Автор: Арнст Оксана Олеговна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 с. Новосысоевка"
Населённый пункт: ПРИМОРСКИЙ КРАЙ, ЯКОВЛЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ, НОВОСЫСОЕВКА
Наименование материала: статья
Тема: Практика работы с одарёнными детьми на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Статья «Практика работы с одарёнными детьми на уроках английского языка»
Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться.
Сократ
Я работаю учителем английского языка уже 12 лет и считаю, что цель педагога – создать
благоприятные и оптимальные условия для развития одарённых и талантливых
обучающихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной
деятельности. Как я это осуществляю?
1)
Выявление одарённых детей. Такие дети сами дают о себе знать: им скучно на уроках, они
хотят большего, и у них получается. Они проходят учебник намного быстрее сверстников.
Я даю им анкету, какие темы они хотели бы пройти, а какие уже прошли, и в соответствии
с этим составляю индивидуальный маршрут. Благодаря этому, дети продвигаются в
развитии. Также я веду учёт успешности учеников, где отмечаю все их успехи. Такой учёт
можно в форме отчёта передать самим учащимся и их родителям, чтобы их порадовать.
2)
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми.
Помимо обязательных планов, я составляю ещё и такие для одарённых детей. В них я
включаю задания повышенной сложности, а также задания творческого, научно-
исследовательского уровней. Дети с удовольствием делают сообщения, презентации и
проекты на английском языке.
3)
Использование дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей. Как
говорится, каждому своё. В своей работе я использую разноуровневые задания, где
каждый может получить оценку по своему уровню. Ребята выполняют различные по
количеству и качеству ментальные операции. Например, прочитать и перевести текст –
это самый простой уровень. Определить, соответствует ли высказывание тексту –
посложнее. А ответить на вопросы с элементами рассуждения – высший уровень.
4)
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности
и
научно-исследовательских
навыков,
творчества
в
урочной
и
внеурочной
деятельности.
Это,
конечно,
в
первую
очередь,
информационно-
коммуникационные технологии, а также межпредметные связи. Также я использую работу
в команде или группе, где сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять
прочитанное,
грамматические
структуры,
лексику,
исправляет
ошибки
при
необходимости. Также я использую работу в малых группах. Это позволяет учесть
различные потребности и возможности одарённых детей.
5)
Организация работы с одарёнными детьми, в том числе и внеурочной. В неё входят
индивидуальные консультации, факультативные и элективные курсы. Я всегда говорю
своим ученикам, что они могут задать свои вопросы мне в любое время, в том числе на
перемене до урока, после урока или на дополнительных занятиях (факультативы,
элективы). Я всегда на связи с ними (различные мессенджеры и социальные сети). Также я
могу прислать им не только короткое сообщение, но и ссылку на какой-нибудь материал
или же сам материал во вложении файлом.
6)
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, марафонам, ролевым играм,
курсам, тестам, конференциям различного уровня. Мы часто участвуем в конкурсах «Мир
знаний», «Знанио», «Снейл», «Инфоурок», «Видеоуроки», «Компэду», «Интолимп»,
«Фоксфорд», «Олимпис», «Эрудит» и т.д. Моим учащимся очень нравится участвовать в
различных мероприятиях по английскому языку, а также получать разнообразные призы.
Это ручки, календари, сертификаты, дипломы.
7)
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их
ребёнка.
Родителям
очень
важны
успехи
своих
детей,
поэтому
я
составляю
индивидуальный трекер их достижений и делюсь с ними. Такой трекер даже можно
повесить на стенку.
8)
Подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми. Я составляю отчёты для себя, для
родителей учащихся и для администрации. Родители очень рады получить такой отчёт в
конце учебного года. Для меня же составление такого документа также является
своеобразным свидетельством моей успешной работы с одарёнными детьми, а для
администрации такой отчёт крайне важен.
9)
Развитие у одарённых детей максимально возможного высокого уровня знаний по
английскому языку. Мы должны реализовать весь потенциал, заложенный в ребёнке.
Чтобы развить такой интерес, нужно разжечь огонь в глазах своих обучающихся. Пока что
я с этим успешно справляюсь, ведь и сама прохожу различные курсы повышения
квалификации, участвую в педагогических конкурсах и постоянно развиваюсь. Только
постоянно самосовершенствующийся педагог может повести детей за собой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что я эффективно работаю с одарёнными
детьми на протяжении всего учебного года.