Авторы: Гончарова Галина Михайловна, Янук Аида Ахмедовна
Должность: Преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ОмГУПС СП СПО ОМУЖТ
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: Отношение студентов медицинского училища к вопросам полового воспитания
Раздел: среднее профессиональное
Отношение студентов медицинского училища к вопросам полового
воспитания
Гончарова Г.М., Янук А.А.
СП СПО «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта»,
г. Омск
Преподаватели
Половое воспитание - система медико-психологических, гражданских
и педагогических мер, направленных на воспитание у детей и
подростков правильного отношения к вопросам пола.
Это достаточно
широкое направление, куда включаются вопросы стиля одежды и манер
поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и
прав, в какие игры играть, как разговаривать и чем увлекаться.
Задача полового воспитания - из мальчика воспитать мужчину, а
девочке благополучно вырасти в счастливую и успешную женщину.
Эксперты говорят о тотальной половой безграмотности российских
подростков. В эпоху доступности любой информации единственное, что
оказалось недоступным для юношей и девушек — системные и объективные
знания о безопасной сексуальной жизни.
Половое образование — это, прежде всего разговор о том, как устроен
организм, причем простым, доступным языком, без недоговорок. И
обязательно рассказ о различных болезнях, передающихся половым путем:
как они возникают, какие симптомы, куда обращаться, если это случилось.
Это нужно для того, чтобы подростку не было стыдно попросить помощи.
Все остальное — толерантность, виды сексуальных связей — вопрос
второстепенный.
Но любой запрет порождает желание его нарушить, поэтому психологи
уверены: говорить с молодежью о половых отношениях все же нужно — это
помогает прививать им принципы взаимного уважения и ненасилия в
отношениях.
В 1994 году Б. Ельцин подписал федеральную программу «Дети
России», в составе которой имелась подпрограмма «Планирование семьи». В
некоторых
школах
начали
проводить
экспериментальные
занятия
по
половому воспитанию. В 1994 году на программу «Планирование семьи»
было выделено два миллиарда рублей. Однако к 1997 году в СМИ и среди
консервативной общественности стали высказываться недовольства, и
программа по половому воспитанию была свернута.
С 2012 года в России действуют поправки к закону «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которые
запрещают «изображать и описывать действия сексуального характера»
детям до 16 лет. Данный закон значительно затрудняет проведение занятий
по половому воспитанию подростков.
Проблема современного общества заключается в том, что ни родители,
ни педагоги, ни медицинские работники чаще всего понятия не имеют, как
обсуждать с детьми, подростками, молодежью вопросы полового воспитания.
Когда начинать, о чем говорить и кто должен об этом говорить? Вот
главная проблема.
Каждый может внести свою лепту.
Родители? Да, так как они рядом, это самые близкие люди. Но всегда
ли родители могут дать ответы на «нескромные» вопросы?
Педагоги? Да, но только в том случае, когда ребенок обратиться или в
ходе дополнительной работы по половому воспитанию и достаточно ли у них
знаний по данной теме?
Медицинские работники? Да, но опять только в том случае, когда уже
обращаются по поводу беременности или заболеваний, передающихся
половым путем?
Психологи? Да, опять же, когда у подростка (ребенка) наблюдаются
отклонения в поведении на фоне того, что он узнал что-то запретное?
Можно перечислять долго, и все равно останутся вопросы.
Изучив литературные источники по проблеме полового воспитания
среди молодежи, на базе ФГБОУ ВО СП СПО ОМУЖТ было проведено
анкетирование по отношению студентов 1-го и 4-го курсов специальностей
Лечебное и Сестринское дело к данной проблеме. Для проведения
исследования была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов. В
исследовании приняли участие 59 студентов. Из них 37 – студенты 1-го
курса, 22 – студенты 4-го курса.
На 1-й вопрос анкеты студенты 1-го курса ответили следующим
образом: 5 (16%) - система знаний о морали, этике, гигиене; 5 (16 %) -
система взаимоотношений между мужчиной и женщиной; 20 (64%) - гигиена
половых отношений; 7 (4%) - беседы о вступлении во «взрослую» жизнь. Как
видно из представленных данных, большая часть студентов 20 (64%) –
считают, что это гигиена половых отношений.
Студенты 4-го курса на этот же вопрос ответили следующим образом:
3 (11%) - система знаний о морали, этике, гигиене; 11 (41 %) - система
взаимоотношений между мужчиной и женщиной; 8 (30%) - гигиена половых
отношений; 5 (18%) - беседы о вступлении во «взрослую» жизнь. Как видно
из представленных данных, большая часть студентов 11 (41%) – считают,
что это система взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Большая часть студентов 1-го курса 24 (62 %) считают, что темы
сексуального просвещения и полового воспитания являются закрытыми в
нашем обществе. Ответы студентов 4 курса распределились поровну: 10
(47%) – да, 10 (47%) – нет.
У 27 (73%) студентов 1-го курса и у 18 (80%) студентов 4 – го курса
занятия по половому воспитанию в школе не проводились.
27 (73%) студентов 1-го курса и 18 (80%) студентов 4-го курса считают,
что у них достаточно знаний о половом воспитании.
Несмотря на то, что большинство студентов считают, что их знаний по
половому воспитанию достаточно, но отвечая на 5-й вопрос анкеты, 24 (88%)
студента 1 – го курса и 21 (99%) студент 4-го курса считают необходимым
проведение уроков полового воспитания в современных школах.
С
какого
возраста
необходимо
обсуждать
вопросы
о
половом
воспитании? Мнения ученых о возрасте, когда можно обсуждать вопросы о
половом воспитании, расходятся. Решение этого вопроса ищут психологи,
медики, педагоги. Однозначного ответа нет.
Ответы студентов 1-го курса распределились следующим образом: 3
(6%) – с 3 лет; 10 (28%) – с 7 лет; 21 (60%) – с 12 лет; 3 (6%) - с 18 лет. Как
видно из представленных данных, большая часть студентов 21 (60%),
считают, что обсуждение вопросов о половом воспитании лучше начинать с
12 лет.
Студенты же 4-го – курса считают, что половое воспитание можно
начинать 5 (29%) – с 7 лет, 17 (71%) – с 12 лет.
Сравнив ответы студентов 1- го и 4 - го курсов, можно сделать вывод,
студенты считают, что нужно обсуждать вопросы о половом воспитании с 12
лет, когда начинается пубертатный период развития ребенка.
Студенты 1-го курса считают, что вопросами полового воспитания
должны заниматься: 10 (26%) - родители; 20 (53%) - медицинский работник;
5 (13%) - учителя; 2 (8%) - психологи.
Вопросами полового воспитания должны заниматься, по мнению
студентов 4-го курса: 20 (75%) - родители; 7 (15%) - медицинский работник;
9 (5%) - учителя; 9 (5%) - психологи.
Из каких источников может получить знания о половом воспитании
подрастающее поколение? Основные источники информации - сверстники,
периодическая литература, СМИ, беседы с медицинскими работниками,
родителями, учителями, психологами.
Ответы на данный вопрос анкеты студентов 1-го курса: 6 (14%) -
телепередача; 5 (12%) - чтение специальной литературы; 1 (3%) - разговор со
сверстниками; 14 (52%) - родители; 3 (7%) - учителя; 5 (12%) - медицинский
работник. Как видно из представленных данных, большая часть студентов 14
(52%) – считают, что источниками знаний о половом воспитании должны
быть родители.
Студенты же 4-го курса считают, что знания о половом воспитании
молодежь должна получать от родителей – 18 (53%) и 13 (25%) студентов от
медицинских работников.
Студенты 1-го курса 37 (100%) и 22 (100%) 4-го курса, принявшие
участие в исследовании считают, что недостаток и отсутствие знаний, по
вопросам полового воспитания приводят к незапланированной беременности,
абортам, заболеваниям, передающимся половым путем.
Большая часть студентов 1-го курса 26 (70%) и 4-го курса 18 (80%)
считают, что недостаток полового воспитания в подростковом возрасте
может стать одной из причин неудач и проблем во взрослой сексуальной
жизни.
Анализируя результаты проведенного исследования среди студентов 1-
го и 4 – го курсов специальностей Лечебное и Сестринское дело можно
сделать вывод о том, что ответы студентов 4-го курса более четко
сформулированы. Это можно объяснить полученными знаниями на таких
дисциплинах как анатомия и физиология человека, здоровый ребенок,
здоровые
мужчина
и
женщина,
акушерство
и
гинекология,
где
рассматриваются
вопросы полового воспитания с медицинской точки
зрения.
Половое воспитание – это часть общего воспитания человека.
Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в
общем контексте основных направлений воспитательно - образовательной
работы.
Обязательное условие эффективности полового воспитания - единый
дифференцированный
подход
родителей,
медработников,
педагогов,
воспитателей
в
соответствии
с
полом,
возрастом
и
степенью
подготовленности
ребенка
(родителей).
Необходим
поэтапный
(преемственный)
характер
просветительной
работы
с
молодежью
в
сочетании с благоприятной нравственной атмосферой и гигиеническими
условиями.