Напоминание

Активные формы руководства чтением обучающихся


Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Статья
Тема: Активные формы руководства чтением обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Активные формы руководства чтением обучающихся.

Преподаватель русского языка и литературы

ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж» Наплёкова В. В.

В нашем современном обществе, где всё так быстро меняется, человек вынужден

учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является

сформированность ключевых компетенций, о чём было сказано в концепции

модернизации российского образования. Важное место в перечне ключевых

компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образования в

течение жизни будет меняться. Одна из важных задач на сегодняшний день - научить

молодёжь учиться, помочь накопить каждому обучающемуся, образно говоря,

критическую массу знаний и навыков, способную к саморазвитию в процессе

дальнейшего самообразования.

Самым прямым образом связана эта задача с проблемами педагогического руководства

чтением и формированием читательской культуры и самостоятельности обучающихся.

Пробелов и упущений в этом отношении оказалось немало. Мы растеряли культуру

чтения. Особенно это заметно у юношества. Необходимо с малых лет воспитывать тягу к

серьёзному чтению, потребность видеть в книге не элемент домашнего интерьера, а

бесценное сокровище человеческого духа.

Требования ускорения социально-духовного развития общества, к сожалению

существенно расходятся с реально существующими характеристиками т читательской

культуры. У значительной части обучающихся изучение литературы на уроках не

становится основой развития читательской самостоятельности, не стимулирует перенос

знаний, умений и навыков, полученных на занятии, в сферу внеклассного чтения.

Методика системного руководства чтением и формирование читательской

самостоятельности предполагает постоянную соотнесённость классного и внеклассного

чтения. Несогласованность классного и внеклассного чтения приводит к тому, что у

обучающихся формируются лишь учебные знания, навыки, не применяемые в реальной

читательской практике. При этом мы можем выделить основные уровни такого

руководства: первый уровень – формирование интереса к чтению, к книге, к литературе, к

урокам литературы; второй уровень – овладение опорными литературными знаниями и

обобщёнными читательскими умениями и навыками; третий уровень – перерастание

знаний и способов деятельности в убеждения, превращение их в личные вкусы, идеалы;

четвёртый уровень – перерастание убеждений в мировоззрение, в мотивы поведения, в

активную жизненную позицию.

Стратегия литературного образования: от более активной роли преподавателя - к более

активной роли обучающихся, в конечном результате формирует у них читательскую

самостоятельность. Для читательской самостоятельности прежде всего характерно

наличие активных читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений,

высокого уровня литературной подготовки.

Именно этим вызвано обращение к так называемым активным формам обучения, в

которых увеличен удельный вес самостоятельной работы, повышена степень

самостоятельности в выполнении заданий. В диспуте, семинаре, в проектной работе, есть

возможность использовать групповые формы работы, использовать конкурсное

соревнование между группами, стимулируя общую ответственность, активность.

Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность

самих обучающихся, что и определяет роль такой формы работы, как диспут. Диспут –

наиболее развёрнутая форма самостоятельной читательской деятельности обучающихся.

Не обязательно каждый урок проводить как диспут, важно кульминацию занятия строить

на элементах дискуссии, умело направляемого спора. Для достижения наибольшей

эффективности урока-диспута необходимо соблюдать следующие условия: диспут должен

носить характер действительно творческого обсуждения; дискуссия, чтобы не быть

искусственной, должна определяться темой, интересной и доступной обучающимся; тема

диспута должна быть по-настоящему проблемной. Работа в парах и группах помогает

организации общения, т.к каждый ученик имеет возможность говорить с

заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это

создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания,

сотворчества равных и разных. Участие в играх и упражнениях обеспечивает

возникновение между обучающимися доброжелательных отношений, а групповая

поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие преодолевают страх.

Диспут на уроке литературы – это средство активизации обучающихся, средство поднятия

интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь,

учит общению, стимулирует творческую самостоятельность обучающихся.

Эффективным методом формирования читательской компетенции является урок-

экскурсия. Так, изучая роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, можно

подготовить презентацию со слайдами тех мест, где бывали герои. Например, дома героев,

мосты, питейные заведения, описанные в романе. Принцип наглядности позволяет

представить себе картину произведения в реальной полноте. Принцип сознательности и

личной креативности заключается в том, что учащийся так или иначе пытается поставить

себя на место персонажа, почувствовать всё то, что чувствовал в этой ситуации и

обстановке герой произведения.

Огромную роль в воспитании и развитии личности играет внеклассная работа по

литературе. Обычно мы проводим предметные недели, литературные вечера,

читательские конференции. В программе предметной недели проводятся олимпиады,

викторины. Даже в период дистанционного обучения проводим классные часы,

посвящённые юбилейным датам писателей и поэтов. Проводим викторины-онлайн,

помогают ИКТ, что делает мероприятие красочным и музыкальным. Обучающиеся

активно участвуют в таких мероприятиях. По иллюстрации назвать произведение, героев,

по отрывку из произведения назвать автора или продолжить цитату из какого-либо

романа, найти метафоры, эпитеты, олицетворения в поэтических текстах… . Фрагменты

из художественных фильмов помогают восприятию содержания, лучше представить эпоху

и героев произведения.

Восприятие читателем художественного произведения – сложный творческий процесс,

обусловленный жизненным, эстетическим и эмоциональным опытом обучающихся.

Читательские интересы в значительной мере определяют личность человека.

Как важно научить учащихся видеть в чтении ни неизбежную и скучную

необходимость, а удовольствие, а в книге видеть друга, у которого можно спросить

совета, найти ответ на жизненно важный вопрос, а в писателе личность интересную,

талантливую.

Активность преподавателя, выраженная в применении современных методов обучения

и воспитания, должна рождать соответствующую активность обучающихся, приводящих в

конечном результате к формированию читательской самостоятельности, к воспитанию

активной жизненной позиции.

Литература

1. Бородина В. А., Бородин С. М. Судьба чтения – судьба образования/В. А. Бородина, С.

М. Бородин//Личность и культура, 2005. - №6.

2. Зарольская Л. И. Дидактический материал для уроков литературы/Л. И. Зарольская

//Начальная школа, 2001. - №7

3.Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика/Н. Н. Светловская. –

М. Просвещение. 2006.- 124с.



В раздел образования