Напоминание

"В гости к букве -Э"


Автор: Тверитнева Елена Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский сад №174 ОАО"РЖД"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия по обучению грамоте
Тема: "В гости к букве -Э"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №174 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

КОНСПЕКТ

занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Тема

«В гости к букве – Э».

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Тверитнева Елена Геннадьевна

Новокузнецк

Цели и задачи:

1.учить четко артикулировать и произносить звук Э; знать характеристику и

артикуляционный уклад этого звука;

2.Выделять ударный и безударный гласный Э из начала и середины слова;

3.Воспроизводить звуковые дорожки со звуком Э;

4.Познакомить с буквой Э, печатать букву Э в тетрадях; знать основные

отличия звука от буквы;

5.Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся

предметах;

6.Тренировать внимание, память, мышление.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

-предметные картинки: этажерка, эскимос, эскалатор, эскимо, эквилибрист,

этажи, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод,

электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт, экскаватор, элеватор, эму

Раздаточный материал:

тетради, карандаши, разрезные азбуки.

1.Орг. момент.

- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум,

улица, имя, овощи, окунь, ухо.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

-Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом

занятии? (звуки и буквы)

-Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем)

-Какими бывают звуки?

(Гласные и согласные)

Какие звуки называются гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при

произнесении звуков воздух не встречает преграды )

Каким цветом обозначаются гласные? (красным)

-Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

-Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)

-какая бывает преграда?

-Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т, В,…)

-Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими, твердыми-мягкими)

2. Основная часть

Введение в тему.

- Ребята, вы любите сказки? Хотите послушать?В нашей стране Азбука жила-

была немного странная буква –Э. У нее было мало друзей, потому что она

жила где-то далеко от начала азбуки. Она очень любила эскимо и работать на

экскаваторе – копать ямы. Возможно, к ней никто и не приходил, около ее

дома земля была перекопана, и другие буквы боялись упасть в яму. Под ее

окном рос эвкалипт, а с ней в домике жили маленькие эльфы.. Она часто

брала их с собой на экскурсии по городу,ибо в экспедиции по лесам и полям,

потому что их очень интересовала экология. Из всего транспорта она

предпочитала электричку, потому что не использует бензин. и не портит

природу. Да и когда электричка проходит мимо гор, получается очень

симпатичное эхо. Не смотря на то. что буква э была очень экономной, в ее

доме было много этажей. И на первом этаже стояла красивая этажерка, на

которой она хранила приборы для экспериментов. Она считает себя очень

умной. И говорит, что она эрудит!

Знакомство со звуком .

- Вы конечно же уже догадались. Что сегодня мы будем работать с буквой и

звуком Э. Какие слова с Э, в нашей сказке вы услышали7

(ЭЭЭскимо – какой звук спрятался в начале этого слова? – Э.)

Мы сегодня будем повторять звук –Э и выучим букву-Э.

А какой звук Э?

Длительное произнесение звука Э логопедом, детьми, хором и

индивидуально, тихо и громко. Наблюдение за положением

артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом; .

Характеристика звука Э: поется голосом, тянется, губы открыты,

звук гласный, обозначается красной фишкой.

Так как гласный — фишка красная. (этот материал – для детей не новый,

поэтому дети могут отвечать сами).

Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы звук –Э звучал чисто и красиво, давайте выполним несколько

упражений: лопаточка, чашечка, грибок, вкусное варенье. Качели….

Пальчиковая гимнастика.

- Сейчас –Э поможет нам размять пальчики:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик - это Я.

Вот и вся моя семья.

Работа по теме:

А) Игра «Поймай звук Э»:

Давайте включим ушки

Приготовим хлопушки и поймаем звук-Э.

- из ряда звуков: У, И,О, Э, Ы А, У,Э, И,Ы, О, Э, А, У, О, Ы,И, С, Э, У,И,

Ш,Ы, О, Э, И, А, О, Ы, У и т.п.

- из ряда слогов: ЭТ, ТЭ, ОП, ИП, ЭК, ЕТ, ПЕ, ПА,СЭ, КИ, ЭМ, КЫ, КУ, НЭ,

ПО, ЫП и т.п.

-из ряда слов: этажерка, телефон, эскимос, эскалатор, мир, этажи, тишина ,

электросварщик, ананас, экипаж , сила, огород, электроприбор, облако,

эвкалипт, игрушка, экскаватор, элеватор, автобус, эму:

- Проверим вашу память, какие слова со звуком –Э, вы запомнили?

Б) Игра «Попугай» - запомни и повтори.

ПЭ-ТЭ-КЭ-ХЭ

МЭ-НЭ-БЭ-ВЭ

СЭ-ЗЭ-КЭ-ГЭ

ЭХ-ЭК-ЭП-ЭТ

В) Проговаривание слов сложной слоговой структуры, деление слов на слоги,

определение самого короткого и самого длинного слова: эквилибрист,

электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр,

экипаж, электроприбор, эвкалипт.

6. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

7. Знакомство с буквой Э:

А) Это — Э с открытым ртом

И большущим языком.

Буква Э — как ни взгляни –

Увидишь клещи и клешни.

- На что по вашему похожа буква Э? (ответы детей).

-Найдите в кассах домик буквы-Э. запомните его место.

Работа с разрезной азбукой.

Рассматривание карточки с буквой Э, выкладывание слогов и слов: эс, эп, эк,

эм, эн, эк, эт,пэ, сэ, кэ, мэ, нэ, хэ, тэ, это, эта, этот, эти, эхо, Эмма, Эдик, эму,

поэт, поэты, поэма, поэмы, эскимо, эскимос, эскимосы.

Написание буквы.

- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в

воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и

указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия:

ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем,

влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети

повторяют за мной.)

- Рисование буквы Э в воздухе пальчиком или ручкой. Печатание буквы Э на

доске и в тетрадях, а так же слогов и слов (в зависимости от уровня детей).

8. Итоговая беседа. Рефлексия.

- с какой буквой познакомились?

- какой звук повторили?

- дайте характеристику этому звуку?

- какие еще гласные звуки знаете?

— Ребята, я вам хочу подарить смайлики, но они разные. Посмотрим.

— Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

— Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями

— возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их

старались преодолеть — задумчивого смайлика, а если совсем трудно —

грустного.

Литература:

1. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей

дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.-

3изд.-М.: Айрис-пресс, 2005.

2.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6=7 лет. Конспекты фронтальных

занятий 3 периода обучения в подготовительной логогруппе.



В раздел образования