Автор: Придуха Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34
Населённый пункт: Кемеровская область г. Ленинск-кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: «Как дошкольник становится школьником?»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Как дошкольник становится школьником?»
Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но
это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во
втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что,
поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в
школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и
школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется
она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к
заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него
психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.
Для начала попробуем набросать психологический портрет младшего
школьника, и не просто школьника, а, так сказать, идеального школьника, то
есть ребенка, который любит ходить в школу, успешно учится и, главное, под
влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии. И
первое, что нас интересует, это отношение ребенка к школе, учению,
учителю, сверстникам, то есть так называемая "позиция школьника", по
определению известного психолога Л.И.Божович. Школа особое место, где
учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться
- это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься
старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба. это как папина работа, к
ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь
право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали
работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что
к тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий, самый уважаемый
человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он
справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты
знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятерки, но, если это не
всегда получается, значит, надо стараться больше и в конце концов
обязательно получится. Самые лучшие дети в классе это те, кто выполняет
школьные
правила,
старательно
учится
и
помогает
товарищам...
Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон "ученика", на
которого остается только молиться учителям и родителям... Ничего не
поделаешь, это и есть позиция школьника в ее "чистом" виде. Да и в самом
деле многие младшие школьники достаточно явно ее придерживаются,
нередко удивляя родителей своим педантизмом в соблюдении школьных
установлений. Но пойдем дальше в составлении задуманного портрета.
Что
еще
должно
войти
в
психологический
портрет
воображаемого
отличника? Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с
соседом по парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и не
отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или
маленькой машинки, которую время от времени можно потихоньку покатать
взад-вперед. Ведь, во-первых, что может быть для него важнее, чем рассказ
учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять собой, быть
внимательным, не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то
необычное (например, сосед лезет под парту искать укатившуюся ручку). Это
- произвольность поведения. Она сказывается во всем - в сосредоточенности
внимания, в умении следить за ходом рассуждений учителя и других детей,
своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с правилами,
целенаправленно
заучивать
заданное.
Но
одной
произвольности
недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что
рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и
представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила,
но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит
-
не
обойтись
без
развитого
восприятия,
мышления,
воображения,
обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их
тоже необходимо включить в портрет, особо подчеркнув логическое
мышление - умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать
выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы ребенок мог
продержаться только на сознательности и произвольности. Практически это
невозможно, и на помощь приходит интерес к самому учебному материалу -
к тому, как жили люди в старину, как они живут в разных странах, к миру
животных, к причинам, порождающим явления природы, и к тайнам
математических
вычислений.
А теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим, в какой мере он
соответствует
требованиям,
предъявляемым
к
"идеальному"
ученику.
Позиция дошкольника основана на совсем ином отношении к окружающим
людям и своим собственным занятиям, чем позиция школьника. Мама и папа
тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во всяком случае не
будут ругать, если ты нечаянно разбил чашку. Конечно, бывает, что они
сердятся и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но все это легко
исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать: "Я
больше не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо: им
все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается. Детский сад - место,
где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит помочь
ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А
если ты чего-нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь
ты старался. Елена Петровна, воспитательница, - как мама, только ей
труднее: детей много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей надо
сочувствовать, слушаться, не слишком шуметь. Вместе с тем, вполне
возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов,
и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное
существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны
родителей, несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому
или иному делу, могут сделать ребенка многогранной личностью, что в
будущем откроет перед ним все возможные двери.