Напоминание

"Скоро в школу"


Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Скоро в школу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Скоро в школу!»

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный

статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности

к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество

учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы

следующие предпосылки в дошкольном периоде:

хорошее физическое развитие ребенка;

развитый физический слух;

развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

нормальное функционирование ЦНС;

владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство,

время, счетные операции);

произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать

учителя;

познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям,

любознательность;

коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми

работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают

формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к

школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не

завершается в первом классе, так как включает не только качественную

характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития

обобщающей деятельности мышления.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в

школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть

трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи

- правильно произносить все звуки речи;

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на

слух, является необходимым условием для освоения письма.

- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой

наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Успешность обучения как правило, незначительные нарушения звуковой

стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения.

Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного

произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо

является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На

письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и

пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа»,

рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению

интонационных ошибок при чтении.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в

искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие

ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное

написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила –

«на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье –

«чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв

(поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

- перестановки букв (комната – «конмата»).

3. Лексическая сторона речи (словарный запас).

Дети должны уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой

и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

- употреблять сложные слова (например: длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

- подбирать метафоры (например: туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя

голову);

- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного,

даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают

значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности

вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в

подборе проверочных слов на письме.

4. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и

словообразования:

а) Навыки словоизменения:

Дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на

санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже

(например: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один

карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим,

бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать

аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении

морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у

Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес –

«пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять

вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования:

Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и

увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел –

перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от

существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при

письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений,

пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в

предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

5. Связная речь.

Проблемы первоклассника. Под связной речью принято понимать такие

развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений)

высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно

излагать свои мысли.

Дети должны уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на

темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей

действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях

пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Таким

образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного

обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их

движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела;

ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий

с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание

геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание

незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с

помощью символов).

Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при

подготовке ребенка, это:

– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт

познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их

обсуждение);

– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево,

большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;

– по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и

считать (хотя бы в пределах 10);

– обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие

ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать,

так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского

мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с

конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок,

монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и

аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и

усидчивость;

– тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что

это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу

и в школе);

– тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить

ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом

(причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое,

разложить предметы по какому-либо признаку.



В раздел образования