Автор: Алимова Анна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение"Центр развития ребёнка№4 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: конспект занятия
Тема: книга-мой лучший друг
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка№4
Краснооктябрьского района Волгограда»
Конспект занятия
по коммуникативной деятельности
(художественная литература)
Составила:
Воспитатель высшей категории
Алимова Анна Евгеньевна
Волгоград 2024
Тема: Книга- мой лучший друг
Возраст детей:6-7лет(подготовительная группа)
Способ организации: подгруппа.
Виды
детской
деятельности:
познавательно-исследовательская,
коммуникативная, физическая, художественно- эстетическая,
Задачи по образовательным областям:
Речевое развитие:
1.Развивать у детей умение давать содержательный ответ на вопросы;
2.Продолжать формировать умение в составлении и отгадывании загадок;
3.
В повествовании упражнять в восстановлении простых последовательностей в
знакомых сказках;
Познавательное развитие:
1.Закрепить знания детей о книгах (их назначении, тематике, жанрах);
2.Расширить представление детей об особенностях разных литературных жанров;
представление детей о положительных и отрицательных сказочных героях.
Социально -коммуникативное развитие:
1.Воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам;
2.Развивать положительную самооценку, уверенность в себе;
Художественно- эстетическое развитие:
1.Воспитывать интерес к художественной литературе;
2.Продолжать формировать умение понимать смысл прочитанного,
воспринимать богатство литературного языка.
3.Систематизировать
потребность
ежедневного
чтения
художественной
литературы;
4.Обратить внимание детей на оформление книги;
5.Упражнять в умении рисовать сказочных героев по памяти с использованием
различных средств выразительности (гуашь, фломастеры, карандаши) для
оформления книги.
Физическое развитие:
1.Упражнять детей в прыжках с места;
2.Закрепить навыки ходьбы
Планируемые результаты по каждой образовательной области:
Речевое развитие:
Умение давать содержательный ответ на вопросы воспитателя, восстановить
последовательность событий в знакомых сказках; сформированное умение
составлять и отгадывать загадки.
Познавательное развитие:
Умение детей продемонстрировать знания о книгах (их назначении, тематика,
разнообразие жанров) и положительных и отрицательных сказочных героях;
Социально -коммуникативное развитие:
доброжелательно относиться к сказочным персонажам;
Художественно- эстетическое развитие:
Потребность
детей в ежедневном чтении и слушании художественной
литературы . Умение видеть разницу в оформлении различных книг.
В ходе творческого рисования, умение пользоваться различным изобразительным
материалом для оформления книги-самоделки.
Словарь новых слов: добры молодцы, красны девицы
Предварительная
работа:
Чтение
сказок,
стихотворений,
рассказов,
рассматривание иллюстраций к сказкам,
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: детские книги разных форматов и жанров, магнитофон,
флэшка со сказочной музыкой, письмо, картинка с изображением яблони, сундук,
топор, метла, кувшин, зеркало, яблоко, ленты для реки, воздушный шар, заготовка
Сказочной книги.
Раздаточный:
картинки со сказочными героями, листы бумаги на каждого
ребёнка, цветные карандаши, фломастеры.
ХОД НОД:
Воспитатель:Ребята, отгадайте загадку?
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Всем понятным языком…
Воспитатель:
Что это ребята? (если дети затрудняются с ответом,
читаю ещё раз загадку)(книга) Говорят, книга – это наш друг. А почему?
(Книги интересно читать, они рассказывают нам разные истории….и т.д.)
Правильно, потому что с самого раннего детства книги сопровождают нас
всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в
самых разных вопросах. Подойдите сюда и посмотрите, какие у нас книги
находятся на выставке…
(Подходим к выставке книг, дети рассматривают 2-3 мин.)
Какие
вы
видите
книги?
(Сказки,
энциклопедии,
стихи,
рассказы)
Посмотрите, как оформлены книги. Что обязательно должно быть в книге?
(Обложка, страницы, текст, иллюстрации)О чём можно узнать из книг?
(Что-то новое, истории о разных предметах и т.д.). Вы любите слушать
сказки, рассказы, разучивать стихотворения? Назовите свою любимую
сказку, самый запомнившийся рассказ. Может быть, кто-то хочет рассказать
наизусть стихотворение? (По желанию дети рассказывают своё любимое
стихотворение).
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Как называется этот жанр литературы?
(Скороговорка).
А как вы узнали, что это скороговорка? (потому что её надо быстро
говорить)
А вот это что:
Спереди – пятачок,
Сзади крючок.
Посередине- спинка,
А в ней щетинка (Поросёнок).
А как называется этот жанр? (Загадка). Почему вы так думаете? (Потому
что её можно отгадывать, приводят свои доказательства). Придумайте
сами какую-нибудь загадку( загадки 2-3 детей) .
Ой, ребята посмотрите в книжке с загадками ещё письмо. Присаживайтесь
на ковёр, я прочитаю: «Низкий поклон Вам, добры молодцы и красны
девицы! (это для нас, наверное, письмо, но каким-то необычными,
сказочными словами написано). Была у нас книга. Непростая, заветная,
волшебная. Обо всём на свете из неё узнать можно было. Но случилась беда
страшная. Налетели ветры буйные, унесли нашу книгу за тридевять земель, в
тридесятое царство. Заколдовали её Баба – Яга с Кощеем. Помогите книгу
вызволить. Без вашей помощи нам не обойтись!
Тот, кто сказку назовёт,
Реку смело перейдёт,
Сразу в сказку попадёт
И подсказки там найдёт.
Оставляю вам подсказки. С низким поклоном, Василиса Премудрая».
Ребята, вы слышите каким необычным красивым языком написано письмо.
А кто же такие добры молодцы и красны девицы? В старину и в сказках –
добры молодцев и красных девиц называли парней и девушек. Как вы
думаете, ребята, справимся с заданием Василисы Премудрой? Тогда в путь.
Идём…( дети свободно двигаются, подходят к имитации реки).
А вот и речка, кисельные берега и моя сказка называется
«Гуси-лебеди». А
чтобы нам двигаться дальше, каждый из вас должен вспомнить название
любой сказки и перепрыгнуть через речку.
(Дети называют сказку и
прыгают, звучит сказочная музыка).
Василиса Премудрая в письме говорила нам про подсказки. Поищем рядом с
рекой что-нибудь необычное. (Дети находят лист бумаги с заданием).
Вероятно, это первая подсказка - сказочная загадка. Отгадайте, о чём я
говорю.
Дерево волшебное с яблоками спелыми.
Если съешь его плоды-
От врага упрятан ты.
(Яблоня).
А вот и яблоня. (показываю картинку с яблоней). Это яблоня непростая,
сказочная. Под ней от злых героев сказок прячутся разные добрые персонажи
сказок.
И вот следующее задание: найдите среди картинок добрых
сказочных героев (на ковре лежат картинки с разными героями сказок).
Каждый из вас должен найти картинки только с добрыми героями сказок, кто
найдёт, тот дальше пойдёт.
(Дети находят картинки).
Покажите и назовите героев, каких вы нашли и скажите, какие добрые
поступки они совершили. (Дети по очереди называют сказочных героев).
Пойдёмте дальше. Ребята, напомните мне с какой целью мы отправились
путешествовать по
сказке? Может, Василиса Премудрая оставила нам
ещё
подсказку?
Я
предлагаю
поискать.(Дети
находят
подсказку.Переворачиваю лист с заданием).
Вот избушка на курьих ножках. Я думаю, что нас там ждут. Но чтобы
добраться до места надо нам с помощью нашей волшебной яблони
превратиться в гусей-лебедей.
(Проводится физминутка 2 раза).
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали
И тихонько побежали.
А теперь гусята снова превращаются в ребят. Вот она избушка. И здесь нас
ждёт новое задание. Прочтём, что написано.
«Сколько лет никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос крючком, горбом спина,
С нечистью лесной дружна.
Дом её на курьих ножках,
Ну и вредная немножко…»
Кто же это?(Баба Яга)Вот нам Баба Яга приготовила задание.
(Дидактическая игра «Рифмы»)
Вспомните, ребята, известные сказочные выражения. Например, я называю
лиса…А вы должны ответить «всему лесу краса».
Следующее: ёжик…..(не головы , не ножек).
Мышка…(норушка).
Волчок….(серый бочок)
Баба Яга…(костяная нога)
Лягушка….(квакушка)
Конёк….(горбунок)
Сорока…(белобока).
-А вот, смотрите какой сундучок….посмотрим,
что в нём? Сейчас мы
поиграем, будем отгадывать, что в сундучке.
(кто-нибудь из детей подходит , с закрытыми глазами достаёт предмет
и должен угадать, что это за предмет в сундуке топор, кувшин, метла)
Вспомните, в каких сказках есть топор и у кого. («Каша из топора» у
солдата,
«Волшебник
Изумрудного
города»
у
дровосека,
«Красная
Шапочка» у дровосеков).
Для чего мы используем топор?(Дрова рубим).
Покажите, как мы умеем дрова рубить.(Дети показывают).
Метла.
(«Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Царевна-лягушка»)
В каких сказках живёт кувшин?( «Дудочка и кувшинчик», «Лиса и Журавль»,
«Лиса и кувшин»).
С данным заданием мы справились, идём дальше…где-то затерялась
последняя подсказка. Поищем её вместе.
А вот оно….(достаю лист с
заданием, читаю)
«Найдите воздушный шарик…»(Дети находят шарик, а к нему привязана
книга заготовка…и письмо от Василисы Премудрой).
-Вот он шарик
и мы сейчас проведём игру с пальчиками «Шарик»
(повторить игру 2 раза).
Надуваем быстро шарик- (ладоши соединены вместе)
Он становится большой(дуем в ладоши, делая из них шарик)
Вдруг шар лопнул, (делаем хлопок)
Воздух вышел,
Стал он тонкий и худой (соединяем ладоши вместе).
Посмотрите, а вот волшебная книга и письмо…сейчас прочитаем: «Добры
молодцы и красны девицы! Отыскали вы книгу волшебную. Спасибо вам за
это и низкий поклон! Только все загадки, сказки, картинки со страниц её
пропали!...»
Ребята, поможем Василисе Премудрой и сказочным героям – заполним
страницы
книги картинками, загадками и сказками? Но не будем спешить. Ведь как
говорится «Поспешишь…(Людей насмешишь). Загадки, сказки и картинки
будем придумывать и на занятиях, и дома. А потом поместим в сказочную
книгу. Согласны? Сейчас я предлагаю вам нарисовать сказочных героев и
волшебные предметы, которых мы встретили сегодня, это будет началом
нашей книги.
(звучит сказочная музыка, творческое рисование детей с последующим
обсуждением и подведением итога занятия ).