Автор: Грязнова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС № 33
Населённый пункт: п. Новый Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников»
Дошкольный
возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших
детях,
заложить
нравственные
основы,
которые
сделают
их
более
устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и
умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-
патриотических чувств у дошкольников.
Самое
большое
счастье
для
родителей
–
вырастить
здоровых
и
высоконравственных детей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или
общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные
учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие
отдавали первенство общественным учреждениям.
Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и
сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери -
без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и
осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.
А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: «…семья -
подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только
дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит
совершенно иное впечатление».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а
все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить,
дополнить их воспитательную деятельность.
Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый
комплекс задач:
— воспитание
у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России; своем городе%
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях
дошкольного
учреждения:
при
непосредственно-образовательной
деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не
только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого
человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей.
Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных
кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье»,
разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом,
красив ли, удобен ли для жилья.
2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей,
потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого
города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте
ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде,
микрорайоне, затем о городе, стране.
3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь
развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и
посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке»
поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
4.
Воспитывайте
у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.
Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как
выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит
ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об
окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему
поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать
друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что
машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку
нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с
природой делает человека более чутким, отзывчивым.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример
взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших
членов
семьи
(дедушек
и
бабушек,
участников
Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к
Отечеству»,
«трудовой подвиг»,
«бережное отношение к хлебу»
и т. д.
Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим
свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь
воздвигнуты памятники.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту — так как воспитывают
в ребенке не только
патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми
и сверстниками.
Таким
образом,
подводя
итоги
можно
сказать,
что
нравственно-
патриотическое воспитание дошкольников
является важнейшей частью
общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны
воспитать достойного Человека!