Автор: Ларионова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОАУ "СОШ 76"
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности восприятия начальных геометрических сведений обучающимися средней школы
Раздел: среднее образование
Особенности восприятия начальных геометрических сведений обучающимися средней школы
В школе основной курс геометрии строится на аксиоматической (дедуктивной) основе. Такой
подход к обучению требует хорошо развитого теоретического мышления, но, к сожалению, не все
обучающиеся седьмого класса обладают такими математическими способностями, можно
сказать, что ими обладают лишь единицы [56, c. 84].
В то же время, основной целью изучения геометрии является развитие пространственных
представлений (воображения) обучающихся. Но наглядные представления о пространственных
свойствах и отношениях содержатся в основном курсе геометрии лишь для иллюстраций
теоретического материала [38, c. 94]. Таким образом, получается, что развитие способностей к
пространственному представлению обучающихся в ходе изучения основного школьного курса
геометрии играет лишь вспомогательную роль, оставаясь, при этом, одной из главных целей
обучения [14, c. 41].
Подобное построение школьного курса геометрии может соответствовать лишь требованиям
математики, как науки, но, при этом, совсем не учитывается природа детского мышления, которая
целостно, многомерно и креативно опирается на образное восприятие предметного мира,
организованного определенным образом в пространстве [45, c. 42]. Если исходить из
психологических особенностей обучающихся седьмого класса, то можно утверждать, что в курсе
школьной геометрии пространственное мышление должно выполнять не вспомогательную, а
основополагающую функцию, реализующую возможность человека ориентироваться в
окружающем его реальном пространстве, в котором нет ни одного плоского объекта, изучаемого
в планиметрии [2, c. 53].
Следует отметить, что, по мнению психологов, в раннем подростковом возрасте происходит
перестройка психики обучающихся, существенно изменяется характер учебной деятельности.
Постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные
старые формы и методы обучения. Особенно актуальным в этом плане стоит вопрос о
математическом образовании (в частности, геометрическом) [30, c. 275].
Математика, как наука и как школьный предмет, имеет важную специфику: именно в математике
самые конкретные объекты изучения являются абстрактными, скорее теоретическими, чем
эмпирическими [9, c. 109]. Так что при обучении математике в школе очень короток и, вместе с
тем, очень важен период перехода от эмпирического мышления к теоретическому, и учение идёт
через передачу теоретических способов мышления, как раз через диалектическое «восхождение
от абстрактного к конкретному». Но не всем обучающимся подходят такие методы обучения,
большинство из них хотят понимать, зачем они изучают математику, и для чего им, в частности,
геометрия. Педагогу необходимо объяснить это обучающимся для пробуждения в них интереса к
своему предмету. Вообще, развивать пространственное воображение обучающихся посредством
изучения геометрии желательно начинать раньше седьмого класса [32, c. 63]. Это связано со
строением головного мозга человека.
Учёными доказано, что головной мозг разделён на правое и левое полушария. Причём, каждое из
них отвечает за свой метод не только мыслительной деятельности, но и двигательной активности
[31, c. 3].
Левое полушарие головного мозга по некоторым данным считается доминирующим. Оно
отвечает за анализ, логику, запоминание буквенной и числовой информации, речь, способность
читать и писать, понимать лишь конкретный смысл значения слов, а также контролирует
движения правой половины тела [7, c. 73].
Правое полушарие отвечает за интуицию, обработку графической (невербальной) информации,
пространственную ориентацию, воображение, музыкальность, эмоции, мечты, способность
понимать метафоры, а также отвечает за координацию движений левой половины тела [13, c. 52].
Вообще, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной
информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое
полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт
как единое целое. Отвечает оно и за эвристическое (творческое) мышление [43, c. 138].
Итак, правое полушарие является носителем неосознаваемых творческих потенций человека. Но
важнейшая роль «правополушарной» способности к улавливанию множества связей, к
организации многозначного контекста отнюдь не умаляет роли «левополушарного» мышления в
творческой деятельности. Творческий процесс состоит из нескольких тесно связанных между
собой этапов, и нарушение любого из них отрицательно сказывается на конечном результате [25,
c. 46].
Разумеется, мозг функционирует как единое целое, объединяя оба способа организации
контекста как взаимодополняющие компоненты мышления [58]. Поэтому чрезвычайно важно
развивать оба полушария головного мозга для воспитания гармоничного человека, способного к
решению любых, даже самых сложных задач [7, c. 36]. Но в современном мире всё больше
воспитывается личностей, однозначно осознающих ту или иную ситуацию, способных мыслить
репродуктивно, нежели продуктивно. Такая перспектива не приведёт ни чему хорошему с точки
зрения развития человечества в целом.
Исследования различных учёных (в частности, Д.А. Фарбера) показывают возрастную динамику в
доминировании левого или правого полушарий. Так, у детей от 3 до 7 лет в ситуации как
непроизвольного, так и произвольного внимания активизируется преимущественно правое
полушарие, и только начиная с 10-летнего возраста – левое. Сдвиг асимметрии в сторону
относительного преобладания левого полушария становится особенно выраженным к концу
подросткового периода. Особый интерес представляет тот факт, что у детей-правшей 8-9 лет даже
при решении арифметических задач активизированным является правое полушарие, и только
между 10 и 14 годами существенно возрастает активизированность левого полушария [12, c. 74].
По мнению А.Н. Землякова, «многозначность и образность мышления по сути своей входят в
противоречие с традиционной парадигмой математического образования», «вся западная
цивилизация способствует развитию левого полушария в ущерб правому и недостаточному
формированию образного мышления» [19, c. 54].
Следовательно, степень развития того или иного полушария головного мозга, в большей степени,
зависит от внешнего воздействия на личность – процесса воспитания, обучения и социализации. У
обучающихся идёт период, благополучный для правополушарного развития в то время, как
образование направлено на развитие левого полушария обучающихся [18, c. 189].
Очевидно, что обучающемуся седьмого класса, начинавшему изучать геометрию с аксиомы,
сложно понять, во-первых, зачем ему это нужно, а, во-вторых, к чему это всё вообще относится
[42]. Для того, чтобы изучение геометрии было более продуктивно, по мнению авторов,
необходимо не собирать из аксиом фигуру, а фигуру разбирать на аксиомы, то есть не заставлять
обучающихся заучивать бессмысленные для них теоремы, а показать и объяснить им
предварительно, как и зачем устроен мир геометрических фигур, как всё, что нас окружает,
состоит из геометрических фигур, законы строения и взаимодействия которых изучают науки [51].
Поскольку в 7 классе происходит переход от наглядного, конкретного образа мыслительной
деятельности к образному мышлению на абстрактном уровне, то наглядное изображение
предметов, которое обязательно должно присутствовать при изучении начальных геометрических
сведений, способствует развитию «правополушарной» способности к улавливанию множества
связей предметов и явлений, и, в частности, развитию пространственного мышления [25, c. 91].
Психологическая причина трудности обучающихся в изучении основного курса геометрии
заключается в том, что с самого рождения их окружает трехмерный геометрический мир. Дети
накапливают достаточно большой запас пространственных представлений. Игрушки различной
формы, а также дома, растения и прочее, являющиеся, по сути, моделями геометрических тел,
позволяют детям воспринимать и получать сведения об объемных телах и их свойствах из
окружающего нас мира [52, c. 84]. Поэтому у дошкольников сформированы некоторые
пространственные представления и умения ориентироваться в трехмерном окружающим мире. В
курсе математики седьмого класса геометрия изучает плоские фигуры. Разрыв между
дошкольным «пространственным» опытом и приобретаемым в старших классах – «плоскостным»
приводит к затруднениям в обучении, в результате чего у обучающихся создается ситуация
дискомфорта. Между тем, «геометрия на плоскости» – это искусственное образование, по
существу, это есть проекция трехмерной геометрии, так как в мире вообще не существует
двумерных предметов, не имеющих толщины. Планиметрия произошла от стереометрии.
Объекты планиметрии – это продукты мыслительной деятельности человека, результаты
абстрагирования [4, c. 18]. Именно такой резкий переход не понимается обучающимися
самостоятельно, его необходимо показать и разъяснить им в ходе изучения начальных
геометрических сведений.
Помимо содержания геометрического материала, характер его преподнесения обучающимся
также играет важную роль в продуктивности обучения. Сегодня ведущим в преподавании
геометрии – и в школе, и в вузах – на протяжении, можно сказать, веков является формально-
дедуктивный подход [33, c. 73]. Смысл его в том, что обучающимся, без особых разъяснений и
объяснений (без особой мотивации), предъявляется некоторый список исходных понятий и
положений (определений, аксиом, правил и пр.). Вслед за тем – опять-таки без мотивации –
формируются и доказываются свойства «объектов изучения» и связи между ними [3, c. 70]. Таким
образом, изучаемая математическая теория представляется как некий свод правил, определений,
постулатов, теорем. Такова общая традиция изучения математики [11, c. 13].
«Какой интерес может представлять для учащегося изучение формальной геометрии? Почти
никакого – главным образом потому, что ему непонятна цель её изучения. …Пока в глазах ученика
единственное применение свойств геометрических фигур состоит лишь в том, что с помощью них
выводятся другие геометрические свойства, нельзя ожидать, чтобы такая неуловимая цель могла
бы поддерживать интерес к изучению предмета», – Я.И. Перельман [39, c. 49].
Главный и очевидный недостаток формально-дедуктивного стиля преподавания математики
состоит в том, что в ходе его применения в процессе обучения полностью игнорируются вопросы
«Почему?», «Зачем?», «Для чего?» То есть оказывается потерянными упущенным важнейший в
воспитательном отношении к обучению момент мотивации [37].
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение начальных сведений геометрии учитель
должен проводить, мотивируя обучающихся на изучение форм предметов окружающего мира
[26]. Учитель также должен разъяснять, что все плоские элементы, взятые за основу в изучении
основного школьного курса геометрии – это, не что иное, как части всех тех тел, которые нас
окружают в повседневной жизни, рассмотренные обособленно от самих тел. Разнообразие форм
этих тел и их элементов изучает геометрия. Она также играет важную роль в развитии многих
интеллектуальных способностей обучающихся. К началу изучения этого школьного предмета
учитель должен подходить серьёзно, так как, возможно, именно ассоциации о первых уроках
основного курса геометрии в школе у обучающихся отложат определённое чувство в подсознании
на всю оставшуюся учебную деятельность.