его социальная

значимость и появляется возможность выбора наиболее подходящей из них.

Таким образом, содержание профессионального воспитания не исчерпывается

задачами практического освоения профессии. Получивший определенную

профессиональную квалификацию специалист только в том случае сможет пройти путь к

профессионалу, если его профессиональное становление включало в себя не только

приобретение навыков и умений, но и формирование значимых духовных качеств и

установок. Профессиональное воспитание достигает своего высокого качества только

тогда, когда личностные качества человека переплетаются с профессионально значимыми

качествами специалиста.

Список использованной литературы

1.Пакалина Е. Н. Профессиональное и личностное развитие студентов СПО//Современные

проблемы науки и образования. – 2014.

2.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение./Н.С. Пряжников. –

М.: Институт практической психологии, 2016.



В раздел образования