Автор: Кислова Карина Акифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №243"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческих способностей учащихся
через театрализованную деятельность»
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной
педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную
цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к
преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности
мышления, способствующих достижению положительных изменений в
жизни общества.
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого
ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми
героями, превращениями и волшебными предметами.
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? Завязанная на
человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей
доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение
своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и
сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном
мире театра.
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная
сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди
могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и
колдовство.
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра
вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков.
Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие
в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету,
художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны,
именуемой театр.
Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают
образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских
народных сказок (Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и
жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним
в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства,
наиболее полно способствует творческому развитию личности школьников.
Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он
воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом,
действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у
учащихся
целеустремленность,
собранность,
взаимовыручку,
взаимозаменяемость.
Воспитательные
возможности
театрализованной
деятельности
широки.
Участвуя в ней, учащиеся знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С
умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе
работы
над
выразительностью
реплик
персонажей,
собственных
высказываний
незаметно
активизируется
словарь
участников
действа,
совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У
них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у ребят
способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике,
жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях,
находить адекватные способы содействия.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником
развития чувств, глубоких переживаний и открытий человека, приобщает его
к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее
важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу
учеников,
заставляют
его
сочувствовать
персонажам,
сопереживать
разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение
или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость и др.). Благодаря этому ребята познают мир не только
умом, но и сердцем. И не только познают, но и выражают свое собственное
отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для
подражания и отождествления.
Театрализованная
деятельность
позволяет
ребенку
решать
многие
проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это
помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким
образом,
театрализованные
занятия
помогают
всесторонне
развивать
обучающихся.
Театрализованная
игра
как
универсальное
средство
воспитания
и
эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и
используется в педагогике уже давно, но, несмотря на это, не теряет своей
актуальности.
Человек
формируется
в
деятельности,
чем
она
разнообразнее,
тем
разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные
ступени, являющиеся основными для развития личности. Игра выполняет
роль доброй, умной наставницы-труженицы.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей,
другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры,
направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок
проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие
проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и
содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в
ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких
творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот
вид игры – театрализованная игра.
Театрализованные
игры
представляют
собой
разыгрывание
в
лицах
литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные
инсценировки).
Герои
литературных
произведений
становятся
действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные
детской фантазией - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр
состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность
учащегося во многом предопределена текстом произведения. Возникает
вопрос: в чем же заключается тогда творчество?
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для
творчества учащихся. Ведь текст произведения как канва, в которую ребята
сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли,
меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные
черты, действия, переживания определены содержанием произведения.
Творчество актера проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы
это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает,
представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний
мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие в игре требует от
ребят особой подготовленности, которая проявляется в способности к
эстетическому
восприятию
искусства
художественного
слова,
умении
вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
Чтобы понять, какой герой, надо научиться анализировать его поступки,
оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя
произведения,
его
переживания,
конкретную
обстановку,
в
которой
развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем
разнообразнее
его
впечатления
об
окружающей
жизни,
тем
богаче
воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли обучающийся должен владеть разнообразными
изобразительными
средствами
(мимикой,
телодвижениями,
жестами,
выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно,
подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой
уровень
общекультурного
развития,
на
основе
которого
облегчается
понимание
художественного
произведения,
возникает
эмоциональный
отклик на него, происходит овладение художественными средствами
передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а
формируются в ходе воспитательно-образовательной деятельности.
Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником,
ребенок начинает активно развивать свою память. В театре им движут азарт,
вдохновение, творческий подъем, а также сознание того, что труд является
частицей общего дела всех участников будущего спектакля, что значительно
облегчает и ускоряет процесс запоминания.
Учащийся легко запоминает несложные фразы во время репетиций и работы
над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок и
спектаклей.
Разучивание
с
ребятами
сложных,
объемных
текстов
персонажей, особенно стихотворных, лучше поручать родителям.
Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой
и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в театре у
учащихся бывает связано с использованием музыки в спектакле: пение
героями песен, исполнение танцев или это просто пантомимические выходы
персонажей.
Кукловод слушает и запоминает музыку, под которую должен появиться на
ширме Волк в сказке «Волк и семеро козлят», - и в нужный момент Волк,
оглядываясь по сторонам, подкрадывается к избушке.
Ребенок запоминает очередность своего выступления и без музыки – по
окончаниям фраз других героев, по смыслу и последовательности действий.
Слова, сказанные о творчестве в театре, можно отнести и к детскому театру,
так как в них заключена суть основы и успеха любого театра: «…Творческая
работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга
в сценическую быль, вся, от начала до конца протекает при участии
воображения».
Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных
чувств и фантазии. Помочь ребенку разбудить воображение можно, обсуждая
эпоху, когда предположительно развивается действие, время года, характеры
и костюмы персонажей, их манеры, походку и многое другое. Такие беседы
активизируют детскую фантазию, маленький актер начинает лучше понимать
основное содержание театрализованной сказки и суть поступков героев.
В заключение следует отметить, что развитие творческих способностей
дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективным лишь в
том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный системный
процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных
на достижение конечной цели с применением эффективных методов и
приемов
развития
творческих
способностей
в
театрализованной
деятельности.