Автор: Пинегина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №5"(дошкольное отделение)
Населённый пункт: г.Зарайск,Московская обл.
Наименование материала: Мастер-класс для детей подготовительной к школе группы
Тема: "Рушник с караваем"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс «Рушник с караваем»
Цель: проявление интереса к изучению истории своей страны
Задачи:
- формировать чувство сопричастности к прошлому, настоящему своей страны и родного
края.
-воспитывать любовь и гордость за свой народ, за традиции.
Методические приёмы: сказочное путешествие, рассматривание картинок
План проведения мастер-класса.
Говорят , что без прошлого, нет настоящего.
Сегодня на нашем мастер-классе мы с вами совершим сказочное путешествие. Мы
отправимся в прошлое. А поможет нам в этом река времени.
Педагог с детьми делает движение руками и говорит слова:
За волной идёт волна,
Эта выше, эта ниже,
Эта вовсе не видна.
Речной песок просыпается,
путешествие начинается.
И теперь мы гости в прошлом. А кто-нибудь знает, как раньше встречали дорогих
гостей?
(Педагог достаёт хлеб-соль на рушнике)
-Правильно, хлебом-солью. Посмотрите, наш каравай лежит на красивом рушнике.
Вы знаете, что такое рушник? Посмотрите, вот это длинное полотенце называется
рушник. (хоровой повтор). Раньше все было самодельное. И ткань ткали тоже сами.
Получалось вот такое неширокое длинное полотно, его отбеливали, сушили и вышивали
узоры. Повторяйте со мной:
Вышивает, шьет иголка, Пальцу
больно,
Пальцу колко.
(Левая ладошка раскрыта, в правой руке —
воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает
кончик указательного пальца на левой руке.)
А наперсток в тот же миг
Девочке на пальчик прыг!
Мальчику на пальчик прыг!
(Дети делают правой рукой такое движение, как
будто надевают на указательный палец левой руки
наперсток.)
Говорит иголке: — Шей,
(«Шьют».)
А колоться ты не смей!
(Грозят указательным пальчиком левой руки.)
В
древности
рушник,
вышитый
соответствующими
узорами-символами,
был
неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось
большое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников.
Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением,
добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Орнаменты, символы, вышитые на
нем, несли особый смысл и глубокое значение.
С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко
использовался для украшения интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др. А
благодаря своей структуре и природной чистоте получил и широкое практическое
применение – в качестве полотенца для рук или элемента одежды.
Рушник до этого времени остается также символом доброжелательности и
гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике.
Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед
тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо
чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца.
Кроме обычая с хлебом на рушнике встречать почетных гостей, сохранился обычай
дарить хлеб на рушнике в честь какого-то торжественного события.
I.
Практическая работа
- Посмотрите, пожалуйста, на материалы, которые нам сегодня потребуются. Давайте
мы их перечислим. Это картон, белый бумажный прямоугольник, тесьма, кружево,
прямоугольник из коричневой бумаги. Можно всё рассмотреть и потрогать.
- Так же нам потребуется клей и кисточки. Вспомните, пожалуйста, как правильно
обращаться с клеем. (Дети отвечают)
-А теперь пришла пора приступить нам к работе. Возьмём белую бумажную заготовку
смажем клеем и приклеим на основу. (Педагог показывает все действия). Теперь украсим
её тесьмой и кружевом. На тесьму и кружево нужно наносить клея чуть больше, чем на
бумагу.
- Давайте рассмотрим, какими узорами украшен рушник.
(дети вместе с педагогом рассматривают образцы)
По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы:
- геометрические;
- растительные;
- животные .
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый, красный,
чёрный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в
народном искусстве был одновременно символом плодородия и солнца, а чёрный -
символом земли-кормилицы.
Возьмите фломастеры и нарисуйте узоры на ваших рушниках по мотивам
вышивки.
После того, как этот этап работы закончен, педагог предлагает детям отдохнуть и
проводится физкульт - минутка
IV. Физкульт - минутка
«Вот все пальчики мои»
Вот все пальчики мои,
Их как хочешь поверни
(Дети перебирают пальчиками)
Хочешь эдак, хочешь так,
Не обидятся никак.
(Вращение кистями в разные стороны)
Раз, два, три, четыре, пять
(По очереди загибают пальцы)
Не сидится им опять.
(Сжали-разжали пальцы.)
Постучали,
(похлопали в ладоши).
Повертели
(Вращение руками)
И работать захотели!
V.
Продолжение практической работы
Продолжаем работу. Теперь мы с вами должны сделать каравай. Для этого сложите
коричневый прямоугольник пополам. И нам потребуются ножницы. (Повторение Т. Б. при
работе с ножницами)
Срезаем один уголок у раскрывающегося края. Разворачиваем заготовку-каравай
готов. Смазываем клеем и приклеиваем. Сверху приклеиваем «солонку» (маленький
белый прямоугольник)
Наш коллаж готов. Пришла пора возвращаться. Нам опять поможет река времени.
За волной идёт волна,
Эта выше, эта ниже,
Эта вовсе не видна.
Речной песок просыпается,
Домой возвращаемся.
VI.
Обсуждение творческих работ и подведение итога
Ребята, посмотрите, какие удивительные рушники с караваями у вас получились.
(Ребята встают в круг, у
педагога находится клубочек.
Клубок передаётся в
хаотичном порядке тому человеку, кто будет говорить. Пока ребёнок говорит речь,
он аккуратно на палец наматывает несколько оборотов этой нитки. После того, как
ребёнок высказался, он передаёт клубок далее, пока не выскажутся все и не получится
паутинка из этих ниток.)
Дети высказывают свое впечатление о работе.
Что узнали? Какой рушник самый узорчатый? и т. п.
Ребята, все мы – хранители исторической памяти, и вот такие же, только невидимые
нити связывают нас друг с другом и с нашим историческим прошлым и настоящим.