Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Скоро в школу"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Скоро в школу!»
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный
статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности
к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество
учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы
следующие предпосылки в дошкольном периоде:
хорошее физическое развитие ребенка;
развитый физический слух;
развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
нормальное функционирование ЦНС;
владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство,
время, счетные операции);
произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать
учителя;
познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям,
любознательность;
коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми
работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают
формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к
школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не
завершается в первом классе, так как включает не только качественную
характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития
обобщающей деятельности мышления.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в
школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть
трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи
- правильно произносить все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на
слух, является необходимым условием для освоения письма.
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой
наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Успешность обучения как правило, незначительные нарушения звуковой
стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения.
Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного
произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо
является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На
письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и
пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа»,
рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению
интонационных ошибок при чтении.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в
искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие
ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное
написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила –
«на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье –
«чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв
(поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).
3. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой
и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя
голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного,
даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают
значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности
вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в
подборе проверочных слов на письме.
4. Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и
словообразования:
а) Навыки словоизменения:
Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на
санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
(например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например: один
карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим,
бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать
аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении
морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у
Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес –
«пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять
вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования:
Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и
увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел –
перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от
существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при
письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений,
пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в
предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
5. Связная речь.
Проблемы первоклассника. Под связной речью принято понимать такие
развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений)
высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно
излагать свои мысли.
Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на
темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей
действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях
пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Таким
образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного
обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их
движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела;
ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий
с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание
геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание
незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с
помощью символов).
Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при
подготовке ребенка, это:
– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт
познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их
обсуждение);
– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево,
большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
– по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и
считать (хотя бы в пределах 10);
– обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие
ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать,
так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского
мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с
конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок,
монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и
аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и
усидчивость;
– тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что
это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу
и в школе);
– тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить
ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом
(причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое,
разложить предметы по какому-либо признаку.