Автор: Былина Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №243"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование игровых технологий в развитии детей
дошкольного возраста
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого
деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он
будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре…»
А.С. Макаренко
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все
дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых
технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это
является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Актуальность данной темы связана с тем, что успешное осуществление задач
воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее
форм и методов, от правильной организации всей жизни детей. Применение
игровых технологий является важной при работе с дошкольниками по
следующим причинам:
- игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В
процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются
основные понятия человеческих взаимоотношений;
- сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с правилами, являются
вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры
являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к
осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли;
- проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется
наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе,
решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью;
- освоение детьми дошкольного возраста различных социальных ролей в
сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию в новых условиях
школы.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не
учить
его
каким-то
специальным
поведенческим
навыкам,
а
дать
возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном
внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в
условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее
результативности.
3. Сделать воспитательный процесс управляемым.
Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса
решает
проблемы
снижения
речевой
активности
детей,
её
низкую
коммуникативную направленность. Проявления речи ребенка наиболее ярко
выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует
двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в
игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.
В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично
излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.
По виду деятельности принято делить игры на:
физические (двигательные);
умственные (интеллектуальные);
психологические.
Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают
игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ
закладывается умение и желание ребёнка играть. Для взрослеющего
индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не
вытесняются,
а
лишь
обрастают
новыми
правилами,
условиями,
компонентами и способствуют формированию умения решать всё более
сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с
дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей
жизни человека.
Вид
педагогических
технологий
для
занятий
с
дошкольниками
— социоигровые
-
способствующие
повышению
воспитательного
потенциала занятия. Их главная задача состоит в том, чтобы обучение
ребёнка строилось не на принуждении со стороны взрослого, а на личной
увлечённости и мотивации.
Социоигровая - технология меняет подход к ребёнку: дошкольник становится
не объектом, а субъектом своего обучения в атмосфере взаимопонимания и
уважения. Благодаря ей ребёнок перестаёт бояться совершить ошибку и
задать глупый вопрос, учится эффективно поддерживать коммуникацию с
людьми различного возраста. Важной частью социоигровой технологии
являются коммуникативные игры.
Системное использование данной технологии как на занятиях, так и при
организации совместной,
самостоятельной
деятельности
детей
дает
возможность:
• научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным;
• способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности,
творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Одним из главных компонентов занятия – является движение.
Применение
данной
технологии
организуется
в
три
этапа,
которые
направлены на создание условий для развития дружеских связей, на общение
в микрогруппе,
через
которое
идет
обучение
и взаимообучение дошкольников.
Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс
на первом этапе оказывает положительное влияние на развитие детского
коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся
проявлять
заботу,
внимание,
сочувствие
к
сверстникам,
выполнять
элементарные правила, слышать и слушать другого.
Второй этап – это вариативность. На социоигровом занятии обязательно
должно быть не менее 2-3 смен в ролях и в различных видах деятельности.
Третий компонент– работа детей в микрогруппах.
Классификация игр:
I. Игры - задания для рабочего настроя.
Задачи:
формировать
доброжелательное
отношение
друг
к
другу,
способствовать
сплочению
группы,
развивать
адекватные
способы
выражения отношения к другим.
Наиболее эффективными играми признаны: «Шаг – хлопок», «Поменяйтесь
местами те, кто…», «Сундучок», «Узнай по голосу», «Встань по пальцам»,
«Слушай за окном, за дверью», «Эхо», «Разведчики», «Волшебный стул»,
«Неиспорченный телефон», «Волшебные очки» и др. Все они ценны тем, что
за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее
дело и создать игровую атмосферу.
II. Игры для приобщения к делу.
Задачи:
развивать
познавательную
мотивацию,
умение
сотрудничать,
принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения
успеха; повышать уверенность в себе.
К этому разделу относятся следующая группа игр: «Летает – не летает»,
«Замри, запомни, повтори, оживи», «Буква по воздуху», «Буква-хоровод»,
«Разведчики», «Чемодан», «Слепой поводырь», «Стулья».
III. Игры-разминки
Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность
размяться, развивать координацию движений.
Это игры, требующие передвижения: «Карлики – великаны», «Замри», «День
наступает – все оживает», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный
телефон», «Воробьи – вороны», «Выкуп фантов», «Чепуха», «Тумба, тумба,
где ключи?», «Мы летим, летим, летим».
Они ценны механизмом деятельного и психологически эффективного
отдыха.
IV. Игры для творческого самоутверждения.
Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя
разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом.
Учить понимать внутренний мир окружающих людей.
Можно использовать такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки,
хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку»,
«Тело в деле», «Животные» и др. Н/р игра «Превращения»
V. Игры вольные (на воле)
Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам;
способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в
себе. Формировать чувство группового единства.
Любимыми играм у детей являются: «Прятки», «Тише едешь - дальше
будешь», «Золотые ворота», «Горелки», «Горшки», «День наступает – все
оживает», «След в след», «Воробьи – вороны» и др.
Ещё один вид игровой технологии, который нельзя не упомянуть, —
это проблемно-игровая. Ребёнок от природы любопытен, ему интересно
экспериментировать,
находить
ответы
на
свои
вопросы. Наиболее
эффективен данный вид технологий для детей старшей и подготовительной
групп, но для младших дошкольников такие игры также доступны. Суть в
том, чтобы перед ребёнком была поставлена задача, решить которую он
сможет, пройдя игру, и тем самым удовлетворив свой познавательный
интерес. Дошкольнику должна быть предоставлена свобода в способах
решения проблемы, однако у воспитателя должен быть заготовлен набор
небольших подсказок, которые помогут юному исследователю встать на
правильный путь.
Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ: делает ребёнка более
активным; повышает познавательный интерес; развивает память, мышление
и внимание; способствует развитию творческих способностей, выработке
речевых
умений
и
навыков.
Материал,
усвоенный
во
время
игры,
откладывается в детской памяти на более продолжительное время.
Правильное
использование
игровых
технологий
в
работе
всего
педагогического коллектива детского сада, а не только воспитателя, делает
для ребёнка процесс обучения максимально увлекательным и эффективным.
Главное — не пренебрегать играми, правильно планировать их цели и
ожидаемые результаты..