Автор: Наплёков Сергей Михайлович
Должность: Мастер п/о
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: Г. Строитель, Белгородская обд., Яковлевский район.
Наименование материала: Статья
Тема: Аспекты развития личности в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Аспекты развития личности в системе среднего профессионального образования
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»
Мастер п/о Наплёков Сергей Михайлович
Выбор профессии - один из важнейших выборов молодого человека, который
определяется большим комплексом факторов, где помимо объективных и личностных
факторов исключительно важную роль играют интеллектуальные и волевые качества.
Студенчество как особая социально-психологическая возрастная категория
характеризуется интенсивным личностным развитием. При этом профессиональная
составляющая развития студентов является не менее важной. Организация и
совершенствование системы непрерывного образования обучающейся
молодежи невозможно без целостного понимания развития познавательной деятельности,
профессионального мышления студента и изучения процесса профессионального
становления на всех ступенях обучения.
Множество аспектов в комплексе влияют на продуктивность обучения будущих
специалистов и, следовательно, актуализацию имеющегося у них потенциала не только
для овладения будущей профессией, но и для построения успешной карьеры по
выбранному направлению. Однако обычно всё внимание обращается на развитие
профессиональных и личностных способностей, упуская значимость других не менее
важных факторов, в числе которых сформированное представление о карьерном
самопроектировании.
Целью профессионального образования становится подготовить студента не только к
конкретной профессии (специальности), т.к. полученная профессиональная подготовка не
гарантирует трудоустройства, а в дальнейшем на рынке труда становится нормой смена
профессий в течении трудовой жизни несколько раз.
Стратегия профессионального обучения отражена в Федеральных государственных
образовательных стандартах: образовательные результаты, являющиеся объектом
стандартизации включают профессиональные и общее компетенции.
Базовые функции профессионального образования предполагают развитие
личностного ресурса обучающегося:
признание индивидуальности и способностей студента, его инициативности как
важнейшего стратегического ресурса социально -экономического развития;
формирование готовности студентов к интенсивным изменениям в области
производственных
технологий в течении достаточно ограниченного времени;
смены приоритетов от первоначального освоения профессии к способности и
готовности переквалифицироваться и быстро адаптироваться. в меняющихся социально
- экономических условиях.
В условиях современного мира изменения образовательной системы
профессиональной подготовки на первый план выходит процесс формирование и развитие
профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущих
специалистов, а результатом образования - овладение общностью компетенций различной
направленности: как общекультурных, так и профессиональных. Также необходимо
сформировать образовательную среду, определяющую профессиональное и личностное
развитие будущего специалиста.
Профессионально-личностное становление студента осуществляется в
образовательной среде, в которой созданы все необходимые условия, как
педагогического, так и психологического характера, с помощью которых у студентов
происходит формирование интереса и потребности в сопричастности к образовательному
процессу: проектирование приемлемых ценностных ориентиров в целеполагании,
формирование себя, как специалиста, духовно, морально и умственно развитого,
активизация воспитания, развития и совершенствования личности.
Профессионально -личностное становление студентов в учреждениях среднего
профессионального образования объясняется некоторыми задачами, которые связаны с
вопросами предоставления условий, способных сформировать такого выпускника,
который будет обладать большой степенью мобильности и конкурентоспособности. Эти
задачи связаны с обеспечением условий, способствующих формированию мобильного и
конкурентоспособного выпускника, понимающего как в будущем он будет себя
реализовывать.
В личностном плане необходима мотивация успешностью профессионального
обучения, ориентирами ценностных качеств и профессиональной направленностью.
Исходя из этого, профессионально-личностную самореализацию рассмотрим,как
некоторый важный опыт в жизни человека, который учит его быть личностью, как
компонент и метод личностного роста человека, который действует на протяжении всей
его жизни и имеющий дальнейшую историю в жизни человека.
Особенно большую роль это играет в те самые студенческие годы. Имеет место быть
деятельностный аспект самореализации студентов, который показывает, насколько
серьезно они работают, заинтересовала ли их учеба, сколько времени она занимает и в
общем смысле, насколько студент понимает важность обучения по выбранной
специальности. С точки зрения становления это очень важный компонент
профессионально-личностной реализации студента СПО, потому что учеба - это
основа основ развития и саморазвития. Обучаясь, студент затрачивает свое время,
прилагает усилия, которые в итоге и меняют его внутренне (т.е. происходит
трансформация от некомпетенции к умению применить полученные знания, от задатков
профессиональных навыков к профессиональному мастерству)
Следует также брать в учет особенности индивидуального характера среди студентов,
их потребности и стремления в процессе усвоения своей профессии. Чтобы этого
добиться, нужно разнообразить имеющиеся образовательные программы, дав таким
образом, возможность выбора того образовательного вектора, наиболее полно
отвечающего образовательным и профессиональным способностям того или иного
студента. Начать стоит с создания элективных курсов, с изучением предметов по выбору в
перспективе обучения студента по индивидуальному пану
Третья группа условий, которые образуют еще одну составляющую профессионально-
личностной самореализации студентов СПО, заключается в реализации таких аспектов
студенческой жизни, которые отвечали за процесс социальной адаптации в процессе
обучения. Ведь для успешного функционирования внутри того или иного учебного
заведения, необходима определенная среда, так называемая почва, общественное участие
и забота со стороны работников сферы СПО, возможность личностного взаимодействия
для разного рода общения и самовыражения личности.
Поэтому успешному профессиональному и личностному росту студентов СПО
способствуют такие вопросы студенческой жизни как увеличение внимание к личности
студента, помощь учебного заведения в разрешении имеющихся проблем различного
характера, организация и проведение студенческого досуга, чувство сплоченности,
взаимной выручки и поддержки среди студентов СПО, Социальная интеграция в среднем
учебном заведении как составляющая профессионально-личностной самореализации
студента СПО показывает социальную значимость обучения. Этот компонент отражает
присутствие большого количества различных социальных контактов и взаимодействий
студентов как субъектов не только учебной, а также и иных разнообразных сфер
деятельности: общественной, творческой, социокультурной и т.д. Для полноценной
самореализации студенту нужно быть участником различных социальных групп и
общностей, потому что, пробуя себя в разных ипостасях, растет его социальная
значимость и появляется возможность выбора наиболее подходящей из них.
Таким образом, содержание профессионального воспитания не исчерпывается
задачами практического освоения профессии. Получивший определенную
профессиональную квалификацию специалист только в том случае сможет пройти путь к
профессионалу, если его профессиональное становление включало в себя не только
приобретение навыков и умений, но и формирование значимых духовных качеств и
установок. Профессиональное воспитание достигает своего высокого качества только
тогда, когда личностные качества человека переплетаются с профессионально значимыми
качествами специалиста.
Список использованной литературы
1.Пакалина Е. Н. Профессиональное и личностное развитие студентов СПО//Современные
проблемы науки и образования. – 2014.
2.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение./Н.С. Пряжников. –
М.: Институт практической психологии, 2016.