Автор: Суворова Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 39
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс, город Осинники
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТВОРЧЕСТВА"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 39 «Сказка»
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТВОРЧЕСТВА
Осинники 2024
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………… 5
Глава 1. Психолого-педагогический аспект изучение проблемы
развития творческих способностей
………………………… 9
Глава 2. Нетрадиционные техники рисования как средство
развития творческих способностей детей
дошкольного возраста …………………………………………… 16
Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению развития
творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста ……............................................................. 32
Заключение …………………………………………………………………. 39
Список литературы …………………………………………………………. 40
Приложение ………………………………………………………………… 41
3
Введение
Одной
из
основных
задач
образования на
современном
этапе
является
всестороннее
развитие
личности
человека.
Дошкольное
образовательное
учреждение
является
первой
ступенью
образования
и
поэтому
призвано
способствовать
гармоничному
развитию
личности
каждого ребенка и полноценной подготовки дошкольников к обучению в
школе.
Для
того
чтобы
успешно
решать
эти
задачи,
воспитатели,
методисты детских садов стремятся к созданию наиболее благоприятных,
оптимальных
условий
для
развития
ребенка,
изыскивают
соответствующие
приемы
и
методы
воспитания
и
обучения.
Но
как
показывает практика, в последние годы и родители, и учителя говорят о
неумении
дошкольников
самовыражаться,
об
отсутствии
у
них
воображения,
творческих
способностей
в
продуктивных
видах
деятельности. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится
в
школе непреодолимым
препятствием
при решении нестандартных
задач, интерпретации материалов первоисточников, у ребенка снижается
самооценка и возникает чувство неполноценности.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
убеждает,
что
возросла
потребность
практики
дошкольного
образования
в
инновационных
изменениях,
способствующих
творческому
росту
личности
в
процессе
дошкольного
образования.
Поэтому
развитие
творческих
способностей
детей
должно
стать
важнейшей
задачей
дошкольных учреждений, так как этот процесс пронизывает все этапы
развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность
принимаемых
решений,
привычку
к
свободному
самовыражению,
уверенность в себе.
Социальная необходимость развития творческих способностей детей
дошкольного возраста, представлена следующей характеристикой.
4
В
окружающей
жизни
творчество
–
необходимое
условие
существования, и все, в чем заключено хоть что-то новое, обязано своим
происхождением
творческому
началу
человека.
Учитель-новатор
И.П.Волков считает, что «творчество ребенка – это создание им нового
оригинального
продукта,
изделия,
в
процессе
работы
на
которым
самостоятельно
применены
усвоенные
знания,
умения,
навыки…
творчество, индивидуальность, художество. В процессе этой деятельности
развиваются, прежде всего, творческие способности ребёнка, которые
включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности,
неординарности мышления».
Конечно
же,
детское
творчество
формируется
постепенно,
при
непосредственном участии и поддержке взрослого, и самое главное, по
мере накопления дошкольниками познавательных знаний, практических
умений в разных видах продуктивной деятельности. В соответствии с
этим, приобрести эти знания и умения дошкольник сможет, по-нашему
мнению,
в
изобразительной
деятельности,
а
именно
на
занятиях
по
обучению
рисованию
с
использованием
нетрадиционных
техник.
Изобразительная
деятельность
имеет
неоценимое
значение
для
всестороннего развития
ребенка, является
одной из
самой
интересной
деятельности,
она
позволяет
детям
передать
то,
что
их
взволновало,
вызвало
положительное
отношение.
В
процессе
изобразительной
деятельности в детском саду при условии оптимальной организации и
эффективного осуществления, закладывается интерес к художественно-
творческой
деятельности,
на
основе
которого
в
последствии
будет
формироваться художественная культура человека.
Учитывая, какое значение имеет изобразительная деятельность во
всестороннем воспитании и развитии творческих способностей у детей,
очень
важно
не
только
включение
всех
предметов
этой
деятельности
содержание
образования,
но
и
преемственность
всех
этапов
обучения
5
изобразительному
искусству
с
целью
повышения
эффективности
овладения детьми этой деятельностью и творческого развития.
Чтобы
привить
любовь
к
изобразительному
искусству,
вызвать
интерес к рисованию, используют нетрадиционные способы изображения.
Следует
отметить,
что
нетрадиционные техники
рисования,
такие
как
ниткография,
монотипия,
граттаж,
набрызг,
кляксография,
доставляют
детям
удовольствие,
обогащают
их
представление
о
мире,
помогают
развивать
творческое
мышление,
пробуждают
детскую
фантазию,
способствуют формированию творческих навыков.
И
поэтому
мы
заинтересованы
в
исследованиях
возможности
нетрадиционных техник рисования в педагогическом процессе ДОУ для
формирования
творческих
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста.
В
качестве
цели
нашего
исследования
мы
определим
изучение
влияния нетрадиционных техник рисования на формирование творческих
способностей детей дошкольного возраста.
Объектом нашего изучения является процесс развития творческих
способностей детей дошкольного возраста.
Предметом
нашей
исследовательской
работы
выступают
пути
и
средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
на занятиях по обучению рисованию с использованием нетрадиционных
техник изображения.
В соответствии с поставленной целью исследования нашей работы
необходимо выделить следующие задачи:
1.
Изучить
проблему
формирования
творческих
способностей
в
теории и практики;
2.
Проанализировать
возможности
нетрадиционных
техник
рисования в развитии творческих способностей старших дошкольников;
3.
Разработать
и
экспериментально
апробировать
занятия
по
обучению
рисованию
с
использованием
нетрадиционных
техник
6
изображения, способствующих формированию творческих способностей
дошкольников.
На основе поставленной цели нами была сформулирована гипотеза
исследования. Мы считаем, что формирование творческих способностей
дошкольников
будет
более
эффективно
в
процессе
использования
нетрадиционных техник рисования за счет:
-
заинтересованности
дошкольниками
богатым
разнообразием
содержания нетрадиционных техник рисования и поддержанием его на
протяжении всей деятельности;
-
предоставление
дошкольникам
самостоятельности
(при
поддержке взрослого) и творчества на занятиях по обучению рисования,
как обязательных составляющих творческой деятельности;
- обеспечения позиции дошкольника как субъекта познания.
Благодаря исследовательской работе, проводимой на занятиях по
обучению
рисованию
дошкольников,
появилась
возможность
выявить
наиболее
эффективные
методы
и
приемы
работы
при
использовании
нетрадиционных
техник
изображения,
проследить
освоение
детьми
системы средств, обеспечивающих полноценное овладение графическими
умениями
и
навыками,
на
основе
которых
возможно
развитие
способностей, что составляет научность исследования.
Практическая
значимость
исследования
заключается
в
использовании
материалов
данной
работы
на
занятиях
по
обучению
рисованию в будущей профессиональной деятельности.
7
Глава 1.
Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития
творческих способностей
Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законом,
не всегда понятным взрослым.
Для ребёнка-дошкольника, по мнению педагога - Е. Евдокимовой,
характерна
колоссальная
жажда
жизни,
что
ярко
проявляется
в
его
потребности
в
активных
действиях,
общении,
самовыражении,
разнообразных впечатлениях.
Ёщё в начале 30-х годов 20-того века в беседе с Н.Сац известный
учёный А.Энштейн заметил: «… дети любят искать, сами находить, в этом
их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают, удивляются
многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное –
научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать
глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями,
не
помогаем им
отбирать то
главное, что
ведет
в
глубину знаний, в
глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям,
нужно
гораздо
больше
свободы,
возможности
познать
себя
и
свои
творческие способности». Мы полностью согласны с данным мнением, и
исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей,
пришли
к
выводу:
новые
формы
их
со-деятельности,
сотворчества
позволяют
найти
источник
не
только
эмоциональных
насыщенных
переживаний, но и личностного развития.
Прежде чем прийти к вопросу о сущности творческих способностей,
необходимо уточнить смысл отдельных понятий, связанных с проблемой
формирования творческих способностей детей дошкольного возраста. Для
этого
рассмотрим
два
составляющих
его
компонента:
это
понятие
«творчество» и «способности».
8
Изучение
психолого-педагогической
литературы
показало,
что
существует множество различных точек зрения на понятия «творчества»:
одни ученые занимались выяснением черт типичных биографий творцов,
другие – исследуют процесс творчества как таковой, третьи анализируют
его особенности, способы определения и пути развития творчества.
Изучая
накопленные
сведения
по
вопросам
творчества,
можно
выделить в этой области, следующие основные направления: творчество
как продукт, как процесс, как способность, как черта личности в целом (но
при этом стоит отметить, что деление это достаточно условное).
Педагог-психолог
Л.С.
Выгодский,
изучая
проблему
развития
детского
творчества,
пишет
о
том,
что
обыденное
представление
о
творчестве
не соответствует научному. «В обыденном
представлении
творчество,
есть
удел
немногих
избранных
людей,
гениев,
талантов,
которые создали художественные великие произведения, сделали большие
научные открытия или
изобрели
какие-нибудь усовершенствования в
области
техники. Конечно,
высшее выражение творчества до
сих пор
доступны
только
немногим
избранным
гениям
человечества,
но
в
каждодневной
окружающей
нас
жизни
творчество
есть
необходимое
условие существования, и всё что выходит за пределы рутины и в чём
заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому
процессу человека».
Л.С. Выгодский под понятием «творчества» понимает: «Творческую
деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это
созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира
или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
При определении понятия «детское творчество» мы опирались на
концепцию педагога Т.С. Комаровой, которая рассматривает творчество
дошкольника
как
создание
им
субъективно
нового
продукта,
придумывания
различных
вариантов,
добавление
к
известному
новых
9
деталей,
проявление
инициативы.
При
этом
акцент
делается
не
на
продукте, а на самом процессе творческой деятельности ребенка.
Чтобы
деятельность
ребёнка
носила
действительно
творческий
характер,
необходимы
определенные
условия.
Прежде
всего,
связь
обучения с жизнью: ребёнка может заинтересовать то, что связано с его
непосредственным опытом и
окружением. Важно также,
чтобы
новые
знания и умение он мог применить. А в связи с тем, что восприятие
дошкольников является чувственным (для них важно потрогать, увидеть,
«прочувствовать» реалии этого мира), познание мира должно носить
наглядный характер. Для создания творческой атмосферы необходимо
также предоставление свободы. И, наконец, он должен иметь в своём
распоряжении
средства
для
воплощения
своего
замысла
и
владеть
приёмами достижения поставленной цели, а этому необходимо научить.
Ряд учёных отмечают, что творчество направлено на изменение,
совершенствования самого субъекта творчества (Ш.Н. Амонашвили, Н.П.
Аникеева, А.К. Дусоевский и д.р.). В частности Махмутов пишет, что
творчество
направленно
на
создание
объективно
или
субъективно
качественно новых для учащегося ценностей, имеющих общественного
субъекта.
Процесс
творчества
часто
сравнивают
с
«процессом
отражения
действительности». В связи с этим психологи: Р.М. Грановская, Ю.С.
Крижанская
отмечают
«Понимание
сущности
творчества
зависит
от
понимания роли и места несознаваемых форм отражения, с которыми
связаны воображения, фантазия, интуиция, догадка». Процесс отражения
действительности субъектом состоит в создании ее мозговых моделей –
носителей
идеальных
образов,
соответствующих
объектов.
На
основе
первичных моделей могут быть построены вторичные модели и модели
высоких
порядков,
несущих
идеальные
образы,
адекватные,
но
не
тождественные данной области действительности.
10
Педагог
-
В.И.
Шубинский
считает
возможным
говорить
о
педагогике
творчества
как
особой
области
педагогических
наук,
занимающейся
выявлением
закономерности
формирования
творческой
личности. В
предварительном плане
он
намечает
три
основных этапа
творческого
процесса
–
возникновения
творческой
ситуации,
эвристический этап, этап завершения.
Разные авторы определили способность к творчеству по-разному.
При всех различиях этих определений, в них, тем не менее, есть нечто
новое, оригинальное. Американский психолог – Е.П. Торранс, анализируя
проблему творчества, подчёркивает, что в современных исследованиях
«творчество» трактуют как высший мыслительный процесс. Он трактует
творчество так: «…способность адаптивно реагировать на потребность в
новых подходах, это способность осмысленно включать в жизнь что-то
новое, хотя процесс может быть неосознанным или частично осознанным».
Обобщая, выше изложенное мы можем сделать вывод: творческая
деятельность – это продукт, который есть «нечто новое», оригинальное,
«никогда ранее не бывшее». Это может быть «вещь» материального или
духовного мира, способ деятельности людей. Для процесса обучения и
воспитания очень важно учитывать субъективную новизну продукта, то
есть новое для ребенка, но не для общества. Несмотря на разнообразие
приведённых высказываний, авторы сходных в том, что насколько дети
способы точно выразить свою мысль, воплотить замысел до конца.
Синтезируя
изложенные
точки
зрения,
и,
учитывая
возрастные
возможности детей дошкольного возраста, мы
определяем творческую
деятельность дошкольного возраста как процесс, этапами которого, по
нашему мнению, являются:
а)
накопление
знаний,
навыков
для
изъяснения
замысла
и
формирования задачи;
б) рассмотрение задач с разных сторон, построение вариантов;
в) реализация версий, идей, образов;
11
г) проверка найденных вариантов, их отбор.
Познакомившись
с
тем,
что
такое
творчество,
перейдём
к
рассмотрению понятия «способности».
В психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М.
Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий «способности»,
«одарённость»
и
«талант»
по
единому
основанию
–
успешности
деятельности.
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека от одного, от которых зависит
возможность
успеха
деятельности.
Иногда
способности
считают
врожденными,
могут
быть
лишь
задатки,
а
способности
являются
результатам развития задатков.
Задатки
представляют
собой
лишь
возможности,
и
предпосылки
развития
способностей,
но
ещё
не
гарантируют,
не
предопределяют
появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе
задатков,
способности
развиваются
в
процессе
под
влиянием
деятельности, которая требует от человека определенных способностей.
Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Поэтому,
строго говоря, анатомо-физиологической основной способностей человека
является
не
просто
задатки,
а
развитие
задатков,
то
есть
не
просто
природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то,
что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов.
«Способность» - одно из наиболее общих психологических понятий.
В
отечественной
психологии
многие
авторы
давали
ему
развёрнутые
определения.
В
частности
педагог-психолог
Л.С.
Выгодский
под
способностями понимал: «...сложное синтетическое образование, которое
включает в себя целый ряд данных, и свойств, которые лишь в процессе
организованной
деятельности
вырабатывается».
Аналогичные
по
содержанию высказывания можно найти и у других авторов (Анастази А.,
Бурменская Г.В., Слудский В.М., Платонов К.К.).
12
Психолог - Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые
и
легли
в
основу
определения,
наиболее
часто
используемого
специалистами, наиболее распространенного:
1) Способности - это индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого;
2) Только те способности, которые имеют отношение успешности
выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
2) Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые
уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их
приобретения.
По мнению исследователей, способности обнаруживаются только в
деятельности,
которая
не
может
осуществляться
без
наличия
этих
способностей.
Наблюдая за окружающими нас людьми, легко заметить, что каждый
человек
отличается
определенными
способностями.
Индивидуальное
своеобразие
людей
обуславливается
развитием
задатков,
которые
проявляются в особенностях «чисто человеческий тип нервной высшей
деятельности».
Итак, на основании этих двух, выше рассмотренных, составляющих
мы попытаемся сформулировать понятие «творческие способности».
Творческие
способности
–
это
сочетание
индивидуально
–
психологических
свойств,
которые
дают
возможность
человеку
при
благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему
конструкторско–технических знаний, умений, навыков, т. е. овладеть в
совершенстве
одной
или
несколькими
творческими
профессиями
и
добиться значительных успехов в них.
Главными компонентами творческих способностей являются:
* склонность к творчеству,
* творческое образное мышление,
* пространственное воображение,
13
* наблюдательность,
* ярко выраженная зрительная и моторная память,
* точность глазомера,
* ручная умелость.
Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие
свершения.
Для
того
чтобы
получить
результат,
добиться
творческих
достижений необходим «двигатель» или «природный ремень», который
запустил бы в работу механизм мышления. Иными словами, необходимы
желание и воля, нужна мотивационная основа.
Таким образом, творческие способности подлежат развитию, от них
зависит
готовность
личности
к
творческой
деятельности.
И
в
формировании
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
решающую
роль
играют
внешние
условия,
обучение
и
воспитание,
различные виды детской продуктивной деятельности. Одним из основных
условий развития творческих
способностей дошкольников
мы считаем
целесообразную
организацию
продуктивной
деятельности
(рисование
нетрадиционными техниками).
14
Глава 2.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития
творческих способностей детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность в ДОУ – один из самых интересных,
творческих
видов
деятельности
детей.
Детское
изобразительное
творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком
окружающей действительности на основе накопленного и переработанного
им
опыта,
как
способность
создать
образ
и
выразить
свое
к
нему
отношение.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует
свои
силы
и
совершенствует
свои
способности.
Она
доставляет
удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире.
Именно
поэтому
психологи выступают
против
традиционных методов
обучения, используемых в
дошкольных
учреждениях
и
вынуждающих
детей
действовать
в
рамках
навязываемых
ими
схем
образных
представлений, которые не
пробуждают их
фантазию
и
творчество,
а
наоборот, подавляют развитие личности.
Традиционные
виды
изобразительной
деятельности
не
достаточно
развивают
воображение,
не
побуждают
детей
к
экспериментированию
красками, мелками, пластилином, а вынуждает механически выполнять то,
что предлагает педагог.
В
поисках новых методов
и
технологий для
развития
творческой
активности детей мы обратились к нетрадиционным техникам рисования.
Несомненно,
достоинство
таких
техник
является
универсальное
использование
технологий
и
их
выполнение
интересно
и
доступно
и
взрослым, и детям старшего дошкольного возраста.
Рисование
необычными
материалами и
оригинальными техниками
позволяет детям ощущать незабываемые положительные эмоции. Эмоции,
как известно – это и процесс, и результат практической деятельности,
15
прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о
том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует
ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники
по
своей
природе
способны
посочувствовать
литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные
различные состояния, а вот понять, что есть красота и научить выражать
себя в изобразительной деятельности
– дар, о котором можно только
мечтать, но этому можно и научить.
Чтобы
привить
любовь
к
изобразительному
искусству,
вызвать
интерес к рисованию используют нетрадиционные способы изображения.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря в
группе, разгорается настоящее пламя творчества, которые завершаются
выставкой детских рисунков. Рисовать можно чем угодно и как угодно!
Лежа
на
полу,
под
столом,
на
столе...
На
листке
дерева,
на
газете...
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-
нибудь
придумывать.
А
из
каракуль
и
мазни,
в
конце
концов,
вырисовывается
узнаваемый
объект
–
ни
чем
незамутненная
радость
удовлетворения от того, что и «это сделал я – все это моё!».
Научившись
выражать
свои
чувства
на
бумаге,
ребенок
начинает
лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед
рисованием,
перед
тем,
что
ничего
не
получается.
Он
уверен,
что
получится и получится красиво.
Поэтому,
рассматриваемые
далее
техники
должны
в
водиться
в
практику
дошкольного
образования,
и
в
процесс
профессионально
–
педагогической подготовки будущих воспитателей с целью актуализации и
развития их творческих возможностей как сущностной характеристики
педагогической деятельности.
Более подробно остановимся на нетрадиционных техниках рисования,
используемых в ДОУ.
16
Очень доступная детям так называемая диатипия (от греческого dia –
сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии,
но есть и существенные различия.
Способ получения изображения: специальным роликом (готовится и
ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий
слой краски на стекло или гладкую
поверхность картонной папки.
Сверху накладывают лист бумаги и
начинают рисовать. Рисуют
карандашом, а то и просто
заостренной палочкой стараясь не
давить сильно руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к
стеклу или картону, получится оттиск – зеркальное повторение рисунка с
интересной фактурой и цветным фоном. Можно работать и с двумя
красками. Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на
цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке. Последнюю положите
поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть
изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной
палочкой и ... Оттиск готов.
Совсем иная по основным приемам работы техника акватуши или
акватипии.
Способ
получения
изображения:
разведите
гуашь
и
крупно,
широкими
мазками
нарисуйте
на
бумаге
дерево
или
гриб, птицу или дом, животное или человека
– что угодно. Желательно, чтобы рисунок был
крупный. Когда гуашь подсохнет, покройте
весь лист черной тушью (последняя сохнет
быстро, если ее слой не слишком толст). А за
17
тем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с
бумаги, а тушь лишь частично. И остается на черном фоне интересный
белый
рисунок со
слегка
размытыми контурами. Бумага,
естественно,
должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании.
Граттаж.
Этот
способ
выделения
рисунка
путем
процарапывания
пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Слово «Граттаж» произошло от французского gratter – скрести, царапать,
поэтому другое название техники – техника царапанья.
Способ получения изображения: плотную бумагу покрывают толстым
слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку.
Затем
широкой
кистью,
губкой
или
тампоном
из
ваты
наносят
на
поверхность
слой
туши.
Когда
тушь
высохнет,
острым
предметом
–
скребком, ножом, вязальной спицей – процарапывают рисунок, образуя на
черном фоне тонкие белые штрихи.
Черно – белый граттаж (грунтованный лист)
Перечень материалов и инструментов: картон или плотная бумага
любого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно
одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для
туши, палочка с заточенным концом или пустой стержень (иглы, булавки
использовать не рекомендуется).
Способ получения изображения: ребенок натирает свечей лист бумаги
так, чтобы он был полностью покрыт
слоем воска. Затем на него наносятся
тушь с жидким мылом либо зубной
порошок (в этом случае он заливается
тушью без добавок). После высыхания
палочкой процарапывается рисунок.
18
Цветной граттаж
Перечень материалов и инструментов: цветной картон или плотная
бумага, предварительно затонированная акварельными красками, либо
гуашью, (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла.
Способ
получения
изображения:
после
высыхания
палочкой
процарапывается
рисунок.
Далее
возможна
доработка
недостающих
деталей гуашью.
Необычная
техника
–
«Водяная
печать».
Подробно
разработала
приемы работы в технике водяной печати Линда Маркус.
Способ получения изображения: она наливает краску... на воду, а
сверху кладет лист бумаги. Отсюда и название «водяная печать», так как
печатанье
происходит
прямо
с
водяной
поверхности.
Полученное
изображение можно дополнить, сделав несколько завершающих штрихов
акварелью или золотой серебряной краской.
Рисование жесткой полусухой кистью
Перечень материалов и инструментов: жесткая кисть, гуашь, бумага
любого цвета и формата либо вырезанный из нее силуэт пушистого или
колючего животного.
Способ
получения
изображения:
на
кисть набирается краска (вода практически
не используется), и прикосновениями ее к
бумаге
заполняется
весь
лист,
контурный
рисунок или шаблон. Получается имитация
фактурности
пушистой
или
колючей
поверхности.
19
Рисование пальчиками («пальчики-палитра»)
Перечень материалов и инструментов: мисочки с гуашью, плотная
бумага любого цвета формата А4, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок
опускает
в
гуашь
пальчик
и
наносит
на
бумагу
точки,
пятна
(в
зависимости
от
замысла – рисование ягод, грозди; хаотичное
заполнение
листа
цветными
пятнами
–
рисование
настроения).
После
работы
пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Рисование ладошкой
Перечень материалов и инструментов: широкие блюдечки с гуашью,
кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку
или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
Отпечаток
дорабатывается
кистью
до
получения
изображения
(птицы,
деревья, солнышко). После работы руки вытираются салфеткой, затем
гуашь легко смывается.
20
Оттиск печатками из картофеля («печатки»)
Перечень
материалов
и
инструментов:
мисочка
либо
пластиковая
коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,
пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из
картофеля
–
их
изготавливает
педагог,
разрезав
клубень
пополам
и
доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры,
цветы).
Способ
получения
изображения:
ребенок
прижимает
печатку
к
штемпельной
подушке
с
краской
и
наносит
оттиск
на
бумагу.
Для
получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном
Перечень
материалов
и
инструментов:
мисочка
либо,
в
которую
вложена
штемпельная
подушка
из
тонкого
поролона,
пропитанного
гуашью,
плотная
бумага
любого
цвета
и
размера,
кусочки
поролона.
Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик.
Способ
получения
изображения:
ребенок
прижимает
кусочек
поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Для изме
нения цвета берутся другие мисочки и поролон.
21
Оттиск смятой бумагой
Перечень
материалов
и
инструментов:
блюдце
или
пластиковая
коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,
пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая
бумага.
Способ
получения
изображения:
ребенок прижимает смятую бумагу к
штемпельной
подушке
с
краской
и
наносит
оттиск
на
бумагу.
Чтобы
получить
другой
цвет
меняются
блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки (свеча)+акварель
Перечень материалов и инструментов: восковые мелки или свеча,
плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ
получения
изображения:
ребенок
рисует
восковыми
мелками
(свечой) на белой бумаге. Затем тонирует
лист
акварелью
в
один
или
несколько
цветов.
Рисунок
мелками
остается
не
закрашенным.
22
Рисование солью
Это
техника
обладает
не
только
интересными
декоративными
возможностями, но и весьма удобна в обращении.
Способ
получения
изображения:
предварительно
надо
сделать
на
бумаге набросок. Смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью,
подождать, пока она вберет в себя воду, лишнюю соль убрать. Когда все
подсохнет,
нарисовать
недостающие
элементы
и
раскрасить.
Рисунок
готов. Солью хорошо, получается, рисовать стрекоз, дым, каток, снег,
птичек, медуз, бабочек.
23
Рисование мыльными пузырями
Перечень материалов и инструментов: баночка, шампунь, гуашь, вода,
лист бумаги и трубочка для коктейля.
Способ
получения
изображения:
в
баночку
с
гуашью
вливают
шампунь,
добавляют
немного
воды,
все
хорошо
размешивают, и дуем в трубочку до тех
пор, пока не образуется пена. Осталось к
пене приложить лист бумаги дорисовать
детали и рисунок готов.
Способ выдувания
Для
этого
надо
приготовить
трубочки,
краску,
лист
бумаги
и
картинки,
изображающие
животных,
людей,
различные
предметы.
Трубочкой
осторожно
набирают
(как
бы
вдыхают)
краску
и
также
осторожно выдувают ее на лист бумаги. Затем на получившиеся разводы
приклеивают соответствующую картинку, а пальцами дорисовывают все
необходимое: звезды, если это космический пейзаж; цветы и мордочки
животных, если это лес.
24
Монотипия предметная
Перечень материалов и инструментов: плотная бумага любого цвета,
кисти, гуашь или акварель.
Способ
получения
изображения:
ребенок
складывает
лист
бумаги
вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета
(объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования
каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается
пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить,
прорабатывая детали изображения и каждый раз также складывая лист.
Монотипия пейзажная
Перечень
материалов
и
инструментов:
бумага,
кисть,
гуашь
либо
акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ
получения
изображения:
ребенок
складывает
лист
бумаги
пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой получается его
отражение в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы
краски не успели высохнуть.
Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной
губкой.
Исходный
рисунок
после
того,
как
с
него
сделан
оттиск,
оживляется
красками, чтобы
он
сильнее
отличался
от
отпечатка.
Для
монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку,
на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным
листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
25
Кляксография обычная
Перечень
материалов
и
инструментов:
бумага,
тушь,
либо
жидко
разведенные гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5
и больше).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь
пластиковой ложечкой и выливает на бумагу или набирает толстой кистью
разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно
стряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем
лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный
лист пополам, на одну половину
капнуть тушь, а другой его прикрыть).
Далее верхний лист снимается, а
изображение внимательно
рассматривается, чтобы определить, на
что оно похоже. Недостающие детали
дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Перечень
материалов
и
инструментов:
бумага,
тушь,
либо
жидко
разведенные гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5
и больше), трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой
ложечкой краску и выливает на лист, делая небольшое пятно (капельку),
или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист
бумаги, осторожно стряхивая.
Затем дет на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни
пятна,
ни
бумаги.
При
необходимости
процедура
повторяется.
Недостающие детали дорисовываются.
26
Кляксография с ниточкой («цветные ниточки»)
Перечень
материалов
и
инструментов:
бумага,
тушь,
либо
жидко
разведенные
гуашь
в
мисочке,
пластиковая
ложечка,
нитка
средней
толщины длинной в два раза больше размера листа.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску
(можно держать за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в
баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или
кистью).
Затем
на
лист
бумаги
(или
на
половину
сложенного
листа)
выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы
нити
остаются
свободными (за
пределами листа).
После
этого
сверху
накладывается другой лист или половина сложенного листа, прижимается
одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, с одновременным ее
протягиванием
в
разных
направлениях.
Работа
просушивается,
недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.
Набрызг
Перечень
материалов
и
инструментов:
бумага,
гуашь,
кусочек
картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и
легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, - краска
разбрызгивается
на
бумагу.
Для
разбрызгивания
краски
можно
также
использовать зубную щетку или расческу.
Отпечатки листьев
Перечень
материалов
и
инструментов:
листья
разных
деревьев
(опавшие), гуашь, кисть.
Способ
получения
изображения:
ребенок
покрывает
лист
дерева
красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной
стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
27
Батик.
Перечень
материалов
и
инструментов:
ткань
предварительно
накрахмалена, простой карандаш, набор гуашевых красок, кисти №1, №4,
стаканчик с водой, салфетка.
Способ получения изображения:
на натянутую ткань предварительно
накрахмаленной
ребёнок
рисует
карандашом
изображение.
Затем
кистью
и
гуашью
раскрашивают
изображение дают высохнуть. После
работы руки вытираются салфеткой.
Рисование разноцветными нитками.
Перечень
материалов
и
инструментов:
альбомный
лист
с
готовым
фоном, простой карандаш, флакончик клея ПВА с дозированным носиком,
разноцветные отрезки ниток, ножницы,
салфетка, набор гуаши.
Способ получения изображения: ребенок рисует карандашом крупный
контур будущего рисунка, по контуру наносит тонкой струйкой клей ПВА,
подобрав отрезки
ниток,
приклеивает по
контуру рисунка,
полученную
композицию раскрашивает гуашью.
28
Расчесывание краски
Перечень
материалов
и
инструментов:
альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканчик
с
водой,
стека
с
зубчиками
или
пластмассовая вилка, салфетка, трафареты.
Способ получения
изображения: ребенок обводит
трафарет (животных, птиц,
овощей, фруктов и т.д.),
закрашивает гуашью пока краска
не высохнет, проводит короткие
штрихи с верху вниз или справа
налево, стекой или пластмассовой
вилкой, готовым изображениям дают высохнуть.
Методическая
особенность
использования
нетрадиционных
техник
рисования
на
занятиях
по
изодеятельности:
в
его
начале
воспитатель
знакомит
детей
с
тем
или
иным
способом
получения
изображения,
объясняя
и
анализируя
предложенные
образцы
работ,
а
затем
демонстрируя применение данной техники на практике.
Применительно
к
некоторым
сложным
по
выполнению
нетрадиционным
техникам
рисования
(граттаж,
монотипия,
«цветные
ниточки»)
необходимо
совместно
с
детьми
проработать
поэтапное
выполнение практической работы, что обеспечит осознанное отношение к
заданию.
Такие
техники, как
«пальчики
-
палитра» и
оттиск печатками из
картофеля,
могут
быть
использованы
на
занятиях
по
декоративному
рисованию с целью отработки понятия «ритм», на занятиях тематического
рисования и рисования по памяти и представлению – с целью выполнения
отдельных элементов изображения, а также фонирования.
29
Оттиск
смятой
бумагой,
кляксография
различных
видов,
набрызг,
отпечатки листьев могут быть использованы с целью подготовки листа
бумаги к дальнейшему изображению (трава, снежный покров).
В
качестве
самостоятельных
техник,
организующих
целостную
композицию, могут рассматриваться монотипия, граттаж, кляксография,
работа восковыми мелками, рисование свечой. Несомненно, использование
в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования,
с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться
ее содержательного и технического богатства.
Вариативность
и
художественное
разнообразие
нетрадиционных
техник рисования предоставляло нам возможность творчески подойти к их
отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия
изобразительной
деятельности,
учитывая
особенности
тематической,
содержательной,
технической
сторон
художественно
–
творческой
деятельности,
а
также
спектр интересов дошкольников, что
позволяет
сделать процесс рисования желанным, интересным, познавательным.
С
другой
стороны,
дошкольники
получают
неограниченные
возможности
выразить
в
рисунке
свои
чувства,
мысли,
переживания,
эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых
пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в
удивительный мир творчества.
30
Глава 3.
Экспериментальная работа по выявлению развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста
Творчество дошкольников понимается как самостоятельное решение
новых поставленных перед ними задач. К самостоятельности решения
новой задачи, к открытиям, которые сделают для себя дети, его подвиг
воспитатель.
В
занятиях
по
обучению
аппликаций
заложены
все
предпосылки для развития творчества.
Целью
данной
главы
нашей
работы
является
выявление
уровня
развития
компонентов
творческих
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста
(5-6
лет)
и
разработка
системы
занятий
с
использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на их
развитие. Эффективность работы можно отследить при помощи сравнений
первичной и вторичной диагностики.
Базой
для
проведения
экспериментальной
работы
был
МБДОУ
«Детский сад № 39» г. Осинники. Как для первой, так
и для второй
диагностики
компонентов
творческих
способностей,
мы
использовали
субтекст «закончи рисунок».
По мнению Гилфорда, изучавшего теорию креативности, различают
шесть параметров креативности:
1.
Способность к обнаружению и постановки проблемы.
2.
Способность к генерированию большого количества идей.
3.
Способность
продуцировать
отдельных
ассоциаций
необычные
ответы, нестандартные идеи.
4.
Семантическая
спонтанная
гибкость
–
способность
к
продуцированию разнообразных идей.
5.
Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
31
6.
Способность
решать
нетрадиционные
проблемы,
проявляя
систематическую гибкость – увидеть в объекте новые признаки,
найти новое использование.
Мы
в
своем
исследовании
для
оценки
уровня
сформированности
компонентов
творческих
способностей
использовали
следующие
критерии: быстрота, оригинальность, разработанность.
- Если ребенок, внося в рисунок оригинальные идеи, дополнял его
многими
деталями
и
при
этом
за
установленное
время
(10
минут)
дорисовал все 10 рисунков, то уровень сформированности его творческих
способностей был достаточным (высоким). (IV)
- Если ребенок выполнял задания (8-7) с достаточной проработкой
деталей рисунка, то уровень сформированности творческих способностей
(средне - высокий). (III)
-
Если
ребенок
выполнял
задания
частично
(6-7
рисунков)
без
достаточной проработки деталей рисунка, то уровень сформированности
творческих способностей (средний). (II)
- Если ребенок выполнил за установленное время 2-5 рисунков без
детальной
проработки,
то
уровень
сформированности
творческих
способностей (низкий). (I)
Констатирующий этап исследования
Задача констатирующего этапа: выявить уровень сформированности
творческих способностей:
- быстрота;
- оригинальность;
- разработанность.
До диагностики необходимо было провести инструкцию. Каждому
ребенку
предлагалось
10
карточек,
на
которых
были
изображены
различные
контуры
фигур.
«На
этих
двух
страницах
нарисованы
незнакомые фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии у вас
получится интересные предметы или сложные картинки на выполнение
32
этого
задания
отводится
10
минут.
Постарайтесь
придумать
такую
картинку
или
историю,
которую
никто
другой
не
сможет
придумать,
придумайте интересное название для каждой картинки».
Полученные
результаты
первичной
диагностики
были
занесены
в
таблицу № 1.
Таблица № 1.
Уровень сформированности компонентов творческих способностей.
И.Ф.
I
II
III
IV
Бурмистов Денис
+
Гембихнер Полина
+
Гуляр Маша
+
Дуплин Витя
+
Дюсупов Кирилл
+
Иванов Сережа
+
Прохорова Катя
+
Романова Катя
+
Санькова Полина
+
Субботкина Арина
+
Харченко Катя
+
Шумайлов Влад
+
Полученные результаты констатирующего эксперимента оказались не
очень высокие. Поэтому, мы пришли к выводу, что для решения этой
задачи
необходимо
включать
в
занятия
по
обучению
рисования
нетрадиционные
техники
изображения,
направленные
на
развитие
творческих способностей.
Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках
рисования, использованных нами в формирующем эксперименте.
Монотипия предметная
Перечень материалов и инструментов: плотная бумага любого цвета,
кисти, гуашь или акварель.
33
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое
и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты
для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части
предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для
получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая
детали изображения и каждый раз также складывая лист.
Граттаж.
Перечень материалов и инструментов: лист альбомный, свеча, чёрная
туш, стека или заострённая палочка.
Способ
получения
изображения:
ребёнок
покрывает
лист
альбома
парафинам от свечи или воском. Затем тонирует лист чёрной тушью в
несколько
слоёв.
Когда
высохнут
все
слои
туши
берет
стеку
или
заострённую палочку и процарапывает на листе изображение, которое хочет
получить.
Рисование солью.
Перечень
материалов
и
инструментов:
альбомный
лист,
гуашь,
кисточка, стакан с водой, соль в соломке.
Способ получения изображения: ребёнок рисует любое изображение, на
листе альбома используя кисть и гуашь. Затем пока не высохло изображение
посыпает сверху солью. Дают высохнуть изображению несколько часов.
Батик.
Перечень
материалов
и
инструментов:
ткань
предварительно
накрахмалена, простой карандаш, набор гуашевых красок, кисти №1, №4,
стаканчик с водой, салфетка.
Способ получения изображения: на натянутую ткань предварительно
накрахмаленной ребёнок рисует карандашом изображение. Затем кистью и
гуашью раскрашивают изображение дают высохнуть. После работы руки
вытираются салфеткой.
34
Рисование поролоном.
Перечень материалов и
инструментов: мисочка в
которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага белого цвета, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает кусочек поролона
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу для получения
задуманного изображения. Для изменения цвета берётся другие мисочки и
поролон.
Рисование разноцветными нитками.
Перечень
материалов
и
инструментов:
альбомный
лист
с
готовым
фоном, простой карандаш, флакончик клея ПВА с дозированным носиком,
разноцветные отрезки ниток, ножницы,
салфетка, набор гуаши.
Способ получения изображения: ребенок рисует карандашом крупный
контур будущего рисунка, по контуру наносит тонкой струйкой клей ПВА,
подобрав отрезки
ниток,
приклеивает по
контуру рисунка,
полученную
композицию раскрашивает гуашью.
Расчесывание краски
Перечень
материалов
и
инструментов:
альбомный
лист,
набор
гуашевых
красок,
кисть,
стаканчик
с
водой,
стека
с
зубчиками
или
пластмассовая вилка, салфетка, трафареты.
Способ получения изображения: ребенок обводит трафарет (животных,
птиц,
овощей,
фруктов
и
т.д.),
закрашивает
гуашью
пока
краска
не
высохнет, проводит короткие штрихи с
верху вниз или
справа налево,
стекой или пластмассовой вилкой, готовым изображениям дают высохнуть.
Систему разработанных занятий мы апробировали на практике с целью
выявления
динамики
развития
у
детей
компонентов
творческих
способностей.
Затем
мы
провели
повторную
диагностику
по
той
же
методике, что и на констатирующем этапе.
35
Анализ
показал,
что
уровень
сформированности
компонентов
творческих способностей после проведенных занятий повысился.
Эти данные мы занесли в таблицу 2.
Таблица 2.
Уровень сформированности компонентов творческих способностей.
И.Ф.
I
II
III
IV
Бурмистов Денис
+
Гембихнер Полина
+
Гуляр Маша
+
Дуплин Витя
+
Дюсупов Кирилл
+
Иванов Сережа
+
Прохорова Катя
+
Романова Катя
+
Санькова Полина
+
Субботкина Арина
+
Харченко Катя
+
Шумайлов Влад
+
Полученный результат в ходе проведенной экспериментальной работы
позволил
нам
утвердиться
в
том,
что
использование
нетрадиционных
техник
изображений
на
занятиях
по
обучению
рисованию
является
продуктивным
способом
развития
творческих
способностей
дошкольников.
Прикладная
ценность
нашего
исследования
подтверждена
теоретическим
обоснованием
проблемы
последующей
эмпирической
проверкой
разработанных
занятий
по
использованию
нетрадиционных
техник изображения. При выполнении работ дошкольники вовлечены в
творческую
деятельность,
которая
являлась
необходимым
условием
формирования творческих способностей детей, для чего на занятиях по
обучению рисованию:
1.
Использовались различные материалы для работы.
2.
Включались проблемные ситуации и игровые приемы.
36
3.
Учебные
задачи
становились
таким
образом,
что
они
способствовали
самостоятельному
поиску
путей
способов
выполнения работ.
4.
Самостоятельное решение задач поощрялось.
5.
Инициатива и проявление самостоятельности в творческом поиске
не сдерживалось.
37
Заключение
Развитие
творческих
способностей
детей
является
одной
из
актуальных задач современной образовательной системы. Чем могут быть
полезны, значимы для решения данной проблемы занятия по обучению
рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения. Вот та
проблема, которая определила смысл нашего педагогического поиска.
В своей работе мы показали, что занятия по обучению дошкольников
рисованию могут обладать значительным развивающим потенциалом и
творческой направленностью, если их содержание обогатить работой с
использованием нетрадиционных техник изображения.
В ходе экспериментальной работы мы апробировали систему занятий,
способствующую
развитию
компонентов
творческих
способностей
дошкольников.
Сравнительный анализ
результатов
диагностических исследований,
который
зафиксировал
позитивную
динамику
компонентов
творческих
способностей, позволил нам сделать вывод о правильности выдвинутой
гипотезы и очевидной прикладной ценности проведенных исследований.
А это значит, что творческие способности эффективнее развиваются в
продукте деятельности, которая носит творческий характер, в которой
дошкольник каждый раз создает для себя что-то «новое», «оригинальное»,
«никогда не бывшее».
Получив положительные результаты, мы пришли к выводу, что на
сегодняшний
день
необходимо
продолжать
работу
по
развитию
у
дошкольников
творческих
способностей
через
использование
нетрадиционных техник рисования.
В дальнейшем мы планируем разработать тематический план занятий
и организовать в ДОУ кружок «Волшебный мир красок» по обучению
детей нетрадиционным техникам рисования.
38
Список литературы
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. -
М.: Просвещение, 1980. - 350с.
2. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981. — 65с.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.,
1968. — 95с.
4. Бурова П. Р. Творчество младших школьников. - М.: Просвещение,
1980. - 80с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском
возрасте: Психологический очерк. - М, 1986. - 83с.
6. Красило А. И. Хрестоматия по педагогической психологии. -
М.: Просвещение, 1995. - 480с.
7. Курникова Т. П. Творчество детей. - М., 1981.- 45с.
8. Немов Р. С. Психология. - В 3-х кн. - Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 550с.
9. Сакулина Н. П. Творчество и фантазия. - М.: Просвещение, 1980. -
125с.
10. Сечень П. Р. Через игру к творчеству. - М.: Просвещение, 1989. -215с.
11. П.Теплов Б. М. Психология. -М., 1990. -350с.
12.Флерина Е. А. Творчество детей. - М.: Просвещение, 1990. - 167с.
13. И.Шумилин А. Т. Процесс творчества школьников. - М.: Просвещение,
1990. - 98с.
14.Философская энциклопедия. — М., 1981. — 790с.
39
Приложение
40
Конспект занятия
Тема: « Плюшевый медвежонок»
Рисование поролоном
Цель занятия:
1.
Помочь
детям
освоить
новый
способ
изображения
-
рисование
поролоном, позволяющий передать характерную фактурность его
внешнего вида (объём, пушистость).
2.
Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомый с детства
игрушки;
закреплять
умение
изображать
форму
частей,
их
относительную величину, расположение, цвет.
3.
Развивать
творческое
воображение детей,
создавать
условия
для
развития творческих способностей.
Оборудование для занятия:
- детская игрушка медведь;
- альбомный лист;
- простой карандаш;
- набор гуашевых красок;
- 2 кусочка поролона;
- тонкая кисть;
- стаканчик с водой;
- салфетка;
Предварительная
работа:
рассматривание
игрушки
и
составление
описательных рассказов о ней на занятиях по развитию речи.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, скажите, что вам не обходимо для игр?
Игрушки.
Педагог. А откуда они появляются у вас дома, в детском саду?
Из магазина.
Педагог. Правильно, но сначала, их покупают. Сегодня мы с вами будем
рисовать игрушку, но какую вы отгадайте мою загадку:
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.
(Плюшевый медведь)
Ответ детей.
Практическая часть.
1.
На
альбомном
листе
нарисовать
контур
медвежонка
простым
карандашом, начиная с головы, крупно, соотнося с размером листа.
41
2.
Объяснение
педагога
нового
способа
изображения
-
рисование
губкой:
3.
Дополнить рисунок деталями: тонкой кистью нарисовать глаза, нос,
рот
медвежонку,
прорисовать
коготки
на
лапках,
по
желанию
украсить нарисованную игрушку бантом.
4.
По желанию сделать яркий цветной фон вокруг медвежонка тем же
способом, используя другой, кусочек поролона.
В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети: напоминает
о том, чтобы не набирали много краски на поролон, а лишь слегка
касались
поверхности
краски,
чтобы
отпечаток
имел
воздушно-
окрашенную поверхность; сначала выполнить до конца один элемент,
лишь затем приступить к выполнению следующего.
Педагог. Ребята у вас получились чудесные портреты весёлых пушистых
медвежат, которые можно вставить в рамочку и повесить в своей
комнате или подарить своим родителям.
42
Конспект занятия
Тема: « Берёзка»
Батик
Цель занятия:
1.Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить
свои впечатления в рисунке.
2.
познакомить
детей
с
техникой
рисования
–
батиком,
с
разными
способами создания рисунка на ткани.
3. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.
4. Продолжить развивать детское изобразительно творчество.
Оборудование для занятия:
- репродукции картины И. Остроухова «Берёзы»;
- подготовительный батик, размер А4
- простой карандаш;
- набор гуашевых красок;
- кисти №1, №4;
- стаканчик с водой;
- салфетка.
Подготовительная работа: наблюдение за берёзкой во время прогулок в
разное время года, заучивание стихотворений С. Есенина «Берёза», И.
Токмаковой
«Если
б
дали
берёзке
расческу...»,
рассматривание
репродукций
картин
художника
И.
Левитана
«Берёзовая
роща»,
И.
Остроухова «Берёза».
Ход занятия
Педагог. Дети на Руси издавна почитали одно дерево, а для того чтобы
узнать, что это за дерево отгадайте загадку:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
Дети. Берёзки
Педагог.
Берёзка
является
символом
России.
Издавна
на
Руси
существовал праздник
почитание
цветущей
растительности
и
плодородия
праздновали, этот праздник в Троицу. Берёзка была центром
внимания на этом празднике. Берёзка – щедрое и доброе дерево.
Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про её
достоинства загадки:
С одного дерева да четыре угодья:
Первое – от темной ночи свет,
Второе – некопаный колодезь,
Четвертое – разбитому связь.
(Педагог объясняет детям все четыре загадки).
43
Художники часто изображают берёзу, восхищаясь её природной
красотой.
Мы
сегодня
тоже
будем
рисовать
как
настоящие
художники. Художники рисуют на холсте, холст имеет тканевую
основу. Мы тоже сегодня будем рисовать на ткани. Такой
способ
называется
БАТИК.
При
рисовании
на
ткани
нужно
соблюдать ряд правил:
- не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растекалась по
ткани;
-
работать
концом
кисти,
чтобы
рисуемые
контуры
были
ровные,
одинаковой толщины,
-
а
вот
чтобы
придать
объём
изображаемым
объектом,
можно
воспользоваться
приемом
примакивания
всем
ворсом
к
поверхности, тогда контуры получается слегка расплывчатыми и
более объёмными.
Практическая часть
1.Нарисовать простым карандашом контур ствола берёзы – тонкий
стройный, узкий и заостренный наверху.
2. Нарисовать контуры веток, начиная с середины ствола, с обеих
сторон дерева.
3. Дополнить основные ветки короткими боковыми веточками.
4. Обвести контур рисунка гуашью черного цвета концом тонкой
кисти
(следить за тем, чтобы деревянная основа была направлена вверх, только
в этом случае линия будет получаться тонкой и одинаковой толщины).
5. Концом кисти изобразить длинные линии сверху вниз в нижней
части
ствола,
оставляя
между
ними
не
закрашенные
промежутки,
и
короткие горизонтальные штрихи с
левой
и
правой
стороны
внутри
нарисованного контура ствола.
6. Для выполнения листвы использовать способ тычка концом кисти
(если листья на березе только распускаются) или приемом примакивания
всем ворсом (летний, осенний вариант), используя оттенки зеленого цвета
– светлого и темного (с добавлением желтого для осенней комбинации).
7. Внести в рисунок дополнения: траву, солнышко, облака, птиц и др.
Педагог. У нас с вами получились настоящие березы, давайте из этих
берез сделаем настоящую березовую рощу, в которой хочется
прогуляться,
послушать
пение
птиц,
прислониться
к
прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и
здоровья,
полюбоваться
чудом,
сотворенным
матушкой-
природой.
44
Конспект занятия
Тема: «Космический пейзаж»
Граттаж
Цели занятия:
1.
Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира;
2.
Научить новому способу получения изображения – граттаж;
3.
Побуждать
детей
передавать
в
рисунке
картинку
космического
пейзажа,
используя получение при
рассматривании репродукций,
чтении литературы о космосе;
4.
Развивать
мелкую
моторику
рук,
формировать
умение
получать
четкий
контур
рисуемых
объектов,
сильнее
нажимая
на
изобразительный
инструмент,
как
того
требует
предлагаемая
техника.
Оборудование для занятия:
- альбомный лист с готовой основой под граттаж;
- заостренная палочка, стека, или ручка с пером.
Предварительная работа: беседа о космосе, первом космонавте Земли
Ю.А.Гагарине, рассматривание изображения Вселенной, чтение рассказов
«Первый полет» А.Митяева, «В школе космонавтов», «Зведолетчики» по
В. Пороздину.
Ход занятия
Педагог. Дети давайте отправимся с вами в космическое путешествие,
но с начала ответьте мне, кто может полететь в космос.
(Ответ детей). А кого могут не взять в космонавты, какими
качествами
и
знаниями
должен
обладать
будущий
исследователь.
Дети. (Примерный ответ детей). Космонавты должны быть смелыми,
выносливыми, спортивными, уметь управлять ракетой и т.д.
Педагог. Чтобы полететь в космос будущий космонавт, должен знать,
как устроена ракета и работают приборы, изучить звездное
небо, чтобы ориентироваться в космическом пространстве.
Космонавт должен обладать крепким здоровьем, обязательно
быть спортсменом. Но и этого мало ведь лететь в космос на
ракете труднее, чем на самом быстром самолете. По этому
еще на земле на специальных тренажерах летчиков готовят
ко всем трудностям. Вот давайте мы с вами представим, что
мы летим в космическом корабле, что интересного мы там
можем увидеть?
Дети. (Примерный ответ детей). Нашу планету, звезды, луну,
спутники, комету, солнце и др. (объем ответов зависит от
45
имеющих знаний детей о космосе из предварительной работы
с ними).
Педагог. Молодцы. Давайте мы с вами нарисуем свой космос, свою
вселенную.
Рисовать
мы
будем
необычным
космическим
способом, на специальных листах стекой. Называется этот
способ граттаж, или по-другому – царапины. Но для этого
нужно
приложить
некоторые
усилия,
чтобы
процарапать
изображение.
Практическая часть
1.
Продумать содержание и композицию будущего рисунка.
2.
Выделить главные элементы рисунка и второстепенные.
3.
Нажимая с усилием на палочку, так, чтобы появилось изображение,
контурно наметить объекты.
4.
Для
того
чтобы
некоторые
объекты
(ракеты,
планеты,
солнце)
казалось более объемными, полностью процарапать всю поверхность
внутри контура.
Процарапывание
требует
усилий,
по
этому
следует
ввести
тематическую физкультминутку.
Физкультминутка
Раз, два – стоит ракета,
Проверить осанку.
Три, четыре – самолет.
Руки в сторону.
Раз, два – хлопок в ладоши.
Хлопки в ладоши над головой.
А потом на каждый счет.
Четыре хлопка перед собой.
Раз, два, три, четыре –
Руки вверх, потянуться.
Руки выше, плечи шире.
Руки
в
стороны,
предплечье
вверх.
Раз, два, три, четыре –
Ходьба на месте.
И на месте походили.
А сейчас, мы с вами дети,
Руки вверх, ладони соединить –
улетаем на ракете.
«Купол ракеты».
На носочки поднялись,
Встать на носочки.
Быстро, быстро руки вниз.
Правую
руку
вниз,
левую
руку
вниз.
Раз, два, три, четыре –
Подтянуть
голову
вверх,
плечи
вниз.
Вот летит ракета ввысь!
В ясном небе солнце светит,
Потягивая – руки вверх.
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Низкий
наклон
вперед,
руки.
Расстилается земля.
Развести в стороны.
После того как дети справятся с работой, педагог предлагает сделать
выставку «Космос».
46
Конспект занятия
Тема: «Дед Мороз»
Рисование солью
Цель занятия:
1.
Осуществлять социально – эмоциональное развитие детей путём
введения
в
ситуацию,
в
разрешении
которой
они
принимают
непосредственное участие; развивать эмоциональную отзывчивость
детей, готовность к взаимопомощи с использованием накопленного
личного опыта.
2.
Научить
новому
приёму
оформления
изображения:
присыпание
солью по мокрой краске для создания объёмности изображения.
3.
Закрепить
умение
рисовать
фигуру
изображаемого
персонажа,
передовая
форму
частей,
их
расположение,
относительную
величину.
4.
Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре
краску,
разбеливая
основной
тон
для
получения
более
светлого
оттенка.
5.
Побуждать
детей
к
творческой
активности,
помочь
в
овладении
изобразительными навыками и умениями.
Оборудование для занятия:
- альбомный лист;
- гуашь;
- кисточка;
- стаканчик водой;
- салфетка;
- соль в соломке.
Предварительная работа: разучивание песен и стихотворений о Деде
Морозе, чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», рассматривание
иллюстраций с изображением Деда Мороза.
Ход занятия:
Педагог. Дети в этом месяце (декабре) мы ждем самый долгожданный
праздник Новый год. Ждём мы его с нетерпением. Что вам
нравится в этом празднике ? (Ответ детей.)
Все вы любите получать подарки, а кокой подарок вы готовите
для Деда Мороза? ( Ответ детей).
Я
тоже,
как
и
вы
приготовила
подарок
для
Деда
Мороза
стихотворение:
Дед Мороз.
Тихо в поле. Темный смотрит лес.
Дед Мороз, старик огромный, с елки слез.
47
Весь он белый, весь в обновах, весь в звездах.
В белой шапке и в пуховых сапогах.
Вся в серебряных сосульках борода.
У него во рту сосулька изо льда.
Выше, выше вырастает Дед Мороз,
Вот он вышел из-за ёлок и берёз.
Вот затопал, ухватился за сосну
И похлопал снежной варежкой луну.
Зашагал он, закачал он головой,
Засвистел он в свой свисточек ледяной.
Все снежинки по сугробам улеглись,
Все снежинки огонёчками зажглись.
М. Клокова.
Педагог. Ребята, какие вы знаете стихотворение? (Ответ детей).
Давайте мы
с
вами сделаем не обычный
подарок для Деда
Мороза, нарисуем его портрет обычным способом. Рисовать мы
будем солью. Мы с вами знаем, что у человека есть голова,
туловище, руки, ноги. У Деда Мороза тоже имеются эти части
тела, но только рисовать мы будем сразу в одежде. И так как у
Деда
Мороза
очень
длинная
шуба,
то
нам
не
придётся
прорисовывать ноги, так как их совсем не будет видно под
шубой. Давайте сначала
потренируемся в
рисовании нашего
персонажа
пальчиком
в
воздухе.
Нарисуем
круглую
голову,
пальчик рисует её безостановочным движением по кругу, затем
нарисуем
бороду,
от
головы
она
немного
расширяется
и
сужается книзу.
Теперь начинаем рисовать шубу (провести двумя руками по
бокам шубки), она книзу расширяется. Сверху от шубки отходят
рукава – руки. Мы сделали воздушный рисунок Деда Мороза,
потренировали свои пальчики, а теперь приступим к рисованию
Деда Мороза красками.
Вначале
нам
необходимо
нарисовать
голову
–
лицо
Деда
Мороза.
Его
мы
сделали
розовым
цветом.
Вспомните,
какие
цвета
необходимо смешать на палитре, чтобы получить розовый цвет?
Дети. Белый и красный.
Педагог. Правильно, возьмем краску белого цвета и совсем немножко, на
кончике кисточки, красного цвета. Рисуем круг в верхней части
листа, оставив место для шапки, и закрашиваем его внутри
получившегося контура.
48
Практическая часть.
1.
Нарисовать контурно все части фигуры Деда Мороза белой краской:
- от лица, по бокам провести контур бороды белой Гуашью, соединяя две
линии примерно на середине листа;
- вниз от бороды провести две линии, расширяющиеся книзу, выделить
опушку шубы овальной формы внизу; нарисовать сверху по бокам
шубы руки-рукава и сразу овалы – опушку на них; дорисовать шапку,
опушка которой должна немного заходить на голову Деда Мороза;
брови, Усы.
2. закрасить опушку у шубы, шапки, бороду белой гуашью, дорисовать
брови и усы.
3. Внутри контура шубу и шапку закрасить цветом, который нравится;
красным, синим, голубым (педагог предлагает детям вспомнить, как
получить голубой цвет: смешать гуашь белого и синего цветов).
4. Поверх влажной краски рисунок равномерно посыпает солью: соль
впитывает в себя краску, и опушка на шубке приобретает необычную
структуру, как будто присыпана снегом.
5. Кончиком кисти нарисовать Деду Морозу глаза, нос, дорисовать посох.
6. Мешок с подарками и одежду украсить узором (снежинками, завитками
и др.)
В
процессе
работы
педагог
следит
за
тем,
как
рисуют
дети.
Напоминает об аккуратном и правильном пользовании кистью и краской,
чтобы
своевременно
обмакивали
кисть
в
краску,
не
рисовали
сухой
кистью.
Педагог. Свои рисунки вы можете подарить на новый год Деду Морозу.
Он очень обрадуется.
49
Конспект занятия
Тема: «Верблюд в пустыне»
Расчесывание красок
Цель занятия:
1.
Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон.
Расширение представлений о пустыне, развитие умение передавать
свои впечатления в рисунке.
2.
Ознакомление
с
новым
приемом
рисования
–
«расчесывание»
краски.
3.
Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка
главного, непрерывного движения руки.
4.
Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни,
подбирая нужные цвета.
Оборудование для занятия:
- альбомный лист;
- набор гуашевых красок;
- кисть №1 и №4;
- стаканчик с водой;
- стека с зубчиками (пластмассовая вилка или пластинка с вырезанными
по краю зубчиками);
- салфетка;
- трафарет верблюда.
Предварительная
работа:
беседа
с
детьми
и
рассматривание
изображений животных и природы разных климатических зон.
Ход занятия
Педагог:
Ребята
как
называется
наша
планета,
и
что
она
собой
представляет?
Дети:
(Примерный
ответ)
Наша
планета
называется
Земля,
она
похожа на шар.
Рассказ
педагога
о
планете
Земля,
её
материках
сопровождается
показом тематических репродукций, заостряя вн6имание на пустыне.
Педагог:
Ребята, какую картину можно наблюдать в пустыне? (ответ
детей).
Редкие
растения,
которые
есть
в
пустыне,
часто
погибают от жары и засухи, ведь иногда, за целое лето не
выпадает ни капли дождя.
Колючка на ужин
В пустыне желтые пески,
Здесь солнце полыхает,
Здесь от жары и от тоски
Все сразу засыхает.
А в небе нет ни облаков,
Не самой малой тучки.
Вот почему среди песков
Растут одни колючки...
50
Дети в пустыне живет одно очень выносливое животное, а
название этого животного вы отгадайте.
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб не горб – амбар,
Еды в них – на семь суток.
Дети:
Это верблюд.
Педагог:
Верно. Это самое выносливое животное на земле. Сегодня мы
с
вами
нарисуем
верблюда
новым
приемом,
который
называется «Расчесывание краски».
Перед началом работы педагог вместе с детьми определяет, какие
краски лучше всего использовать для изображения пейзажа в пустыне.
Какое строение тела у верблюда: овальное тело с двумя горбами на верху
спины,
небольшая
голова
с
пушистой
шапочкой
на
затылке,
с
легка
изогнутая шея с длинным мехом, прямые ноги с утолщениями в области
коленок и на подошве ног, кисточка на конце хвоста.
Практическая часть.
1.
В верхней части листа нарисовать кистью полоску неба голубого
цвета и провести по мокрой краске стекой, как бы «расчесывая»
краску, плавно непрерывно двигая рукой с лева на право, прямым
движением.
2.
Краской коричневого цвета нарисовать полосу, соединяющую небо и
дальний план земли, линию горизонта, и, пока краска не высохла
провести по ней стекой вверх – вниз, волнообразным движением –
барханы.
3.
Далее
заполнить
лист
полосами
разного
цвета:
ближний
план
композиции
должен
быть
самым
светлым.
По
мокрой
краске
каждого слоя провести стекой, процарапывая на ней прямые и
волнистые линии (каждый слой можно изображать по-разному).
4.
Нарисовать верблюда, стекой провести короткие штрихи сверху вниз
по нарисованным частям тела, чтобы придать необычную структуру
шерсти животного.
5.
Дополнить пейзаж кактусами и провести стекой по поверхности
сверху вниз.
6.
Тонкой кисточкой дорисовать детали:
глаза,
ноздри, линию рта,
кисточку на хвосте у верблюда, колючки на кактусе, солнышко и др.
Педагог:
У
вас
получились
настоящие
пустыни.
А
верблюды
такие
пушистые,
что
хочется
их
погладить,
а
еще
больше
прокатиться на них верхом.
Интересно прокатиться
На коне и на слоне!
И удобнее сидится
51
У верблюда на спине!
С виду горд и непреклонен,
Он на деле не таков!
По натуре он тихоня
И добряк из добряков!
У кого возможность будет
Съездить в дальние края,
Прокатитесь на верблюде –
Право здорово друзья!
52
Конспект открытого занятия
(на присвоение второй квалификационной категории)
Тема: «Нужен мир народам мира, а война нам не нужна!»
Рисование нитками
Цель занятия:
1.
Продолжать
учить
детей
разным
нетрадиционным
способам
рисования, познакомить с новым необычным изобразительным
материалом.
2.
Развивать
цветовосприятие,
умение
подбирать
для
своей
композиции соответствующие цветовые сочетания.
3.
Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур
рисунка тонкой струйкой.
4.
Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру,
развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
Оборудование для занятия:
- альбомный лист с готовым фоном;
- простой карандаш;
- флакончик клея ПВА с дозированным носиком;
- разноцветные отрезки ниток;
- набор красок акварельных;
- ножницы;
- салфетка;
Предварительная
работа:
тренировочный
приём
по
выкладыванию
рисунка цветными нитками на альбомном листе.
Ход занятия
Педагог:
Офицерам и солдатом,
Нашей доблестной страны.
Пожелать хотят все дети
Никогда не знать войны.
В День Защитника России,
Поздравляем наших пап.
Салютует в небе синем
Разноцветный звёздный залп.
Ребята
скоро
наступит
праздник
пап,
называется
он
«День
защитника отечества». Все папы, дедушки, мальчики защитники
своей
страны.
В
каждой
стране
есть
своя
армия
свои
вооруженные силы своё войско. Когда мальчики вырастают они
пойдут в армию. В армии их научат защищать свою родину. В
армии, как и в обычной жизни, есть профессии, но профессии
эти связанны с военным делом. Дети, какие вы знаете военные
профессии? (Ответ детей).
Сегодня мы с вами сделаем подарок вашим папам, дедушкам
своими руками новой техникой рисованием. Называется она
рисование нитками. Разноцветные ниточки украсят ваш рисунок
53
подарок, а для того чтобы их закрепить на листе бумаги, нам
понадобится клей. Но вначале нужно взять, альбомный лист
бумаги с изображением у нас нарисован танк. Готовый контур
покрыть сверху клеем, сделать клеевые дорожки, а потом поверх
клеевой дорожки накладывать ниточку нужного цвета. Рисунок
получится слегка выпуклым и объемным.
Практическая часть.
1.
Нарисовать крупно контур будущего рисунка простым карандашом.
2.
По готовому силуэту нарисовать объекта, нанести тонкой струйкой
клей ПВА из флакона с дозировочным носиком.
3.
Подобрать
отрезки
ниток,
соответствующие
по
цвету,
структуре
придуманному образу.
4.
По клеевой основе контура аккуратно выкладывать нитку, пока её
конец
не
соединится
с
её
началом,
лишнюю
нить
отрезать
ножницами.
5.
Таким же образом выполнить другие предметы композиции.
6.
Более
мелкие
части
отдельных
объектов
можно
нарисовать
красками.
7.
По
желанию,
после
просыхания
работы,
раскрасить
красками,
карандашами, фломастерами стараясь делать это аккуратно, чтобы
не испачкать ниточный силуэт.
Работа
требует
усидчивости,
терпения,
поэтому
следует
во
время
работы провести разминку для пальчиков.
Педагог:
Вот
и
получились у
вас
красивые
подарки для
ваших
пап,
дедушек. Им очень понравятся ваши подарки.