Напоминание

Методика проведения групповых форм работы на уроках русского языка и литературы.


Автор: Наплёкова Валентина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Село Дмитриевка, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: Статья
Тема: Методика проведения групповых форм работы на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методика проведения групповых форм работы на уроках русского языка и литературы.

Преподаватель русского языка и литературы

ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж» Наплёкова В. В.

В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, концептуально

базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся, их возрасту и

индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению

составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе

его собственной деятельности.

Основной задачей образовательного учреждения является формирование у учащихся умения,

способствующего самостоятельному поиску информации и активному включению в

исследовательскую деятельность. Таким образом, необходимым становится внедрение в учебный

процесс методов, способствующих формированию умений самостоятельного и творческого

обучения.

Психологами доказано, что лучшему усвоению материала помогает дискуссионный метод, а

лучшее запоминание может обеспечить способ самостоятельного объяснения учебного материала.

Таким образом, именно групповая работа способствует реализации данных видов деятельности.

Педагогические цели групповой работы:

Способы формирования:

- логическое и критическое мышление обучающихся;

- реализация навыка осознанного использования речевых средств в соответствии с задачами

коммуникации для выражения своих мыслей;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение концентрироваться над поставленной задачей и совместно решать её в с учётом

индивидуальных особенностей членов коллектива.

Виды групповой работы могут быть представлены такими формами работы, как дискуссии,

дебаты, занятия –лекции, семинары исследования и др.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих этапов деятельности:

1) Организационный этап.

Применение презентаций или карточек с правилами перед началом работы.

Необходимо убедиться, что в дискуссии все задействованы, дискуссия идёт по заявленной теме

и соответствует требованиям:

- позиция «Я – хороший, ты – хороший» (Э.Берн);

- позиция «Поймите меня правильно»;

- истина превыше всего;

- краткость – сестра таланта;

- Я критикую идеи, а не людей.

- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

Слушаются соображения каждого, не смотря на правильность суждений.

2) Объединение в группы. Необходимое формирование учащихся на группы с учётом

успеваемости, индивидуального взаимоотношения, также необходимо распределение в группы

разнополых детей.

3) При распределении ролей необходимо способствовать формированию личной

ответственности учащихся за работу группы и распределение ролей (лидеров, чтеца, секретаря,

докладчика, хронометриста).

4) Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка задачи;

- инструктаж о деятельности группы;

- получение дидактического материала, заданий в зависимости от индивидуальных

особенностей учащихся, являющихся членами группы;

- получение перечня литературы и материалов, которые используются при выполнении

заданий;

- получение перечня контрольных вопросов для самопроверки;

- организация подготовки рабочих мест (сдвигаются столы для визуального разделения групп).

5) Групповая работа:

- работа с материалом;

- выполнение заданий;

- дискуссионный момент в группе (обсуждение задания, индивидуальных результатов работы).

6) Заключительная часть (презентация групповой работы, анализ познавательной задачи,

вывод о реализации поставленной задачи при работе в группе).

Дополнительная информация от преподавателя для группы.

При реализации такой формы работы предполагается оценка работы каждого учащегося, так

как при данной деятельности идёт счёт и формируется общий балл группы. Такое

дифференцированное оценивание включает в работу даже тех, кто надеется просидеть за

спинами более активных учащихся, таким образом, оценки в группе по итогам работы могут

значительно отличаться.

Например, на уроке литературы, при изучении произведения по литературе первая группа

рисует обложку для книги или главного героя, вторая группа подбирает пословицы, которые

отражают основную мысль произведения, третья группа готовит чтение по ролям.

Самым важным в этой деятельности является психологическая поддержка преподавателя и

доверие, способствующее формированию благоприятной атмосферы в период проведения данной

работы, благодаря чему обучающийся идёт навстречу к выполнению поставленных задач,

приобретая уверенность в свои силы для достижения высоких результатов.

Согласно практике обучающиеся с особым интересом работают на уроках в группах.

Обучающимся интересна возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, по необходимости

разъяснить материал.

Групповая форма работы помогает повысить успеваемость, сделать учебный процесс более

успешным.

Литература

1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы/В.К.

Дьяченко. – М.: Наука, 1991.-238с.

2. Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках/Х.Й. Лиймет. – М.,1975. – 170с.



В раздел образования