Автор: Байбародских Ирина Николаевна Должность: доцент кафедры немецкого языка и методики его преподавания Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт" Населённый пункт: Курганская область, г.Шадринск Наименование материала: статья Тема: "нравственные чувства дошкольника" Раздел: дошкольное образование
Нравственные чувства дошкольника
Байбародских Ирина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования Шадринский
государственный педагогический институт, Шадринск
Человек не может быть абсолютно счастлив. В каждый
отдельный момент своей жизни он чувствует себя или умеренно, или
безмерно
счастливым,
то
несчастным,
то
находящимся
где-то
посередине
между
крайними
состояниями.
В
связи
с
этим
можно
выделить
конкретные
блоки,
характеризующие
личностный
рост
нравственных чувств каждого человека.
Нравственные чувства позволяют не только понять мотивы
другого
человека,
но
и
вызывают
эмоциональную
идентификацию.
Нравственные
чувства
возникают
и развиваются
на
основе
потребностей личности, синтеза знаний и переживаний.
Укрепляясь, стабилизируясь в психике, чувство постепенно
становится
компонентом
мотива
поступка.
А
это
означает
переход
чувства
на
высшую
ступень,
на
которой
оно,
не
утрачивая
своей
чувственной основы, тесно связывается, сплавляется с сознанием.
Устойчивое чувство начинает определенным образом влиять на
поведение
ребенка,
становится
мотивом
поведения.
Формирование
конкретного морального чувства - это его постепенное становление,
превращение
из
недифференцированной
эмоциональной
реакции
в
специфическое
чувство.
Первые
эмоциональные
реакции
ребенка,
проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, подражательны.
А.А.
Люблинская
[4],
поддерживая
точку
зрения,
что
нравственные чувства непосредственно проявляются и укрепляются в
наблюдении
за
конкретными
действиями
и
поступками
человека,
считает, что, если нет органической связи знаний (моральных понятий),
оценочного
отношения
(хорошо
-
плохо)
и
поступка,
ни
о
каком
нравственном воспитании личности говорить не приходится.
Нравственные чувства развиваются только на основе знаний,
постепенного освоения нравственных понятий, оценок. В моральном
чувстве к себе (стыд) ребенок анализирует и переживает недоброе,
негативное, требующее исправления. В моральном чувстве к другим
людям (альтруизм) чувствует притяжение к ним, сострадание, желание
доставить радость.
В
зарубежной
психологии
выдвигались
различные
теории
развития
моральных
чувств.
Одни
авторы
(В.
Штерн,
К.
Бюллер)
считали
их
врожденными,
предопределенными
наследственностью.
Другие
(например,
психоаналитики),
по
существу,
отрицали
специфичность моральных переживаний и полагали, что нравственные
чувства ребенка являются завуалированными формами проявления его
асоциальных, биологических влечений.
В
противоположность
этим
биологизаторским
концепциям,
советские
психологи
считают,
что
в
процессе
развития
ребенка
определенные нравственные чувства постепенно формируются у него
при решающем влиянии социальных условий его жизни и воспитания.
Появление
чувств
имеет
своим
источником
реальный
мир,
существующий независимо от человека, с которым человек вступает в
многообразные
связи
и
отношения.
В
процессе
взаимодействия
с
окружающей
средой
у
него
могут
возникать
ответные
реакции
на
полученные воздействия.
Возникновение
у
человека
определенного
конкретного
чувства
определяется
характером
взаимосвязи,
которая
существует
между
человеком и окружающей его действительностью.
Характерная особенность чувств заключается в том, что причины,
вызывающие их, ясны для переживающей личности. Элемент познания
обязателен
для
возникновения
чувств,
как
и
переживание,
эмоциональная реакция. Чувство может выступать в сознании человека
в других формах: может быть не полностью осознанным и выражаться
тогда, как не вольная
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний,
отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущения
приятного или неприятного, процесс и результаты его практической
деятельности.
Это
физиологический
и
социальный
процесс.
По
эмоциям определяется, что волнует личность, какие интересы являются
для неё самыми актуальными. Их природа эволюционная.
П.В. Симонов считает, что эмоциональные состояния могут быть
хорошими и плохими (настроение), полезными и вредными (боль),
положительными
и
отрицательными
(радость,
страх).
Они
характеризуются
оценкой - отражение содержания
хорошо – плохо;
побуждением, активацией - мобилизацией силы организма.
А.В.
Запорожец
утверждал,
что эмоции
выполняют
функцию
ориентировки
в
личностных
смыслах,
которые
имеют
для
него
предметы окружающего мира, новых мотивов поведения, превращая их
из знакомых в реально действующие, и в реализации имеющихся у
субъекта
мотивов
поведения,
где
проявляется
регулятивно-
побудительная
функция
эмоций.
Когнитивные
процессы
должны
служить
фактором
контроля
и
замещения
эмоций. Они
могут
мгновенно объединять в единое целое деятельность разных функций
организма и быстро давать ответную реакцию.
В
структуре
эмоций
есть
компонент
эмоционального
возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Он
обозначает
значение
эмоциогенного
события
для
субъекта:
позитивность или негативность. В этом есть знак эмоций.
Положительная
эмоция
возникает,
если
событие
оценивается
позитивно
и
наоборот.
Механизм
отрицательных
эмоций
функционирует
у
ребенка
с
первого
дня
появления
его
на
свет,
а
положительные эмоции появляются значительно позже.
Отрицательные эмоции вредны в избытке, как вредно все, что
превышает
норму,
характеризующую
то,
в
чем
организм
непосредственно
нуждается.
Они
выполняют
более
важную
биологическую функцию по сравнению с положительными эмоциями.
Характерной чертой эмоций ребенка является их живость, яркость
и
легкая
возбудимость.
Ребенок
легко
заражается
настроением
окружающих,
у
него
происходит
быстрая
и
резкая
смена
эмоций
можно наблюдать, как заплакавший маленький ребенок через несколько
минут уже смеется.
Для
переживания
и
умения
проявлять
адекватные
реакции
на
чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих
эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру
эмоциональных
воздействиях. Первые
эмоциональные
реакции
ребенка,
проявляющиеся
во
взаимоотношениях
с
людьми,
подражательны.
Он
понимает
непосредственное
значение
событий,
позднее - их обобщенный смысл.
С
возрастом
у
ребенка
развиваются
умение
регулировать
проявление
своих
чувств
и
управлять
ими.
У
них
появляются
скрываемые
чувства.
В
силу
этого
по-иному
выступает
старая
этическая категория «добро» - как содержание самой жизни, как его
деятельность. Б.И. Додонов утверждает, что устойчивая потребность
человека
в
благе
другого
отражается
в
тенденции
к
переживаниям
альтруистических эмоций.
Если эта потребность не удовлетворена, человек испытывает
тягостное
состояние.
Эмоции
как
внешнее
проявление
внутреннего
мира ребенка позволяют определить его отношения к происходящему,
способствуют личностному становлению.
Аффективный
(эмоционально-мотивационный)
компонент
проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и реакциях,
которые фиксируются в виде положительных и отрицательных эмоций,
эмоциональной чувствительности, конфликтности.
Эмоция,
возникающая
вследствие
сопереживания,
способна
«переключиться» на предмет-причину и своим развитием обеспечивать
сходное эмоциональное восприятие людьми явлений внешнего мира.
В процессе удовлетворения потребностей субъекта эмоциональные
явления распадаются на две фундаментальные группы. Одну из них
составляют
переживания,
окрашивающие
предметы
потребностей
и
превращающие их в мотивы. Для возникновения этих переживаний
достаточно обострения некоторой потребности и наличия отвечающего
ей предмета.
Под
эмоциональным
состоянием
нужно
понимать
временный
определенный функциональный уровень коры больших полушарий. С
физиологической
точки
зрения
эмоциональные
состояния
–
это
протекающий на одном уровне процесс возбуждения или торможения,
или их мозаика, в пределах одной какой-либо анализаторной системы
или коры в целом.
К ним мы относим определенные психические состояния человека.
Они,
по
мнению
В.Н.
Мясищева,
представляют
собой
одну
из
важнейших
составляющих
психики
человека,
на
них
влияет
его
фи зи ч е с ко е
с о с тоя н и е .
П с и х и ч е с к и е
с о с тоя н и я ,
в с е гд а
детерминированные извне или изнутри, зависят от индивидуальных
особенностей человека и его предшествующих состояний.
Они является переживанием и деятельностью, имеющей внешнее
выражение,
могут
быть
продолжительными
или
краткими,
более
и
менее осознанными. Н.Д. Левитов определяет их, как относительно
устойчивое
явление
психической
деятельности,
характеризующее
психику в целом.
У. Джемс рассматривал психические состояния исключительно в
интроспективном плане,
основываясь
на
внутреннем
опыте,
субъективных данных сознания.
В.
Вундт
предпринял
попытку
объединить
эмоциональные
со стояния
по
общим
признакам
в
компактную
с и с т е м у.
Ориентироваться
на
другого
–
значит
уметь
определить
его
эмоциональное состояние, проявить сочувствие, оказать содействие.
Воспитание
чувств
-
сложный
процесс.
Для
дошкольников
характерна слитность высших чувств. Один и тот же объект может
вызывать переживание, в котором слиты эстетические, этические и
познавательные
чувства.
Развитие
чувств
ребёнка
связано
с
формированием интеллекта, его мыслительных способностей, знаний о
положительно
и
отрицательно
оцениваемых
образцах
поведения.
Благодаря чему он получает возможность оценивать характер своей
деятельности, предвидеть и подготовиться к восприятию предстоящей
оценки своего поведения со стороны присутствующих.
А.А. Люблинская, утверждает, что нравственные чувства
ребёнка проявляются и укрепляются в наблюдениях за конкретными
действиями и поступками человека, что, если нет органической связи
знаний (моральных понятий), оценочного отношения (хорошо – плохо)
поступка, ни о каком нравственном воспитании личности говорить не
приходится [4].
Нравственные
чувства
вызывают
эмоциональную
иденти-
фикацию. Чувства ребенка-дошкольника становятся более глубокими.
Это связано с нарастающим социальным опытом ребенка. Дети могут
оценить поступок другого с позиции общепринятых норм поведения и
дать
какое-то
обобщенное
суждение
о
том,
что
они
услышали
и
увидели.
В научных исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н.
Леонтьева, Д.Б. Эльконина проблема развития нравственных чувств
личности
занимает
значительное
место.
Умение
владеть
своими
чувствами
психологически
означает
умение
владеть
внешним
выражением.
Чувства
общественно
и
исторически
обусловлены,
как
сама
человеческая
личность,
изменяющаяся
с
развитием
общества.
Они
возникают
как
выражение
его
отношения
к
соответствующему
поступку и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми.
Эмоции составляют форму переживания чувств.
Физиологический
механизм
чувств,
как
составляет
система
временных
связей,
от ражающая
определенную
с и с т е м у
взаимоотношений
индивида
с
окружающей
средой.
Образование,
установка и переделка временных связей и есть те процессы, которые
лежат
в
основе
образования
и
проявления
положительных
и
отрицательных чувств во всей их сложности.
И.П. Павлов показал, что различные виды чувств, испытываемые
с различной степенью интенсивности, возникают на основе работы
коры больших полушарий. «Чувства, как и мысли человека, возникают
в деятельности мозга, но любит и ненавидит, познает и изменяет мир не
мозг, а человек» [5].
Чувства – это то, что значит один индивид для другого, каждое из
них
по
определению
индивидуально.
Предметами
чувств
являются
явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для
личности и поэтому воспринимаемых эмоционально.
Характеризуя чувства, В.В. Зеньковский [3] их классифицирует
на
индивидуальные:
страх,
гнев,
чувства
к
самому
себе,
стыд;
социальные
(межиндивидуальные):
социальный
стыд,
симпатия
и
антипатия, сексуальные переживания; высшие (надындивидуальные):
моральное, эстетическое и религиозное чувство.
Чувства могут проявляться в отношении ребенка к себе
(чувство
собственного
достоинства
или
чувство
неполноценности,
уверенность или отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия
или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы,
любви).
И.П. Павлов отметил, что одним из физиологических фундаментов
чувств
являются
механизмы
динамических
стериотипов,
которые
образованы при жизни системой временных связей. Здесь возникают
чувства
тяжести
и
легкости,
бодрости
и
уставшей,
удовольствия
и
неприятности, радости, торжества и отчаяния. Часто такие чувства при
изменении
обычного
образа
жизни,
при
прекращении
обычных
занятий, потере близких имеют свою физиологическую подпочву в
значительной мере в изменении, а нарушение старого динамического
стереотипа и в сложности становления нового [5].
Список источников
1.
Абраменкова,
В.В.
Генезис
отношений
ребёнка
в
социальной психологии детства [Текст]: дис. … д-ра психол. наук. /
В.В. Абраменкова. – М., 2000.– 420 с.
2.
Запорожец,
А.В.
Игра
и
её
роль
в
развитии
ребенка
дошкольного
возраста
[Текст]
/
А.В.
Запорожец
//
Хрестоматия
по
возрастной
психологии.-
М.:
Изд-во
Московского
психолого-
социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003.- С.203-
207.
3.
Зеньковский,
В.В.
Психология
детства
[Текст]
/
В.В.
Зеньковский. – М.: Академия, 1996.-347с.
4.
Люблинская,
А.А.
О
моральных
представлениях
и
моральных
привычках
[Текст]
/
А.А.
Люблинская
//
Психология
дошкольника: хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1998.
– С. 296 – 302.
5.
Павлов,
И.П.
Избранные
произведения
[Текст]
/
И.
П.
Павлов. – М.: Изд – во АН СССР, 1949 – 546 с.
Moral feelings and emotions preschool children
Key
words:
moral
sentiments,
emotions
identity
identification
of
development