Автор: Кретова Ольга Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ школа-интернат № 2
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Теоретические и практические основы социализации детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Теоретические основы социализации детей с ОВЗ
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения
становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы
ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и
успешным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения,
неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту,
полу и социальному статусу, занимающую значительное место в общества.
Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать
свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и
независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права
всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и
зависят
от социального статуса родителей.
Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и
усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих
данному обществу. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя,
с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в
социальную среду, систему социальных связей; с
другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс
активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его
активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный
процесс, то для ребенка с особыми образовательными потребностями выход в
общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех
условий, которые создают для этого взрослые. На современном этапе специальные
школы и школы-интернаты признаются сегрегационными.
В связи с этим перед школой-интернатом стоит острая проблема подготовки детей с
ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в современном
обществе, формирование у них уверенности в своих силах, в своей успешности и
возможностях. Одной из актуальных социально-экономических и демографических
проблем современного российского социума является включение детей с
ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы
объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной российское
законодательство, формирующее определённый уровень
толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает
общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую
направленность. В России создаётся и функционирует сеть реабилитационных
учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-
инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.
Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение,
реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется
обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием,
содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних
условий, т. е. воздействия социальной микросреды.
Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает
трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может
их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся
ребёнок.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в
нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со
сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности
ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема
является следствием не только субъективного фактора, каковым является
состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом
Социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые
санкционируют
существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного
транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть
также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со
здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью
пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Многочисленные
трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и
комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их
преодолению
способствуют процессы реабилитации и социального воспитания.
Главный акцент в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения,
упорядочения и воспроизведения им
определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для
его социализации.
Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с
ограниченнымивозможностями здоровья состоит в целенаправленной
педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в
различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной
программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих
(детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии.
Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную
социализацию, включает:
– развитие духовных и физических способностей ребёнка;
– содействие в получении соответствующей школы образования, включая
подготовку к нему;
– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности
окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;
– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;
– поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных
сил, а также
душевного равновесия;
– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного
времени,
полноценное участие в общественной и культурной жизни.
Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития.
Здесь на первый
план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и
работе, т.е. интеграция
их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто
специальными
мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе
обучения и воспитания.
Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:
- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;
- активное участие в этом процессе самого ребенка;
- совершенствование самого общества.
Ребенка с ОВЗ часто характеризует слабость и неустойчивость намерений, которые
проявляются в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а
склонен к короткой и
близкой мотивации. Ослабление силы волевых действий, связанное с недостатком
стойких
побуждений, обусловлено снижением функциональной активности мозга и
ослаблением тонуса
эмоциональной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня
импульсивности,
без которого волевой акт состоятся не может. Ребенок с ОВЗ зачастую не доводит
до конца задуманное
и начатое дело, забывает о нем.
Дети с ОВЗ испытывают затруднения при общении с окружающими. У них
недостаточно
развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знакомыми
людьми, с большим
трудом - с незнакомыми. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое
умение
анализировать полученную информацию и применять полученные знания на
практике.
Одним из решающих факторов, определяющих возникновение вторичных дефектов
в личности
ребенка с ОВЗ, являются нарушения их социальных связей с окружающими,
неудовлетворенная
потребность в общении. Исследованиями доказано, что поступление в специальную
школу создает
такому ребенку оптимальный режим общения, который обеспечивает в
значительной мере его
правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки обращения с
окружающими,
формирует коллективные отношения.
Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования
системы их
нравственно-правового сознания и ценностных ориентиров. Своевременно не
осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к
выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду
расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанных с постоянным
ощущением неуспеха (заниженные самооценка и уровень притязаний,
аутистические черты и т. д.).
Особого внимания в этой связи заслуживает «комплекс неполноценности», который
может сформироваться у детей и подростков в период осознания ими своих
ограничений. Негативное отношение общества к детям и подросткам с
недостатками, а также повышенные дозы жалости и внимания отрицательно
сказываются на формировании личности. Развитие её неразрывно связано с
потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. Состояние
неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности,
к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности.
Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как
соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование
произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна
неустойчивость, ситуативность, соответствие внешних поступков внутренней
позиции. В ходе социализации человек не просто усваивает социальный опыт, но и
преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно
вводит в систему своего поведения те нормы и стереотипы, которые приняты в
обществе или в группе, с которой он взаимодействует.