Автор: Алена Владимировна Иванкина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Жар-птица"
Населённый пункт: ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ШЕКСНИНСКИЙ РАЙОН, ШЕКСНА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Путешествие по Вологодскому краю"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЖАР-ПТИЦА»
Викторина “Путешествие по Вологодскому краю”
Воспитатель:
Иванкина А.В.
2024 г.
Викторина “Путешествие по Вологодскому краю”
Цель: расширение кругозора и познавательной деятельности детей
дошкольного возраста.
Задачи:
- Закрепить знания детей о Вологодской области: карта, герб, история города
Вологды.
- Расширить предтавления детей о достопримечательностях, памятниках,
городах Вологодской области.
- Закрепить представления детей о своей малой родине.
- Способствовать развитию интереса к изучению Вологодского края.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Воспитывать умение работать в команде.
1. Организационный момент.
- В нашей большой стране есть маленький уголок, где мы с вами родились и
это называется - малая Родина. В какой области мы живем? Край, где вы
родились и живете - это Вологодская область. Назовите главный город
Вологодской области? (Вологда) Сегодня мы отправляемся в путешествие по
нашей малой Родине - по Вологодскому краю.
- Сегодня, мы проверим, что вы уже знаете о нашем крае и может быть вы
узнаете что-то новое.
- Мы разделились на две команды, давайте узнаем название и девиз ваших
команд.
Команды представляют свое название и девиз.
- Для того, чтобы пройти весь путь, нам надо выполнить все задания. У вас на
столах лежат звонки, и та команда, которая быстрее отвечает на вопрос,
получает фишки. А фишки у нас сегодня не простые, это изображение -
кружевная Чудо птица - символ Вологодской области. Соблюдаем правило -
дослушать вопрос до конца, обсудить ответ и капитан команды отвечает на
вопрос, после того, как позвонит. Ответы с места не принимаются.
2. Ход викторины.
- Все путешественники обязательно с собой берут карту. У нас тоже есть карта,
но она изломалась и ее нужно собрать.
- Посмотрим какая команда, справится быстрее.
(Разрезная карта Вологодской области)
- Ну вот карта собрана,отправляемся, а на чем можно путешествовать по
нашему краю, на автобусе, машине, поезде)
- Первая остановка “Знатоки”
1.Что изображено на гербе Вологодской области?
Герб Вологодской области представляет собой четырехугольный, с
закругленными нижними углами, заостренный в оконечности червленый
(красный) геральдический щит, с выходящей из серебряных облаков десницей
(рукой) в золотом одеянии, держащей золотую, украшенную драгоценными
камнями державу и серебряный меч с золотым эфесом, положенный в перевязь;
во главе щита - золотая корона с развевающимися лазоревыми (синими)
лентами
2. Какой царь посетил Вологду? Иван Грозный
Иван Грозный хотел сделать именно Вологду столицей нашей большой Родины
России. он построил в Вологде не только каменный собор и крепость
(кремль), В Вологде он спасался от заговора бояр. Мнимого или реального –
уже неважно. Времена были грозовые.
3. Как в древности назывался город Вологда?
Другое название Вологды – Насон-город. Оно произошло от имен святых
апостолов Насона и Сосипатра, в день которых царь Иван Грозный и заложил
первый камень крепости - 28 апреля 1565 года.
- Молодцы, справились,
- Вторая остановка “Загадочная”
1. Отгадайте загадки и назовите бренды Вологодской области, а что такое
бренд? Это то, чем край знаменит.
1. Били меня, били,
Колотили, колотили,
Клочьями рвали,
По полю валяли,
Под ключ запирали,
На стол сажали. ( Лен)
2 . Скачут коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен взгляните!
( Вологодские кружева.)
3. Народных промыслов - не счесть,
Но есть одно такое:
Его и с кашей можем есть
На завтрак мы с тобою!
(Масло)
3. Посмотрите на картинку и выберите орнамент костюма Вологодской
области ( четыре варианта)
4. Считается,что вологжане, в отличие от других жителей России, Окаем.
Наше оканье мы можем не только услышать, но и увидеть. Какие сивмолы
оканья, вы знаете? (в сквере на Соборной горке у Кремлёвской
площади появился памятник букве "О", ещё один символ оканья - арт-объект
кованая скамья "Посидим-поокаем").
- Вот еще одна остановка позади.
- Третья остановка “Шекснинская” - будем отвечать на вопросы по
очереди.
1. Продолжи фразу ...
Наш поселок называется ... Шексна
Жителей нашего поселка называют .... Шекснинцы
Наш поселок располагается на берегу реки .... Шексна
В нашем поселке производят.... масло молоко конфеты хлеб..
2. Шекснинские ремесла
- Посмотрите на картинки, выберите и назовите цифру, где изображены
шекснинские ремесла. (золоченка, домшинская береста)
4. В нашем поселке есть много памятников. В парке победы есть Обелиск на
братской могиле. Ответьте на вопрос, какое очень важное учреждение
располагалось в нашем поселке во время войны, где помогали раненым воинам.
(В Шексне в годы войны действовали 2 эвакогоспиталя: один в Никольском –
№37-36, другой в Шексне Северной – №13-27. Памятная доска эвакогоспиталю
13-27, расположена на здании Управления образования Шекснинского
муниципального района).
- Четвертая остановка “Городская” - проверим знания о городах
вологодской области
1. Назовите города Вологодской области?
Вологда, Череповец, Тотьма, Великий Устюг,Кириллов, Вытегра, Белозерск,
Устюжна,
2. Назовите город Вологодской области, в котором храмы были похожи на
парусники с мачтами. (Тотьма) фото храмов
3. Угадайте, что в мешке? Нужно отгадать шифр, у каждой буквы есть
свои адрес, посмотрите на подсказку и разгадайте слово.
(соль)
Это добывали в Тотьме, затем выпаривали и продавали в другие города.
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна. (Соль)
3. Назовите город - резиденция Деда Мороза? (Великий устюг)
У Мороза было несколько имен. Решите задание и узнаете как еще Его
называли (Трескунец, Студенец) (лабиринт с буквами записать и прочитать)
- Пятая остановка “Природная”
1. Возьмите все по одной картинке, внимательно посмотрите и только те, у кого
изображены животные Вологодской области, занесенные в красную книгу,
поставьте картинки на мольберт.
Задание для болельщиков. Посмотрите на картинку и догадайтесь по
описанию где какое лакомство, которым угощали на Вологодчине?
1 Эту булочку лепили из длиной колбаски теста, свивая ее по спирали.
(витушка)
2. Это печенье пекли перед наступлением весны.(жаворонок)
3. Название этого пирожка от слова пряжить, жарить в тесте.(пряженик)
4. В этот пирог можно было запечь целую щуку(рыбник)
5. Название этого пирожка произошло от финского слова - калиотто, что значит
намазывать, а потом защемлять края.(калитка)
6. Ржаная козуля – это печенье, которое выпекали когда заканивается зима.
Печенье выпекали в виде козлика, коровы, в виде птички-матушки с детками на
спинке.
3. Подведение итогов. Подсчет очков. Рефлексия. Спасибо, за участие в нашей
викторине.