Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Статья
Тема: Активные формы руководства чтением обучающихся
Раздел: среднее профессиональное
Активные формы руководства чтением обучающихся.
Преподаватель русского языка и литературы
ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж» Наплёкова В. В.
В нашем современном обществе, где всё так быстро меняется, человек вынужден
учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является
сформированность ключевых компетенций, о чём было сказано в концепции
модернизации российского образования. Важное место в перечне ключевых
компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образования в
течение жизни будет меняться. Одна из важных задач на сегодняшний день - научить
молодёжь учиться, помочь накопить каждому обучающемуся, образно говоря,
критическую массу знаний и навыков, способную к саморазвитию в процессе
дальнейшего самообразования.
Самым прямым образом связана эта задача с проблемами педагогического руководства
чтением и формированием читательской культуры и самостоятельности обучающихся.
Пробелов и упущений в этом отношении оказалось немало. Мы растеряли культуру
чтения. Особенно это заметно у юношества. Необходимо с малых лет воспитывать тягу к
серьёзному чтению, потребность видеть в книге не элемент домашнего интерьера, а
бесценное сокровище человеческого духа.
Требования ускорения социально-духовного развития общества, к сожалению
существенно расходятся с реально существующими характеристиками т читательской
культуры. У значительной части обучающихся изучение литературы на уроках не
становится основой развития читательской самостоятельности, не стимулирует перенос
знаний, умений и навыков, полученных на занятии, в сферу внеклассного чтения.
Методика системного руководства чтением и формирование читательской
самостоятельности предполагает постоянную соотнесённость классного и внеклассного
чтения. Несогласованность классного и внеклассного чтения приводит к тому, что у
обучающихся формируются лишь учебные знания, навыки, не применяемые в реальной
читательской практике. При этом мы можем выделить основные уровни такого
руководства: первый уровень – формирование интереса к чтению, к книге, к литературе, к
урокам литературы; второй уровень – овладение опорными литературными знаниями и
обобщёнными читательскими умениями и навыками; третий уровень – перерастание
знаний и способов деятельности в убеждения, превращение их в личные вкусы, идеалы;
четвёртый уровень – перерастание убеждений в мировоззрение, в мотивы поведения, в
активную жизненную позицию.
Стратегия литературного образования: от более активной роли преподавателя - к более
активной роли обучающихся, в конечном результате формирует у них читательскую
самостоятельность. Для читательской самостоятельности прежде всего характерно
наличие активных читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений,
высокого уровня литературной подготовки.
Именно этим вызвано обращение к так называемым активным формам обучения, в
которых увеличен удельный вес самостоятельной работы, повышена степень
самостоятельности в выполнении заданий. В диспуте, семинаре, в проектной работе, есть
возможность использовать групповые формы работы, использовать конкурсное
соревнование между группами, стимулируя общую ответственность, активность.
Основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность
самих обучающихся, что и определяет роль такой формы работы, как диспут. Диспут –
наиболее развёрнутая форма самостоятельной читательской деятельности обучающихся.
Не обязательно каждый урок проводить как диспут, важно кульминацию занятия строить
на элементах дискуссии, умело направляемого спора. Для достижения наибольшей
эффективности урока-диспута необходимо соблюдать следующие условия: диспут должен
носить характер действительно творческого обсуждения; дискуссия, чтобы не быть
искусственной, должна определяться темой, интересной и доступной обучающимся; тема
диспута должна быть по-настоящему проблемной. Работа в парах и группах помогает
организации общения, т.к каждый ученик имеет возможность говорить с
заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это
создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания,
сотворчества равных и разных. Участие в играх и упражнениях обеспечивает
возникновение между обучающимися доброжелательных отношений, а групповая
поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие преодолевают страх.
Диспут на уроке литературы – это средство активизации обучающихся, средство поднятия
интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь,
учит общению, стимулирует творческую самостоятельность обучающихся.
Эффективным методом формирования читательской компетенции является урок-
экскурсия. Так, изучая роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, можно
подготовить презентацию со слайдами тех мест, где бывали герои. Например, дома героев,
мосты, питейные заведения, описанные в романе. Принцип наглядности позволяет
представить себе картину произведения в реальной полноте. Принцип сознательности и
личной креативности заключается в том, что учащийся так или иначе пытается поставить
себя на место персонажа, почувствовать всё то, что чувствовал в этой ситуации и
обстановке герой произведения.
Огромную роль в воспитании и развитии личности играет внеклассная работа по
литературе. Обычно мы проводим предметные недели, литературные вечера,
читательские конференции. В программе предметной недели проводятся олимпиады,
викторины. Даже в период дистанционного обучения проводим классные часы,
посвящённые юбилейным датам писателей и поэтов. Проводим викторины-онлайн,
помогают ИКТ, что делает мероприятие красочным и музыкальным. Обучающиеся
активно участвуют в таких мероприятиях. По иллюстрации назвать произведение, героев,
по отрывку из произведения назвать автора или продолжить цитату из какого-либо
романа, найти метафоры, эпитеты, олицетворения в поэтических текстах… . Фрагменты
из художественных фильмов помогают восприятию содержания, лучше представить эпоху
и героев произведения.
Восприятие читателем художественного произведения – сложный творческий процесс,
обусловленный жизненным, эстетическим и эмоциональным опытом обучающихся.
Читательские интересы в значительной мере определяют личность человека.
Как важно научить учащихся видеть в чтении ни неизбежную и скучную
необходимость, а удовольствие, а в книге видеть друга, у которого можно спросить
совета, найти ответ на жизненно важный вопрос, а в писателе личность интересную,
талантливую.
Активность преподавателя, выраженная в применении современных методов обучения
и воспитания, должна рождать соответствующую активность обучающихся, приводящих в
конечном результате к формированию читательской самостоятельности, к воспитанию
активной жизненной позиции.
Литература
1. Бородина В. А., Бородин С. М. Судьба чтения – судьба образования/В. А. Бородина, С.
М. Бородин//Личность и культура, 2005. - №6.
2. Зарольская Л. И. Дидактический материал для уроков литературы/Л. И. Зарольская
//Начальная школа, 2001. - №7
3.Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика/Н. Н. Светловская. –
М. Просвещение. 2006.- 124с.