Автор: Елена Анатольевна Зубкова-Дацьо
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: Город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитываем патриотов с детства
Раздел: дошкольное образование
«Воспитываем патриотов с детства»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения с ранних лет востребовано
всегда, актуально оно и в наши дни. Патриотические чувства у детей не возникают сами по
себе. Это результат длительного целенаправленного воздействия, начиная с самого раннего
возраста.
Чувство патриотизма дошкольника по структуре очень разносторонне и включает в
себя любовь к Родине, ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества,
беречь и умножать богатства нашей Родины. Чувство любви к Родине сродни чувству к
родному дому. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как
таковое, чувство к родному дому, то при нашей педагогической работе со временем оно
дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Педагоги всех времён, в т.ч. и наши дни уверенно говорят, что патриотизм (любовь к
родине, к её природе, людям, культуре, к своему дому) берёт своё начало в семье, в родном
доме, а только затем в детском дошкольном учреждении.
Родной дом – сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок
родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными
традициями, дом, где он живёт, его первых друзей, окружающую природу.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родными людьми и
ближним окружением. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели и осознали своих
родителей как тружеников, узнали свою родословную, чтобы не терять связь поколений.
Постепенно понятие «родной дом» для ребёнка расширяется. Это уже и родная улица,
его детский сад, родной город (село) позже – не только малая (родной край), но и большая
многонациональная родина - Россия, гражданином которой он является и наконец, планета
Земля - наш общий родной дом.
Средства и методы формирования у детей дошкольного возраста патриотизма в
условиях
дошкольного
учреждения
разнообразны.
Подбор
осуществляем
с
учётом
возрастных возможностей воспитанников группы.
В качестве примера приведу несколько пословиц и поговорок, утверждающих
патриотизм русского народа, который используем в воспитательной работе с детьми.
- «Родина – мать, умей за неё постоять»;
- «Береги землю родную, как мать любимую».
Приобщение к ним детей дошкольного возраста является важной частью по
патриотическому воспитанию.
Ребёнок в дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть не только за себя
лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах
у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно
ограждать детей от сильных эмоций (хотя и злоупотреблять ими тоже не следует). Такие
эмоции не расстроят нервную систему ребёнка, а явятся началом патриотических чувств.
Неоценимую помощь в патриотическом воспитании оказывают беседы, игры, смотры
конкурсы «Строя и песни», дидактические игры, проектная деятельность, музыкальное и
художественно-эстетическое воспитание посредством музыки, стихов, песен.
Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине, но если в
результате нашей работы ребёнок будет располагать знаниями о названии страны, её
географии, природе, символике, если ему известны имена людей, кто прославил нашу
Родину, наш город, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать
стихи, петь песни, то можно считать что задача выполнена в пределах, доступных
дошкольному возрасту.
В заключение хочу подчеркнуть, что пути воспитания патриотизма могут быть
разными, но главное зародить в душе ребёнка великое чувство гордости за Родину, страну, за
свой народ.
Старший воспитатель МБДОУ №3 «Ласточка» Е.А.Зубкова-Дацьо
(г. Мыски, Кемеровская область)