Автор: Зарубина Юлия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Яковлевский район, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: " Понятие о предложении. Классификация предложений"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДМИТРИЕВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по русскому языку
для студентов I курса
на тему: «Понятие о предложении. Классификация
предложений»
Преподаватель: Ю.Н.Зарубина
2024 год
Тема: «Понятие о предложении. Классификация предложений».
Цель: формировать навыки распознавания предложения по цели высказывания и
структуре, использование их с учетом речевой ситуации.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: работа с материалом учебника, конспектирование, самостоятельная
работа, работа у доски.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Зачитываются и объясняются словосочетания.
1. Что такое словосочетание?
2. Какие типы словосочетаний существуют?
3. Как определяется тип словосочетания?
4. Как связываются слова в словосочетаниях?
5. Как определяют связь в словосочетаниях?
6. Является ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?
3. Актуализация знаний.
1. Весело жить!
2. В лесу стоит тишина.
3. Какая сегодня погода?
4. Приезжай на лето к нам.
- Какая это синтаксическая единица?
- Сформулируйте тему нашего урока.
4. Первичное усвоение новых знаний (презентация).
«Понятие о предложении. Классификация предложений».
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в
словосочетании и предложении; способы соединения простых предложений в сложные, а
также изучающий сами словосочетания и предложения.
- А что такое предложение?
- Чем предложение отличается от словосочетания?
Отличия
Словосочетание
Предложение
Особенности
строения
Наличие главной и зависимой частей:
хорошие книги
Наличие грамматической основы:
На другой день был праздник.
Особенности
значения
Называет предметы, действия,
признаки более точно, чем слово:
трудно передать
Выражает сообщение
(информацию), вопрос или
побуждение к чему-либо:
Ветер к рассвету разогнал тучи.
Назначение
Служит для соединения слов и форм
слов
в предложении
Является средством общения
Интонация
Не имеет интонационного
оформления
Имеет интонационную
законченность
Пунктуация
Не имеет пунктуационного
оформления
Знаки разделения,
знаки завершения
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это основная единица синтаксиса, которая представляет собой
грамматически оформленное и интонационно законченное соединение слов.
1. Я люблю эти темные ночи!
2. В саду поселилась осень.
- Какие это предложения по эмоциональной окраске?
1. Быть или не быть?
2. Я жить хочу!
3. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
4. Приезжайте на праздник к нам.
- Какие это предложения по цели высказывания?
1. Зима!
2. Рассвело.
3. Ночь прошла.
По цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную
мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце
предложения): Дети учатся в школе;
- вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно
вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме — вопросительным
знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?),
вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе?
Кто учится в школе?
- побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей;
интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение
передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т. д.): Дети, учитесь в
школе.
- Какой состав у этих предложений?
1. Впереди был размытый дождями путь.
2. Кривые тополя.
- Какие это предложения по наличию второстепенных членов?
- Придешь сегодня на тренировку?
- Не могу.
- Какие члены предложения пропущены?
1. День не предвещал радости.
2. Подул ветер, и вскоре набежали тучи.
3. Я встретил в парке дедушку, который гулял с маленьким внуком.
4. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.
- Определите тип предложения по числу грамматических основ.
ВЫВОД: Предложения бывают:
- по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные;
- по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
- по структуре: односоставные, двусоставные;
- по наличию второстепенных членов предложения: распространенные и
нераспространенные, полные и неполные и осложненные.
- по наличию грамматических основ: простые и сложные.
5. Первичное закрепление.
1. Разделить текст на предложения, расставить знаки препинания.
Стоит в лесу тишина только отдаленный звук раскатывается эхом по лесу
кто это это глухари осеннее солнце цепляет верхушки деревьев опавшая
листва шуршит под ногами какой чистый воздух
Слайд 8,10.
Проверь себя: слайд 9,11
6. Итог. Домашнее задание:упр № 390
Из рассказа А. И. Куприна: «Тёмные аллеи» выписать 5-6 предложений разные
по цели высказывания и структуре. Дать им характеристику.