Автор: Правилова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Зернышко"
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН, ОЛЬГИНСКАЯ
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые технологии в работе с детьми с тяжелым нарушением речи.
Раздел: дошкольное образование
Игровые технологии в работе с детьми с тяжелым нарушением речи.
Правилова Людмила Николаевна, воспитатель МБДОУ «Зернышко»,
Приморско-Ахтарский район. Станица Ольгинская.
«Игра - это искра,
зажигающая огонёк пытливости
и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Применение игровых технологий в образовательном процессе и практики
не нова. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой
деятельности разрабатывали ученые К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л.
Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Однако в системе Российского образования
игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».
Инновационные процессы на современном этапе развития общества
затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как
начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие
дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может
осуществляться
без
разработки
инновационных
технологий.
Инновации
определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в
педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие
его способностей.
В своей практике с детьми с тяжелым нарушением речи мы используем
современные образовательные технологии, направленные на своевременную
диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Задачей дошкольного образования является подготовка детей к
обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.
Среди методов коррекции речевых нарушений дошкольников с положительной
стороны в плане эффективности зарекомендовали себя игровые технологии.
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений
дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди
которых речь занимает основное место. Игра побуждает дошкольников к
речевому
общению,
обеспечивает
максимальную
речевую
активность,
оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние
ребенка, активизирует фантазию, воображение, и в то же время игровые
приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста
длительной однообразной деятельности, помогают чередовать виды речевой
деятельности.
В работе с детьми с ТНР игра выполняет коррекционную и
развивающую
функции.
Игра,
как
и
вся
коррекционно-развивающая
деятельность, должна включать в себя цель, средства, процесс и результат.
Когда ты сообщаешь детям об игре, у них уже создаётся игровое настроение.
Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать
рабочего
настроя
на
занятии,
не
делать
развлекательным
его
времяпровождение.
В
зависимости
от
поставленных
на
данном
этапе
коррекционной работы целей подбирается дидактический материал. При этом
игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию работы. В
подборе игр целью могут служить: недостатки произношения, формирование
фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи,
расширение словарного запаса слов. А также: нормализация мышечного тонуса
и
координации
движений,
совершенствование
психических
и
коммуникативных навыков детей. Игра может использоваться в качестве
занятия или его части и проведена на любом этапе. Создание игровой модели
происходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя
занятия. Ребята действуют по игровым правилам. Итоги игры подводятся как со
стороны игровой деятельности, так и коррекционно-развивающей. При
планировании коррекционно-развивающих игр неотъемлемая роль отводится
развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение,
восприятие, мышление, развитие зрительно-моторной координации.
В своей работе с детьми с ТНР мы широко используем игровые технологии,
направленные на развитие речевого творчества. Это ЛЕГО.
С помощью ЛЕГО предлагая детям придумать сказку о том, как одна
постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное
превращение, описать своих героев.
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-
театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены
сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и
т. д., а также имеются элементы творчества.
Используем ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях.
Например, игра «Чудесный мешочек», в которой можно использовать ЛЕГО не
только для развития тактильного восприятия, формы, но и речи (расскажи о
предмете).
Работая с ЛЕГО конструктором, хорошо отрабатывать грамматические
конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в
твоём домике окошек? сколько ягод выросло на кустике? как рычит лев,
которого ты сконструировал? В твоём зоопарке много кого?).
Игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики и
снижение психофизического и мышечного напряжения.
Развитию мелкой моторики и снижению психофизического и
мышечного напряжения способствуют игры с песком. Игры с песком — это
естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играя в
песке, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
Именно поэтому, в играх с песком можно проводить коррекционные,
развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая
различные истории, мы в доступной для ребенка форме передаем ему наши
знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Знакомить с песком начинали с тактильных ощущений, появляющихся
от взаимодействия с песком. Далее учили детей оставлять отпечатки рук,
различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию
сенсорных эталонов. Параллельно с этим использовали упражнения с песком,
направленные на развитие мелкой моторики: это перетирание песка между
пальцами (самомассаж), зарывание рук, встряхивание рук, и многое другое:
просеивание, рисование. Как только дети научились манипуляциям с песком
перешли к более сложным играм, таким как: «Печём куличики», «Откопай
разгадку», «Угадай, что спрятано» и т. д. «Играли» на поверхности песка, как
на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигались не только пальцы,
но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.
Игры с песком сопровождаются рассказами, потешками, песенками, загадками.
С целью снижение психофизического напряжения, мышечного
напряжения,
расслабление,
развитие
тактильной
чувствительности,
воображения проводили такие игры как «Здравствуй, песок!», «Песочный
дождик», «Песочный ветер», «Необыкновенные следы» и многие другие.
Игровые технологии, направленные на развитие внимания и памяти.
Как правило, дети с ТНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и
недоразвитие внимания и памяти. Рассмотрим некоторые варианты игр,
которые мы используем по развитию произвольного внимания и памяти.
В работе с детьми рекомендуем использовать игры «Фотограф» и
«Крестики-нолики». В игре «Фотограф» воспитатель показывает детям
карточку в течение 10 секунд. Затем убирает ее и предлагает рассказать что
было на ней изображено.
Для игры «Крестики-нолики» для каждого ребенка необходимо
приготовить
индивидуальные
карточки,
на
которых
нарисованы
круги,
квадраты, треугольники. По команде детям необходимо в квадрат поставить
точку, в круг - крестик, а в треугольник – нолик.
Накопленный нами опыт позволяет сделать вывод о том, что
использование игровых технологий способствует формированию у детей с ТНР
положительной речевой мотивации, активизации самостоятельной связной
речи,
обогащению
ее
лексического
содержания
и
совершенствованию
грамматического оформления, а также развитию психических процессов и
коммуникативных навыков.
Таким образом, игра - неотъемлемая часть жизни детей. Играть
приятно, играть легко, в игре дети проживают счастливое состояние. Играют,
чтобы играть, получить удовольствие от игры, а достижение цели лишь венчает
полученное удовольствие. В игре заложена возможность незаметно овладеть
некоторыми
умениями,
необходимыми
для
познавательной,
трудовой,
художественной, спортивной деятельности и для общения. В игре минимальное
количество правил, которые необходимо соблюдать, а все остальное поле для
свободного проявления своей индивидуальности. В игре все равны и все
испытывают удовлетворение от равенства, которого так не достает в
социальном мире. С помощью игры ребенок раскрывается и устанавливает
контакт с окружающим миром и детским социумом.
Коррекционно-развивающие игры таят в себе нераскрытые
возможности. Ведь игра – это не только развлечение, это труд ребенка, это его
жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и
воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки,
уточняет, закрепляет знания. И наша задача – сделать этот процесс
максимально увлекательным и результативным, от этого зависит дальнейшая
жизнь конкретного ребенка.
Литература.
1..Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие.
- М.:Мозаика-Синтез,2006-2010
2.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
3.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.
//Управление ДОУ. - 2012. - №5.
4.Нищева Н.В. Специальное и инклюзивное образование в временном детском
саду. Сборник материалов из опыта работы. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТТВО. ПРЕСС». 2015 –Вып.1. – 240 с.