Автор: Сидельникова Оксана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "ЦРР - детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар
Наименование материала: Из опыта работы учителя-логопеда
Тема: Как работать со скороговорками с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Скороговорка -
это специально подобранная фраза, шуточный стишок
или прибаутка с труднопроизносимыми звуками. Быстро произносимая
фраза позволяет ребенку освоить родную речь и устранить дефекты
произношения.
Как же научить ребенка хорошо говорить при помощи
скороговорок?
Чаще всего скороговорки подбирают на тот звук, который
закрепляется в речи. Не стоит давать трудный речевой материал,
если ребенок не в силах его повторить. Скороговорки подбирают
на те звуки, которые ребенок произносит верно. Кроме того, они
развивают
память,
внимание,
воображение
и
расширяют
словарный запас.
Как работать со скороговорками?
1.
Прочитайте ребенку скороговорку.
2.
Необходимо объяснить значение сложных слов.
3.
Предложите ребенку отгадать: какой звук чаще всего
встречается в тексте скороговорки.
4.
Несколько раз медленно и четко проговорите скороговорку
вместе
с
ребенком,
обращая
внимание
на
артикуляцию
отрабатываемых звуков.
5.
Скороговорку можно разделить на несколько частей, так
легче проговаривать слова.
6.
После того, как ребенок медленно и четко научился
проговаривать скороговорку можно убыстрять темп.
7.
Можно
устроить
соревнование (с мамой, с
друзьями), кто быстрее
проговорит
скороговорку.
8.
Предложите
ребенку
проговорить
скороговорку 3 - 4 раза и
не сбиться.
9.
Можно
вместе
с
малышом нарисовать скороговорку на бумаге.
КАК РАБОТАТЬ СО СКОРОГОВОРКАМИ?
Чаще всего дети подготовительной группы плохо проговаривают
сонорные звуки – это Р, РЬ, Л, ЛЬ. Для закрепления этих звуков
представлены следующие скороговорки.
СКОРОГОВОРКИ
Подруга выдра у бобра.
Она проворна и хитра.
Бобер и выдра поутру
Играют в новую игру.
По огороду мудрый крот
Ведет в нору водопровод.
Протянет трубы от пруда.
Кран поверни – и есть вода.
Гроздья рябины
На солнце горят.
Рябит от рябины
В глазах у ребят.
Приготовила Раиса
Борису суп из риса,
А Борис Раису
Угостит ирисом.
Есть у Ляли кукла Лёля.
Лёля сделана из льна –
Ляле нравится она.
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.
Говорил крокодил крокодилу:
«Я
красивый
и
страшно
милый,
А когда я кого-то глотаю
Долго
плачу
потом
и
страдаю».
Три налима, три форели
Наш рыбак поймал на мели.
«Вот улов, так улов» –
Радовался рыболов.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека в реку руку,
Рак за руку Грека цап!
Дали Лере пластилин.
Лера лепит мандарин.
Мандарин слепила –
Ребят угостила.