Автор: Жаровских Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" № 34
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, г. Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
В современном образовании одной из актуальных проблем является
подготовка ребёнка к школьному обучению. На начальном этапе обучения в
школе практически все дети испытывают затруднения с письмом: быстро
устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание
букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы. Успех в обучении
ребенка в школе напрямую зависит от уровня развития школьно-значимых
функций и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В
плане подготовки ребенка к школе большинство родителей, все свои усилия
направляют на подготовку чтения и счета. Взрослые даже не представляют,
насколько важна тренировка у ребенка мелкой моторики, которая является
одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Что же такое мелкая моторика и почему так важно развитие мелкой
моторики рук для детей? Физиологи под этим выражением подразумевают
движение мелких мышц кистей рук. В пальцах людей находится много
нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в
соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание
ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше
разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться
многие его способности. Кроме того, в головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие
отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость.
К области мелкой моторики относится много разнообразных движений:
от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит
почерк человека.
Значение мелкой моторики
Движение
рук
–
это
основа
для
формирования
навыков
самообслуживания у детей.
Уровень развития мелкой моторики является одним из важных
показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и
стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление,
память, внимание.
Виды организованной деятельности и их направления, где можно с
успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.
Познание:
Социализация (игровая деятельность).
Труд (самообслуживание).
Безопасность (сохранение жизни и здоровья).
Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и
продуктивная деятельность).
Формирование
элементарных
математических
представлений
(количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).
Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех
компонентов устной речи).
Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой
гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Физическая
культура
(физкультминутки,
пассивная
гимнастика
(массаж))
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного
труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к
письму. Все это способствуют развитию мелкой моторики.
Дети любят создавать поделки и композиции из природного материала
(семян яблок, арбуза, кедровых орешков и др.), из камешков, пуговиц, путем
обрывания бумаги, из ниток, способом тестопластики.
Поощряя
желание
детей
рисовать
в
свободное
время,
даем
возможность ребенку в рисунке отражать окружающий мир, развивать
фантазию, воображение. И что не менее важно, орудуя карандашом и
бумагой, развивает двигательные навыки руки.
Использование детьми в лепке разных материалов - составление узоров
камешками, семенами растений, крупами - это кропотливый, интересный
труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику –
согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, детей
привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно
использовать в играх, инсценировках.
При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться
материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и
умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения
руки.
Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической
моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету
фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша.
Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда и т.д. Для
штрихования используются книжки для раскрашивания. Таким образом,
чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать
разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений
пальцев рук. Результаты работы по развитию мелкой моторики видны в
проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу
ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность
движений
руки,
подготавливают
к
овладению
письмом;
формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-
третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления
ребенка.