Напоминание

Значение пальчиковых игр в развитие ребёнка


Авторы: Черногорова Ирина Викторовна, Варакина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №133 выборгского района компенсирующего вида
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Значение пальчиковых игр в развитие ребёнка
Раздел: дошкольное образование





Назад




В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг

запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в

жизни ребёнка называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными

в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители,

наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает

любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают

достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него

резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и

височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под

влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи

детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один

пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, —

говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи

и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это

развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же

скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений

пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития

тонких движений пальцев рук.

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и

слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего

мира. Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, Когда

малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет

долгожданный момент – ребенок “вдруг” заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет

для него полноценным средством общения.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически

рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Известному педагогу В. А .Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка

находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях

маленького ребёнка: «…он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Так он учится различать

тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов.

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при

помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой

деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира —

предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети,

повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем

ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности.

Перечень некоторых игр

Сорока-ворона кашу варила...

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому...

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая...

Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка...

Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил...

Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём...

Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл...

Мы делили апельсин. Много нас, а он один...

Как играть в пальчиковые игры

1)

Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая

необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет

подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт

необходимый эмоциональный настрой.

2)

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до

приятного ощущения тепла.

3)

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой,

затем левой, а потом двумя руками вместе.

4)

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную

увлечённость игрой.

5)

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6)

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с

одного движения на другое.

7)

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного

напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

8)

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При

необходимости отдельным детям оказывается помощь.

9)

В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в

течение дня 2-3 раза.

10)

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично

(особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети

произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11)

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее

понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию

детей.

12)

Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько

сложных задач сразу

13)

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная

связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих

руках.

ПАЛЬЧИК -МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их

с остальными пальцами.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев,

потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения

руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем

имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и

речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой»

гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного

мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного

восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность

сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас

детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания,

обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное

состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один

из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры

берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его

ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу

необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.



В раздел образования