Напоминание

Методическое пособие "Дидактические игры как средство по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Безрукова Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: город Игарка, Красноярский край
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Методическое пособие "Дидактические игры как средство по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ «Детский сад «Сказка» г. Игарки»

Методическое пособие:

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего

дошкольного возраста»

Автор-составитель:

Безрукова А.И..

Апрель 2024 г.

г. Игарка

Аннотация

Описание: методическое пособие разработано для педагогов, работающих с

младшими

дошкольниками.

Оно

содержит

комплекс

дидактических

игр,

предназначенных для занятий по речевому развитию младших

дошкольников.

Кроме того, игры, входящие в пособие, возможно использовать для развития

отдельных психических качеств ребёнка, таких как мышление, память, внимание и

воображение.

.

Содержание

PAGE \* MERGEFORMAT2

Введение……………………………………………………………...…...……………. 4

Основная часть ………………………………………………………………………… 6

1.

Теоретическая

часть.

Организация

дидактической

игры

…………………………………………………………………..……………..…..7

2.

Практическая часть.

…………………………………………..……………….. 11

2.1

Дидактические

игры

для

детей

младшего

дошкольного

возраста

………………...……………………………………………………………………. 19

3.1 Работа с родителями………………………………………………………..…. 19

Заключение ………………………………………………………………………...…. 25

Список используемых источников……...………………………………………...…. 26

Введение

PAGE \* MERGEFORMAT2

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и

любознательности (В.А. Сухомлинский)

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим на основной

образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой для организации работы

по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его

потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия,

эмоции. В ней много весёлых неожиданностей, обыденное становится необычным.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В

то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует

обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует

ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали

усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством

воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы,

вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает

сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое

удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения

знаний.

Актуальность

Речь ребёнка – это показатель его развития. Развитие речи у детей младшего

дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом

возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более

развернутым становятся фразы. На данном возрастном этапе необходимо, прежде

всего, учить малышей четко и правильно произносить, а так же слышать и различать

звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них

говорят тихо, чуть слышно (особенно если не уверенны в правильности

произношения), другие – крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что

слова можно произносить различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко),

учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Необходимо использовать игры для развития детей слухового внимания, правильного

восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой и

предметом, внятно произносить одно-, двух-, трёхсложные слова, отвечать на

вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражание. Хорошая речь –

важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог

успешного обучения детей в школе. На сегодняшний день – образная, богатая

синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста –

явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на

деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой

недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Заниматься

развитием ребенка стоит с раннего возраста, и подходить к этому вопросу нужно

всесторонне. Ребенку необходимо привить не только основные навыки и умения, но и

воспитать в нем моральные нормы и правила поведения. Для этого часто родители

начинают изучать различные методики воспитания и развития, среди которых стали

популярными: Монтессори и Домен. Но кроме использования этих методик, важно

научить ребенка еще связной речи, а также умению грамматического строя речи. В

развитии речи детям могут помочь дидактические игры.

Основная часть

Цель работы:

• развитие речи детей 3- 4 лет, используя дидактические игры

Задачи:

• провести анализ методической литературы по данной теме;

• обозначить задачи речевого развития детей данного возраста;

• определить значение дидактических игр и упражнений в развитии речи детей 3-

4 лет;

• расширить словарный запас у детей данного возраста;

• совершенствовать грамматический строй речи воспитанников;

• создать условия для развития связной речи детей;

• составить картотеку дидактических игр для детей в возрасте 3- 4 лет.

Необходимыми условиями для успешной реализации данных задач являются:

• использование принципа интеграции образовательных областей;

• личностно – ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка;

• деятельный подход

; • активное участие родителей в воспитательном и образовательном процессе.

• создание предметно-развивающей среды.

Для реализации задач используются следующие формы работы:

• совместная деятельность воспитателя с ребёнком;

• непосредственно образовательная деятельность;

• индивидуальная работа с ребёнком;

• развлечения, досуги.

В работе используются различные методы, включая:

• наглядные методы (рассматривание натуральных предметов, рассматривание

игрушек, картинок, фотографий);

• словесные методы (беседа, рассказ и т.д.);

• практические методы (дидактические игры, дидактические упражнения и т.д.);

Ожидаемые результаты:

1.

Качественное расширение активного словаря дошкольников.

2.

Дети обладают довольно большим запасом слов, используют большое

количество обобщающих слов, знают синонимы, антонимы, многозначные слова.

PAGE \* MERGEFORMAT2

3.

Дети

овладевают

грамматическим

строем

речи

(морфологией,

словообразованием

(созданием

новых

слов),

синтаксисом

(построением

предложений).

4.

Связная речь – дети умеют составлять рассказы, умеют логически

правильно выстроить рассказ по последовательным картинкам.

1. Теоретическая часть. Организация дидактической игры.

Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать его

стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных

на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические

PAGE \* MERGEFORMAT2

игры для развития речи. Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их

правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с

помощью словотворчества. Дидактические игры помогают ребенку понять и

услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных формах слова, о

применении предлогов и союзов. Детки постарше учатся с помощью дидактических

игр строить сложные предложения, развивать мышление и воображение, пополнять

свой словарный запас. Роль дидактических игр в развитии ребенка 3-4 лет , в

частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них.

Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так как только игровая

деятельность может привлечь ребенка, а значит научить. 1.2 Значение дидактических

игр в речевом развитии дошкольника. Каждая игра оставляет свой след в развитие

малыша, использование дидактических игр способствует: • Обучению ребенка

восприятия речи, как средства связи; • Пополнение словарного запаса; • Развития

фонематического слуха; • Развитие речевого творчества; • Восприятию

интонационной и звуковой культуры речи; • Постановке связной речи; • Постановке

диалогической речи; • Умению грамотного использования речевых оборотов,

предлогов. Типы дидактических игр Все игры можно условно подразделить на

несколько типов. В идеале использовать каждый тип отдельно с разной игрой. Это

поможет малышу не утомиться, но при этом разнообразные игры помогут

тренировать память, слух, пополнять словарный запас.

Сами дидактические игры делятся на три типа:

• Настольно-печатные (книги, картинки, карточки);

• С игрушками и предметами;

• Словесные.

Важную роль в эффективности дидактических игр занимает проведение их

верным путем. Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры,

направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста

детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей,

чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели.

Для того, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и

буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были

внимательными при выполнении упражнений. Дети должны четко понять, что от них

требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить

цели и задачи. При необходимости вы можете корректировать их по ходу игры.

Показать свою заинтересованность. И родители, и воспитатели должны быть

полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести

игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если детки видят, что вы

рассеяны и играете только потому что «надо», их интерес угаснет очень быстро.

Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо. Поощрять ребенка. Каждая

выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это

необходимо для того, чтобы ребенок могу почувствовать, что-то, что происходит

важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец,

похлопывание по плечу – морально поддержат любого ребенка и придадут ему

уверенности в собственных силах. Игра должна быть в радость. Сложно угодить

нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не

должна длиться слишком долго, иначе детки утомятся и потеряют интерес не только

PAGE \* MERGEFORMAT2

к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если дети

ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс,

например, сейчас вы играете в первую игру ровно 5 минут, потом столько же во

вторую.

Организация дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных

направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и

анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения :углубление и

обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических

процессов;

• установление соответствия отобранной игры программным требованиям

воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть , не мешая другим;

• определение количества играющих;

• подготовка необходимого дидактического материала для игры;

• подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь

ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

• подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о

предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой

задачи.

Проведение дидактических игр включает:

• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим

материалом ,который будет использован;

• объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на

поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей

правильно выполнять действия, показывая ,что в противном случае игра не приведет

к нужному результату;

• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,

болельщика или арбитра;

• подведение итогов игры – это ответственный момент, когда дети добиваются в

игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом

использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает,

что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и

проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной

цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так

и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ

позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и,

значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный

анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать

игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

PAGE \* MERGEFORMAT2

2.

Практическая часть. Дидактические игры для детей младшего дошкольного

возраста

PAGE \* MERGEFORMAT2

1. Дидактическая игра: «Найди предмет по цвету».

Игра «Разложи по цвету» позволит ребенку закрепить представления о четырех

основных цветах. Способствует развитию памяти, мышления, логики.

Предлагаемая дидактическая игра поможет организовать и интересно провести

совместную деятельность взрослого и ребенка.

Одним из главных составляющих развития детей в раннем возрасте является

сенсорное развитие. Это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о

предметах и явлениях окружающего мира. В повседневной жизни ребенок

сталкивается с многообразием форм и красок. Данная дидактическая игра поможет в

обучении и закреплении знаний о цвете. В силу своей простоты и доступности, эта

игра прекрасно подходит для детей дошкольного возраста от 3–5 лет.

Цель игры: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый,

зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь.

Задачи игры:

- учить правильно, узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый,

зеленый),

- развивать зрительное (сенсорное) восприятие,

- развивать мелкую моторику,

- развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память).

Ход игры:

На столе перед ребенком игровые поля с изображением кругов разного цвета и

разнообразные предметы. Воспитатель предлагает ребенку подобрать необходимый

предмет для каждого цвета и положить его на нужное игровое поле.

2. Дидактическая игра: «Найди предмет по форме».

Цель игры:

Учить различать предметы по форме, называть некоторые геометрические фигуры

(круг, квадрат, треугольник).

Задачи игры:

- познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом,

треугольником.

- активизировать словарь по теме: «круг, квадрат, треугольник, овал».

- вырабатывать усидчивость, концентрацию внимания.

- развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительную концентрацию.

Ход игры:

На столе перед ребенком игровые поля с изображениями геометрических фигур и

разнообразные предметы. Воспитатель предлагает ребенку найти предмет похожий

на данные геометрические фигуры и положить его на нужное игровое поле.

PAGE \* MERGEFORMAT2

PAGE \* MERGEFORMAT2

3. Дидактическая игра: «Домашние и дикие животные»

Цель игры: формирование у детей представления о домашних и диких животных.

Задачи игры:

Обучающая:

- расширять знания детей о диких и домашних животных

-формировать представления детей о питании диких и домашних животных; о месте

их обитания

Развивающая:

- развивать мелкую моторику рук

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление

Коррекционная:

-следить за правильной посадкой за столами во время игры

Воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к животным и месту их обитания

Ход игры:

Перед ребенком лежат два игровых поля с изображением леса и дома и картинки с

изображением домашних и диких животных. Воспитатель предлагает ребенку найти

необходимых животных и положить на нужное игровое поле.

PAGE \* MERGEFORMAT2

PAGE \* MERGEFORMAT2

4. Дидактическая игра: «Овощи и фрукты»

Цель игры: формировать у детей представления об овощах и фруктах (форма, цвет),

развивать речь, мышление, восприятие.

Ход игры:

Перед ребенком лежат трафареты овощей и фруктов и цветной картон разного

цвета. Воспитатель предлагают найти для него «одежку», т.е. представить этот

фрукт (овощ) в реальности и подобрать характерный для него цвет. Приложить

трафарет к выбранному цвету.

PAGE \* MERGEFORMAT2

5. Дидактическая игра «Органы чувств»

Цель игры: сформировать у ребенка понятие о том, наши органы что чувств

(помощники, анализаторы) не только смотрят, трогают, слушают, нюхают и

пробуют на вкус, а различают признаки объектов, которые окружают нас.

Ход игры.

Перед ребенком лежат игровые поля с изображением органов чувств и предметы

необходимые для игры. Воспитатель предлагает ребенку подобрать предмет для

каждого органа чувств.

PAGE \* MERGEFORMAT2

3.1. Работа с родителями

Подготовила Безрукова А.И.

воспитатель МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки

Консультация для родителей:

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития ребенка. Игра

пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному

здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и

воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих

способностей, всестороннего развития ребенка. Дидактическая игра-игра

познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию

представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов,

развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое,

сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь

деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактические игры способствуют

формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности,

сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных

игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют

эмоциональную радость детям. Дидактические игры - незаменимое средство

обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной

их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного

воздействия на детей дошкольного возраста.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех

фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя

говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр

развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень

развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет

большое значение для последующего развития личности.

Словесные игры:

Дидактическая игра «Что загадали».

Цель игры: формировать умение выделять основные, характерные признаки

предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Активизировать словарь детей,

расширять ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами,

качествами.

Ход игры: Один из игроков загадывает, например, животное. Остальные по

очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать, какое животное было

загадано. Если ответ положительный, то можно продолжать спрашивать. Если ответ

"Нет", ход переходит к следующему игроку. - Это хищник? - Да! - Он из семейства

кошачьих? - Нет! - У него серая шерсть? - Да! — Это волк! - Точно! Так же можно

загадывать персонажей любимой книжки, фильма, названия цветов, да все, что

угодно! Интересная разновидность игры, когда игроки пишут на листочках имя

PAGE \* MERGEFORMAT2

персонажа и приклеивают друг другу на лоб (например, писать можно на кусочке

малярного скотча). Все видят имя твоего персонажа, но ты-то сам нет! И тебе нужно

отгадать, кто ты, при помощи тех же самых вопросов с ответами "Да-нет".

Дидактическая игра «Похоже – непохоже».

Цель игры: формировать умение выделять основные, характерные признаки

предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Учить составлять связный,

интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю

совокупность его признаков, уметь сравнивать, классифицировать, обобщать и это

все проявляется в логической четкости, доказательности речи. Активизировать

словарь детей, расширять ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их

свойствами, качествами.

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать животных, находить в них

признаки различия, сходства, узнавать животных по описанию. Игровые правила.

Для сравнения животных по представлению брать только двух животных; отмечать

их признаки сходства, так и различия. Игровые действия. Отгадывание, передача

камешка тому из играющих, кто должен назвать двух животных, отгадав их по

описанию товарища.

Ход игры. Взрослый, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им

поиграть в новую игру, которая называется «Похож – не похож?». - каждый задумает

двух животных, вспомнит, чем они отличаются друг от друга, и чем похожи, и

расскажет нам, а мы отгадаем. У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и

будет загадывать. Получивший камешек загадывает загадку, например такую: Два

животных, у одного тонкие ветвистые рога, у другого рога широкие, у одного

длинные ноги, а другого короткие, один живет в лесу, другой в тундре, оба питаются

травой. (олень, лось) Два животных, один рыжего цвета, другой белого цвета, один

живет в тундре, другой живет в лесу. Один охотится за мышами, зайцами, другой

охотится за птицами, леммингами. У обоих пушистая шерсть, пушистый хвост (лиса,

песец). Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из

играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик

ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Дидактическая игра “Похож – не похож”.

Цель игры: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по

цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать

их сходство. Игровое действие. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают

их в комнате .Взрослый напоминает детям о том, что их окружает много предметов,

разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих. Чаще всего дети находят

похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить.

Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал,

ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла.

Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех. – Чем похожи ложечка

и самосвал? – недоумевают дети и смеются. – Конечно, они не похожи. Но тот

ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее,

чем замечать признаки их различия.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Цель игры: воспитывать умение группировать, обобщать предметы по

определенным признакам.

Ход игры: Взрослый объясняет правила игры: «Я произнесу слово, а ты назови

три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово обувь.

Какие три предмета можно назвать этим словом?» («Сапоги, ботинки, галоши»).

Взрослый называет обобщающие слова (фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д.). В

другой раз взрослый называет три предмета, а дети должны назвать их одним

обобщающим словом. Более труден вариант, когда задание меняется и в процессе

игры: взрослый называет то одно родовое понятие, то три видовых.

Дидактическая игра «Кому что нужно» .

Цель игры: воспитывать умение группировать, обобщать предметы по

определенным признакам. Упражнять в классификации предметов, умении называть

вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Ход игры: Взрослый: - Давай вспомним, что нужно для работы людям разных

профессий. Я буду называть профессию, а ты скажешь, что ему нужно для работы.

Взрослый называет профессию, ребенок говорит, что нужно для работы. А затем во

второй части игры взрослый называет предмет, а ребенок говорит, для какой

профессии он может пригодиться.

Дидактическая игра «Красное и чёрное не покупать».

Цель игры: развивать внимание и сообразительность. Правила игры: как и в

других играх для игры «Да и нет не говорить» нужен водящий.

Ход игры: Водящий начинает игру определенными словами-стишком.

Собственно говоря, в этом стишке и есть правила игры. Просто нужно отвечать на

вопросы так, чтобы не сказать: «Да», «Нет», «Черное» и «Белое». Барыня прислала

кошелек В кошельке 100 рублей, Что хотите, то берите, «Да» и «нет» не говорите

Черный с белым не берите - Вы поедете на бал? С этой присказки-стишка и

начинался диалог ведущего с игроками. Ведущий пытался «подловить» детей и

задать такой вопрос, на который хочется сказать запретное слово. Если игрок

нечаянно отвечает запретным словом, то он проигрывает и становится на место

ведущего. Чтобы запутать играющих и расслабить их внимание нужно задавать

простые вопросы и среди них «затесать» каверзный вопросик или сыпать такими

утверждениями, на которые игроки скажут «Нет!».

PAGE \* MERGEFORMAT2

Подготовила: Горбунова Е.Ю.

воспитатель МКДОУ Детский сад «Сказка» г.Игарка

Консультация для родителей:

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную

игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия

сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и

усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены

впоследствии.

Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает возможность

ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в

реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра

возникает

тогда,

когда

появляются

нереализуемые непосредственно

тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная

для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем

интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения,

моделирования. “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности. ” В. А. Сухомлинский

В

игре

ребенок

приобретает

новые

знания,

умения,

навыки.

Игры,

способствующие развитию

восприятия,

внимания,

памяти,

мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие

дошкольника в целом.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр,

реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся

наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы

оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988)

Дидактическая

игра —

это

такая

коллективная,

целенаправленная

учебная

деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением

главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра—

это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых

систем, явлений, процессов.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него

воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут

познать жизнь, познать самих себя.

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила

служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают

игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен

следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться

преодолевать

отрицательные

эмоции,

которые

проявляются

из-за

неудачных

результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в

PAGE \* MERGEFORMAT2

которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для

ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы,

является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное

содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при

решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и

отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых

действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или

теряет

свою

специфическую

форму,

превращается

в

выполнение

указаний,

упражнений.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность

игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь

с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их

высказываниями, действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для

себя информации. И это очень важно для его развития.

Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило в

начале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как

надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного

возраста. В программе говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель

осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы

(любознательность,

понимание

взаимосвязи

простейших

явлений

и

т.

д.).

Воспитатель использует игру, как средство развития мышления, речи, воображения,

памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем».

Большое значение в умственном развитии детей имеют игры математического

содержания. Они вводятся в занятие и в повседневную жизнь детей, выполняя при

этом разные функции: выявления, закрепления знаний, умений, способов действий,

сообщения новых знаний.

Например, при проведении игры «Что я вижу?», выясняются знания детей о

признаках величины предметов (высокий, низкий, длинный, короткий) и об их

пространственном расположении (вверху, внизу, слева, справа). Организуя игру

«Чудесный мешочек», уточняем знания ребят о геометрических фигурах, с которыми

их знакомили в предыдущей возрастной группе.

В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические

представления, которые закрепляются в дидактических играх: «Найди свой дом»,

«Подбери колеса к поезду», «Каждого жучка на свой листок», «Три медведя», «Одень

куклу на прогулку» и т. д.

Некоторые игры являются средством сообщения новых знаний: «Подбери ключ к

замку», «Составь фигуру», «Найди пару». Они в основном проводятся, как часть

занятий по развитию элементарных математических представлений. Для того, чтобы

дети качественно усваивали полученные на занятиях знания, нужно организовывать

систематическую

работу

по

закреплению

получаемых

представлений

через

дидактические

игры

математического

содержания

вне

занятия.

Можно провести ряд игр на закрепление знаний о форме, величине, количестве

PAGE \* MERGEFORMAT2

предметов, полученных в ходе занятий «Помоги сказать», «Угадай, что у меня в

руке», «Сделай так, как я скажу», «Подними цветочки». Игры типа «Подбери цветы»

(грибок, «Найди пару».

Игры с вкладышами предусматривают уточнение таких способов, как наложение,

приложение. Способствуют развитию умения сравнивать. При закреплении у детей

навыков счета в пределах пяти можно провести игры: «У кого столько же?», «Будем

считать».Для развития глазомера при установлении отношений между предметами по

величине проводятся игры: «Каждого жучка на свой листок», «Найди полоску такой

же длины», «Какую лесенку выбрать?».Такие игры, как «Домино», «Найди пару»,

направлены на закрепление представлений о геометрических фигурах.

Некоторые дидактические игры требуют достаточной площади и высокой

двигательной активности детей. Это: «Автомобили и гаражи», «Найди пару», «Кто

больше увидит?», «Найди свой дом». На прогулках с детьми можно использовать

игры природоведческого содержания типа: «Найди листок такой же формы», «Найди

дерево по листку».

Для определения места дидактической игры в системе обучения, ее роли в

математическом развитии детей можно использовать метод наблюдения, с

последующим анализом. Дидактические игры способствуют развитию

сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в

новой ситуации.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Заключение

В ходе использования методического пособия «Дидактическая игра как

средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста» были сделаны

следующие выводы:

1.

В

процессе

практической

деятельности

было

установлено,

что

дидактические игры с методическим пособием «Дидактическая игра как средство

развития речи у детей младшего дошкольного возраста», является эффективным

средством развития речи детей старшего дошкольного возраста и способствует

улучшению качества развивающей предметно-пространственной среды в группе.

2.

У дошкольников повысился познавательный интерес, они проявляют

самостоятельность, творческую инициативу, активность, развивается интерес к

игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Дети свободно

высказываются,

научились

контролировать

себя,

помогают

друг

другу.

У

дошкольников расширился активный словарь (обладают довольно большим запасом

слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи

синонимы, антонимы, многозначные слова).

Дети овладевают грамматическим

строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом

(построением предложений)). Они способны к простейшему звуковому анализу

слова, умеют дифференцировать звуки. Дети умеют составлять рассказы об

игрушках, пересказывать и т. д.

3.

По результатам проведенной работы уровень развития речи у детей

значительно повысился по сравнению с началом учебного года.

PAGE \* MERGEFORMAT2

Список используемых источников

1 Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников. - М.: 2000г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: 2002г.

3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2004г.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: 2001 г.

5. Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения.– М.:1983 г.

6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе.-.: 2010г.

7. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи .-М.: 2007г.

8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От

рождения до школы».- М.: 2010г.

9. Основная общеобразовательная программа ГБДОУ № 115 Невского района

Санкт- Птербурга

10. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г

11. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 2007г.

12. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи //

Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.

13. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-4 лет. - М.: 2010г.

14. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 2012г.

PAGE \* MERGEFORMAT2



В раздел образования