Напоминание

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста


Автор: Жаровских Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" № 34
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, г. Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

В современном образовании одной из актуальных проблем является

подготовка ребёнка к школьному обучению. На начальном этапе обучения в

школе практически все дети испытывают затруднения с письмом: быстро

устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание

букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы. Успех в обучении

ребенка в школе напрямую зависит от уровня развития школьно-значимых

функций и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В

плане подготовки ребенка к школе большинство родителей, все свои усилия

направляют на подготовку чтения и счета. Взрослые даже не представляют,

насколько важна тренировка у ребенка мелкой моторики, которая является

одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Что же такое мелкая моторика и почему так важно развитие мелкой

моторики рук для детей? Физиологи под этим выражением подразумевают

движение мелких мышц кистей рук. В пальцах людей находится много

нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в

соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание

ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше

разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться

многие его способности. Кроме того, в головном мозге человека центры,

отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие

отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий

нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной

системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений:

от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит

почерк человека.

Значение мелкой моторики

Движение

рук

это

основа

для

формирования

навыков

самообслуживания у детей.

Уровень развития мелкой моторики является одним из важных

показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и

стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление,

память, внимание.

Виды организованной деятельности и их направления, где можно с

успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.

Познание:

Социализация (игровая деятельность).

Труд (самообслуживание).

Безопасность (сохранение жизни и здоровья).

Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и

продуктивная деятельность).

Формирование

элементарных

математических

представлений

(количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех

компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой

гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая

культура

(физкультминутки,

пассивная

гимнастика

(массаж))

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного

труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к

письму. Все это способствуют развитию мелкой моторики.

Дети любят создавать поделки и композиции из природного материала

(семян яблок, арбуза, кедровых орешков и др.), из камешков, пуговиц, путем

обрывания бумаги, из ниток, способом тестопластики.

Поощряя

желание

детей

рисовать

в

свободное

время,

даем

возможность ребенку в рисунке отражать окружающий мир, развивать

фантазию, воображение. И что не менее важно, орудуя карандашом и

бумагой, развивает двигательные навыки руки.

Использование детьми в лепке разных материалов - составление узоров

камешками, семенами растений, крупами - это кропотливый, интересный

труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику –

согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, детей

привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно

использовать в играх, инсценировках.

При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться

материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и

умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения

руки.

Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической

моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету

фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша.

Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда и т.д. Для

штрихования используются книжки для раскрашивания. Таким образом,

чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать

разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений

пальцев рук. Результаты работы по развитию мелкой моторики видны в

проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу

ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает

скованность

движений

руки,

подготавливают

к

овладению

письмом;

формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-

третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления

ребенка.



В раздел образования