Напоминание

"Программа развития универсальных учебных действий по формированию компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности"


Автор: Кушкарева Елена Григорьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "СОШ №14 г. Пугачева имени П.А. Столыпина"
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа развития универсальных учебных действий по формированию компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование

компетенций обучающихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности

Общие положения программы развития УУД

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе

отражает преемственность при переходе от начального к основному общему образованию и

направлена на взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по

развитию УУД.

Данная программа согласуется с рабочими программами и программами социализации

и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования. Содержит в том

числе значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых

результатах развития компетентности обучающихся, а также описания особенностей

реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности. Также в

содержание

программы

включено

описание

форм

взаимодействия

участников

образовательного процесса, которое представляет собой рекомендации по организации

работы над созданием и реализацией программы

Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических

условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС

ООО,

с

тем,

чтобы

сформировать

у

учащихся

основной

школы

способности

к

самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.

В соответствии с указанной целью программа развития УУД в основной школе

определяет следующие задачи:

- организация взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей по развитию

универсальных учебных действий в основной школе;

-

реализация

основных

подходов,

обеспечивающих

эффективное

освоение

УУД

обучающимися, взаимосвязь способов организации урочной и внеурочной деятельности

обучающихся по развитию УУД, в том числе на материале содержания учебных предметов;

- включение развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность

обучающихся;

- обеспечение преемственности и особенностей программы развития универсальных

учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

Формирование системы универсальных учебных действий осуществляется с учетом

возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер обучающегося. УУД

представляют собой целостную взаимосвязанную систему, определяемую общей логикой

возрастного развития.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность

межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период

приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы

"учить ученика учиться" должна быть трансформирована в новую задачу для основной

школы - "инициировать учебное сотрудничество".

Для успешной деятельности по развитию УУД можно проводить занятия в

разнообразных формах: уроки одновозрастные и разновозрастные; занятия, тренинги,

проекты, практики, конференции, выездные сессии (школы) и пр., с постепенным

расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор уровня и характера

самостоятельной работы.

Решение задачи формирования УУД в основной школе происходит не только на занятиях по

отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках

факультативов, кружков, элективов.

Типовые задачи применения универсальных учебных действий

Задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так

и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него

значение

(экология,

молодежные

субкультуры,

бытовые

практико-ориентированные

ситуации, логистика и др.).

В основной школе возможно использовать в том числе следующие типы задач:

1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД:

- на учет позиции партнера;

- на организацию и осуществление сотрудничества;

- на передачу информации и отображение предметного содержания;

- тренинги коммуникативных навыков;

- ролевые игры.

2. Задачи, формирующие познавательные УУД:

- проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

- задачи на сериацию, сравнение, оценивание;

- проведение эмпирического исследования;

- проведение теоретического исследования;

- смысловое чтение.

3. Задачи, формирующие регулятивные УУД:

- на планирование;

- на ориентировку в ситуации;

- на прогнозирование;

- на целеполагание;

- на принятие решения;

- на самоконтроль.

Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе

системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют

обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения

работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки

и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и

контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны

учителя.

Описание особенностей исследовательского направления проектов и планируемых

результатов

Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение

обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может

осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной

деятельности. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной

деятельности для всех видов образовательных организаций при получении основного общего

образования.

Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с

ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной

задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося

рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс

как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного

достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и

личностных результатов обучающихся.

Особенностью учебно-исследовательской деятельности является "приращение" в

компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется

возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых,

занимающихся научным исследованием.

Учебно-исследовательская

работа

учащихся

может

быть

организована

по

двум

направлениям:

- урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары;

практические и лабораторные занятия, др.;

-

внеурочная

учебно-исследовательская

деятельность

учащихся,

которая

является

логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная

работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том

числе по таким направлениям, как:

- исследовательское;

- инженерное;

- прикладное;

- информационное;

- социальное;

- игровое;

- творческое.

В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и

формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут

быть

дополнены

и

расширены

с

учетом

конкретных

особенностей

и

условий

образовательной организации, а также характеристики рабочей предметной программы.

В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов (по

преобладающему

виду

деятельности),

как:

информационный,

исследовательский,

творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный.

Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании

нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть

индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие

сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В

состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или

разных возрастов), но и родители, и учителя.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект,

представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на

протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой

работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога

получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших

не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут

быть следующими:

- урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчет, урок изобретательства,

урок "Удивительное рядом", урок - рассказ об ученых, урок - защита исследовательских

проектов, урок-экспертиза, урок "Патент на открытие", урок открытых мыслей;

- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов

исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и

анализ его результатов;

- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные

виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во

времени.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях

могут быть следующими:

- исследовательская практика обучающихся;

- образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными

образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.

Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность

школьников, в том числе и исследовательского характера;

- факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие

возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

- ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности,

которая сочетает работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение

промежуточных и итоговых результатов, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов,

интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также включает встречи с

представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования,

сотрудничество с УНИО других школ;

-

участие

обучающихся

в

олимпиадах,

конкурсах,

конференциях,

в

том

числе

дистанционных,

предметных

неделях,

интеллектуальных

марафонах

предполагает

выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно

выделить следующие:

- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

- постеры, презентации;

- альбомы, буклеты, брошюры, книги;

- реконструкции событий;

- эссе, рассказы, стихи, рисунки;

- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

- документальные фильмы, мультфильмы;

- выставки, игры, тематические вечера, концерты;

- сценарии мероприятий;

- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров

и круглых столов.

Итоги учебно-исследовательской деятельности могут быть в том числе представлены в

виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках

исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным

предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.



В раздел образования