Напоминание

Теоретические и практические основы социализации детей с ОВЗ


Автор: Кретова Ольга Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ школа-интернат № 2
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Теоретические и практические основы социализации детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Теоретические основы социализации детей с ОВЗ

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения

становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы

ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и

успешным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения,

неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту,

полу и социальному статусу, занимающую значительное место в общества.

Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать

свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и

независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права

всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и

зависят

от социального статуса родителей.

Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и

усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих

данному обществу. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя,

с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в

социальную среду, систему социальных связей; с

другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс

активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его

активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный

процесс, то для ребенка с особыми образовательными потребностями выход в

общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех

условий, которые создают для этого взрослые. На современном этапе специальные

школы и школы-интернаты признаются сегрегационными.

В связи с этим перед школой-интернатом стоит острая проблема подготовки детей с

ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в современном

обществе, формирование у них уверенности в своих силах, в своей успешности и

возможностях. Одной из актуальных социально-экономических и демографических

проблем современного российского социума является включение детей с

ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы

объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной российское

законодательство, формирующее определённый уровень

толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает

общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую

направленность. В России создаётся и функционирует сеть реабилитационных

учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-

инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.

Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение,

реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется

обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием,

содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних

условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает

трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может

их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся

ребёнок.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в

нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со

сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности

ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема

является следствием не только субъективного фактора, каковым является

состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом

Социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые

санкционируют

существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного

транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть

также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со

здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью

пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Многочисленные

трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и

комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их

преодолению

способствуют процессы реабилитации и социального воспитания.

Главный акцент в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными

возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения,

упорядочения и воспроизведения им

определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для

его социализации.

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с

ограниченнымивозможностями здоровья состоит в целенаправленной

педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в

различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными

возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной

программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих

(детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии.

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала

ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную

социализацию, включает:

– развитие духовных и физических способностей ребёнка;

– содействие в получении соответствующей школы образования, включая

подготовку к нему;

– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности

окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

– поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных

сил, а также

душевного равновесия;

– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного

времени,

полноценное участие в общественной и культурной жизни.

Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития.

Здесь на первый

план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и

работе, т.е. интеграция

их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто

специальными

мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе

обучения и воспитания.

Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:

- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

- активное участие в этом процессе самого ребенка;

- совершенствование самого общества.

Ребенка с ОВЗ часто характеризует слабость и неустойчивость намерений, которые

проявляются в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а

склонен к короткой и

близкой мотивации. Ослабление силы волевых действий, связанное с недостатком

стойких

побуждений, обусловлено снижением функциональной активности мозга и

ослаблением тонуса

эмоциональной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня

импульсивности,

без которого волевой акт состоятся не может. Ребенок с ОВЗ зачастую не доводит

до конца задуманное

и начатое дело, забывает о нем.

Дети с ОВЗ испытывают затруднения при общении с окружающими. У них

недостаточно

развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знакомыми

людьми, с большим

трудом - с незнакомыми. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое

умение

анализировать полученную информацию и применять полученные знания на

практике.

Одним из решающих факторов, определяющих возникновение вторичных дефектов

в личности

ребенка с ОВЗ, являются нарушения их социальных связей с окружающими,

неудовлетворенная

потребность в общении. Исследованиями доказано, что поступление в специальную

школу создает

такому ребенку оптимальный режим общения, который обеспечивает в

значительной мере его

правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки обращения с

окружающими,

формирует коллективные отношения.

Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования

системы их

нравственно-правового сознания и ценностных ориентиров. Своевременно не

осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к

выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду

расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным

ощущением неуспеха (заниженные самооценка и уровень притязаний,

аутистические черты и т. д.).

Особого внимания в этой связи заслуживает «комплекс неполноценности», который

может сформироваться у детей и подростков в период осознания ими своих

ограничений. Негативное отношение общества к детям и подросткам с

недостатками, а также повышенные дозы жалости и внимания отрицательно

сказываются на формировании личности. Развитие её неразрывно связано с

потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. Состояние

неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности,

к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности.

Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как

соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование

произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна

неустойчивость, ситуативность, соответствие внешних поступков внутренней

позиции. В ходе социализации человек не просто усваивает социальный опыт, но и

преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно

вводит в систему своего поведения те нормы и стереотипы, которые приняты в

обществе или в группе, с которой он взаимодействует.



В раздел образования