Напоминание

«Как дошкольник становится школьником?»


Автор: Придуха Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №34
Населённый пункт: Кемеровская область г. Ленинск-кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: «Как дошкольник становится школьником?»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Как дошкольник становится школьником?»

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но

это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во

втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что,

поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в

школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и

школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется

она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к

заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него

психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.

Для начала попробуем набросать психологический портрет младшего

школьника, и не просто школьника, а, так сказать, идеального школьника, то

есть ребенка, который любит ходить в школу, успешно учится и, главное, под

влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии. И

первое, что нас интересует, это отношение ребенка к школе, учению,

учителю, сверстникам, то есть так называемая "позиция школьника", по

определению известного психолога Л.И.Божович. Школа особое место, где

учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться

- это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься

старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба. это как папина работа, к

ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь

право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали

работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что

к тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий, самый уважаемый

человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он

справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты

знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятерки, но, если это не

всегда получается, значит, надо стараться больше и в конце концов

обязательно получится. Самые лучшие дети в классе это те, кто выполняет

школьные

правила,

старательно

учится

и

помогает

товарищам...

Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон "ученика", на

которого остается только молиться учителям и родителям... Ничего не

поделаешь, это и есть позиция школьника в ее "чистом" виде. Да и в самом

деле многие младшие школьники достаточно явно ее придерживаются,

нередко удивляя родителей своим педантизмом в соблюдении школьных

установлений. Но пойдем дальше в составлении задуманного портрета.

Что

еще

должно

войти

в

психологический

портрет

воображаемого

отличника? Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с

соседом по парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и не

отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или

маленькой машинки, которую время от времени можно потихоньку покатать

взад-вперед. Ведь, во-первых, что может быть для него важнее, чем рассказ

учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять собой, быть

внимательным, не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то

необычное (например, сосед лезет под парту искать укатившуюся ручку). Это

- произвольность поведения. Она сказывается во всем - в сосредоточенности

внимания, в умении следить за ходом рассуждений учителя и других детей,

своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с правилами,

целенаправленно

заучивать

заданное.

Но

одной

произвольности

недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что

рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и

представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила,

но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит

-

не

обойтись

без

развитого

восприятия,

мышления,

воображения,

обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их

тоже необходимо включить в портрет, особо подчеркнув логическое

мышление - умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать

выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы ребенок мог

продержаться только на сознательности и произвольности. Практически это

невозможно, и на помощь приходит интерес к самому учебному материалу -

к тому, как жили люди в старину, как они живут в разных странах, к миру

животных, к причинам, порождающим явления природы, и к тайнам

математических

вычислений.

А теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим, в какой мере он

соответствует

требованиям,

предъявляемым

к

"идеальному"

ученику.

Позиция дошкольника основана на совсем ином отношении к окружающим

людям и своим собственным занятиям, чем позиция школьника. Мама и папа

тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во всяком случае не

будут ругать, если ты нечаянно разбил чашку. Конечно, бывает, что они

сердятся и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но все это легко

исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать: "Я

больше не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо: им

все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается. Детский сад - место,

где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит помочь

ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А

если ты чего-нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь

ты старался. Елена Петровна, воспитательница, - как мама, только ей

труднее: детей много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей надо

сочувствовать, слушаться, не слишком шуметь. Вместе с тем, вполне

возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов,

и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное

существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны

родителей, несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому

или иному делу, могут сделать ребенка многогранной личностью, что в

будущем откроет перед ним все возможные двери.



В раздел образования